"Слог и ударение", урок русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок изучения нового материала по разделу "Фонетика". Повторение понятий "слог", "звуки гласные и согласные", "ударение". Изучение нового материала - особенности русского ударения. Закрепление нового материала посредством выполнения упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 18.72 КБ |
Презентация | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку, проведённый в 5 классе.
Тема: «Слог и ударение»
Цели:
образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;
развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;
воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову.
План урока:
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной
ситуации.
ІІІ. Постановка цели и задач.
ІV. Проверка изученного материала.
V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.
VІ. Физминутка.
VІІ. Итог.
VІІІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»
- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?
( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)
- А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?
- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).
ІІІ. Постановка цели и задач.
- Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.
ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах.
Теория (слайд 5).
1.Что такое ударение?
2.Что такое слог?
Практическое задание на повторение. Работа с карточками.
1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.
Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.
2. Игра «Самый быстрый». Карточкой указать номер ударного слога.
Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.
- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.
V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением.
1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.
- Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)
- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.
- Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).
2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…
- Что же в русском ударении? ( слайд7)
Задание.
Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд – осень, листья;
2 ряд – дождливо, ненастно;
3 ряд – золотой, листья.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.
- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.
VІ. Физминутка.
3. (слайд 8)
- Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.
- Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)
- Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?
( передвигается)
- Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.
Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения
4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)
- Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его.
5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)
6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)
- Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.
А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?
Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.
Вывод: получаются разные формы слова.
Б) Следующее задание. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)
Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.
Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.
- Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)
(Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)
- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)
VІІ. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?
VІІІ. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орган
Тема. Слог, ударение
Что мы знаем? - Слова состоят из слогов ( ли-сто-пад); - Слог – это гласный звук или сочетание согласного ( согласных) с гласным (о-сень); - Слоги бывают ударными и безударными ( ба-гря´-ный ).
А что нам еще предстоит узнать?
Русскому языку свойственно СИЛОВО´Е ударение Кварта´лы , шофёр, инжене´ры , адреса´, плоты´, при´нял , щаве´ль , повтори´т , алфави´т , арбу´за , диало´г , по´нял , создала´, сильна´.
Русское ударение РАЗНОМЕСТНОЕ (СВОБОДНОЕ) О´СЕНЬ ЛИ´СТЬЯ ДОЖДЛИ´ВО НЕНА´СТНО ЗОЛОТО´Й ОДИНО´КИЙ
Русское ударение ПОДВИЖНОЕ ( В одном и том же слове, но в разных формах, оно может передвигаться с одного слога на другой) волна´ – во´лны сторона´ - сто´рону - сторо´н поня´ть – по´нял – поняла´ хихииииии
Все ли слова в русском языке имеют ударение? Как правило, не имеют ударения предлоги, союзы, частицы Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев
Какими особенностями обладает русское ударение? Ударение силовое разноместное подвижное Не присуще, как правило, предлогам, союзам, частицам
Какую роль выполняет русское ударение ?
Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны
Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение?
Атлас
Замок
Ирис
Гвоздики
Духи
Засыпать
Какую роль выполняет русское ударение ?
Ударение помогает различить смысл слова (смыслоразличительная функция)
Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?
Что нового вы узнали сегодня по теме: «Слог, ударение»?
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".
Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....
Урок русского языка в 5 классе "Слог, ударение"
Урок разработан по материалам учебника " Русский язык 5 класс" для общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта....
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"
Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке. ...
«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.
Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»
Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»Учитель: Барыбина Н.Н.УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.Цели деятельности учителя: познакомить обучающихс...
Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".
Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....
Комментарии
Надежда Александровна,
Надежда Александровна, спасибо за разработку. Всё по теме, интересно, занимательно. Особенно понравились проблемные ситуации. Спасибо.