Условия успешной коммуникации
статья (10 класс)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_uspeshnosti_kommunikatsii.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешности коммуникации

Коммуникация – это личное или опосредованное взаимодействие двух или более людей с целью обмена информацией.

Успешность коммуникации – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия (Л.К. Граудина). По мнению Л. Введенской и                                                Л. Павловой, эффективная коммуникация – достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.

Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели говорящего и одновременно достижение согласия с собеседником.

Для достижения успешности общения необходимо соблюдение ряда условий:

1. Потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, или коммуникативная заинтересованность (по определению М. М. Бахтина), согласие «внимать». И это первая ступень к успешному завершению коммуникации. На заинтересованность влияют:

· глубина знакомства (например, время знакомства, наличие дружеских отношений);

· степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе);

· эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь).

2. Настроенность на мир адресата, близость мировосприятия коммуникатора и коммуниканта. Л.П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы коммуникантов. М.М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи (в аспекте речевой коммуникации). Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. Иначе говоря, успешность коммуникации определяется умением отправителя представить мир получателя и в соответствии с этим организовать передачу информации. Это способствует возникновению благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции адресанта, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора.

3.Умение адресата проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) адресанта. Речь идет прежде всего о механизмах понимания, о «декодировании» информации ее получателем в процессе превращения «внешней» речи в речь «внутреннюю», адекватном замыслу отправителя информации. Поскольку коммуникативное намерение формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла происходит параллельно линейному развертыванию информации (высказывания), получатель проделывает огромную работу по интерпретации сообщения и «реконструкции» замысла адресанта, по переосмыслению ранее принятого (услышанного, увиденного) и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника.

4. Коммуникативная компетентность. В научной литературе представлено несколько подходов к пониманию коммуникативной компетентности. Так, М.А. Василик определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социальною статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе». Ф.И. Шарков под коммуникативной компетентностью понимает «умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации».

5.Способность говорящего варьировать способы языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира. Мировосприятие индивидуума и сложившиеся мыслительные категории обусловливают такие категории языка, которые формальными средствами разных уровней языковой системы обозначают какое-либо понятие о мире. Эти категории называются функциональными, так как они показывают язык в действии. Одно и то же событие может быть актуализировано в речи с разных точек зрения – временной, пространственной, событийной и т. д. В языке существуют функциональные категории различных рангов, например, бытийности, характеризации, квалификации, идентификации, оптативности, определенности, локации.

6.Коммуникативная обстановка: присутствие посторонних, канал общения (например, телефонный разговор, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физическое состояние – все это может предопределить судьбу коммуникации.Известно, например, что в ситуации, которая близка к экстремальной, мы моментально реагируем на сообщения типа «Пожар!». Американский социопсихолог X. Кэнтрил предложил название для таких обстоятельств – «критическая ситуация». По его определению, это ситуация, в которой индивид сталкивается с не упорядоченным в какую-либо привычную систему внешним окружением, не поддающимся его пониманию и объяснению, но, тем не менее, нуждающимся в таковом. Очевидно также, что более успешной будет межличностная коммуникация, протекающая в устной форме.

7. Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Сигналами внимания собеседников являются невербальные паралингвистические средства (улыбка, жесты, мимика, взгляд…) и вербально выраженные этикетные формулы, которыевыражаются в высказываниях разнообразными средствами (приветствие, прощание, обращение…).Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые «предписывают» адресату определенную форму ответа. Например, для людей, владеющих языком, не представляет трудности толкование вопроса «Как ваши дела?» Существует стереотип ответа, речевое этикетное поведение в качестве реакции на подобные выражения («Нормально» = «Хорошо», «Ничего» = «Так себе» и пр.).

8.Общий для участников код – это нулевое, базовое условие для эффективной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ораторское мастерство и успешные коммуникации

Можно ли узнать настроение человека по его внешнему виду? Можно ли определить, какое он принял решение, если не было сказано ни слова? Можно ли обмануть так, чтобы никто этого не заметил, или уличить ...

Элективный курс "Условия успешной коммуникации"

Элективный курс "Условия успешной коммуникации": пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, тематическое планирование...

Программа элективного курса"Условия успешной коммуникации". 9 класс

Программа курса направлена на совершенствование , обогащение всего строя речи учащихся в различных ситуациях общения...

Программа элективного курса "Условия успешной коммуникации". 9 класс. 24.06.2019

Программа направлена на совершенствование речевой деятельностив учащихся в различных ситуациях общения...

Статья "Правила успешной коммуникации"

Статья о проблемах взаимодействия и взаимовлияния культур,о соотношении культуры и языка, а также поиск наилучших форм межкультурного общения....

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации (подборка упражнений)

Все учителя узнают эти упражнения, но, вероятнее всего, не многие вспомнят их все сразу. Вот поэтому я и собрала в единую подборку те упражнения, которые использую сама на разных уроках с разными по в...

Тема: «Эффективная коммуникация как условие успешной адаптации педагога»

Тренинг для сопровождения вновьприбывших педагогов....