"Слог и ударение", урок русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ерюшева Надежда Александровна

Урок изучения нового материала по разделу "Фонетика". Повторение понятий "слог", "звуки гласные и согласные", "ударение". Изучение нового материала - особенности русского ударения. Закрепление нового материала посредством выполнения упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.72 КБ
Файл Презентация1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку, проведённый в 5 классе.

Тема: «Слог и ударение»

Цели:

образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;

развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;

воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной

   ситуации.

ІІІ. Постановка цели и задач.

     ІV.  Проверка изученного материала.

V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.

VІ. Физминутка.

VІІ. Итог.

VІІІ. Домашнее задание.

Ход  урока

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».

«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?

( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)

- А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?

- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).

ІІІ. Постановка цели и задач.

 - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.

ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.

Теория (слайд 5).

1.Что такое ударение?

2.Что такое слог?

Практическое задание на повторение. Работа с карточками.

1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.

Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.

2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.

Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.

- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.

V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.

1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.

- Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)

- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.

- Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).

2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…

- Что же в русском ударении? ( слайд7)

Задание.

Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.

1 ряд – осень, листья;

2 ряд – дождливо, ненастно;

3 ряд – золотой, листья.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

VІ. Физминутка.

3. (слайд 8)

- Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.

- Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)

- Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?

( передвигается)

- Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.

Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)

- Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.

      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

      Но далеко еще до первых зимних бурь –

      И льется чистая и теплая лазурь

      На отдыхающее поле…

                                             Ф. И. Тютчев

Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его.

5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)

6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)

- Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.

А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.

Вывод: получаются разные формы слова.

Б) Следующее задание. Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)

Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.

Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.

- Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)

(Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)

- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)

VІІ. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?

VІІІ. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье октября Классная работа

Слайд 2

Орган

Слайд 3

Тема. Слог, ударение

Слайд 4

Что мы знаем? - Слова состоят из слогов ( ли-сто-пад); - Слог – это гласный звук или сочетание согласного ( согласных) с гласным (о-сень); - Слоги бывают ударными и безударными ( ба-гря´-ный ).

Слайд 5

А что нам еще предстоит узнать?

Слайд 6

Русскому языку свойственно СИЛОВО´Е ударение Кварта´лы , шофёр, инжене´ры , адреса´, плоты´, при´нял , щаве´ль , повтори´т , алфави´т , арбу´за , диало´г , по´нял , создала´, сильна´.

Слайд 7

Русское ударение РАЗНОМЕСТНОЕ (СВОБОДНОЕ) О´СЕНЬ ЛИ´СТЬЯ ДОЖДЛИ´ВО НЕНА´СТНО ЗОЛОТО´Й ОДИНО´КИЙ

Слайд 8

Русское ударение ПОДВИЖНОЕ ( В одном и том же слове, но в разных формах, оно может передвигаться с одного слога на другой) волна´ – во´лны сторона´ - сто´рону - сторо´н поня´ть – по´нял – поняла´ хихииииии

Слайд 9

Все ли слова в русском языке имеют ударение? Как правило, не имеют ударения предлоги, союзы, частицы Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев

Слайд 10

Какими особенностями обладает русское ударение? Ударение силовое разноместное подвижное Не присуще, как правило, предлогам, союзам, частицам

Слайд 11

Какую роль выполняет русское ударение ?

Слайд 12

Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны

Слайд 13

Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение?

Слайд 14

Атлас

Слайд 15

Замок

Слайд 16

Ирис

Слайд 17

Гвоздики

Слайд 18

Духи

Слайд 19

Засыпать

Слайд 20

Какую роль выполняет русское ударение ?

Слайд 21

Ударение помогает различить смысл слова (смыслоразличительная функция)

Слайд 22

Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?

Слайд 23

Что нового вы узнали сегодня по теме: «Слог, ударение»?

Слайд 24

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".

Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....

Урок русского языка в 5 классе "Слог, ударение"

Урок разработан по материалам учебника " Русский язык 5 класс" для общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.          ...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»

Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»Учитель: Барыбина Н.Н.УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.Цели деятельности учителя: познакомить обучающихс...

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".

Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....


 

Комментарии

Монгуш Екатерина Михайловна

Надежда Александровна, спасибо за разработку. Всё по теме, интересно, занимательно. Особенно понравились проблемные ситуации. Спасибо.