«Преставление опыта работы»
статья по русскому языку по теме
Конкурс педагогических достижений (2012-2013 учебный год).
Номинация «Открытие года».
Выступление и презентация на I этапе - «Преставление опыта работы».
Презентация доступна по ссылке http://yadi.sk/d/xNX626ft5IxtQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pervom_etape_konkursa_otkrytie_goda.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный год
Номинация «Открытие года»
I этап «Преставление опыта работы»
Овсянникова Галина Павловна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационной категории
ГБОУ лицей № 410
Пушкинского района Санкт – Петербурга
«Уча, учусь!», или интерактивные методы обучения
на уроках русского языка и литературы
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться – Овсянникова Галина Павловна. Последние два года работаю учителем русского языка и литературы в лицее № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Начиная свой педагогический путь от работы вожатой и продолжая в службе психолого-педагогической поддержки учащихся, совмещая всё это с преподавательской деятельностью, я, как и многие другие педагоги, искала ответы на вопросы: как привить ученикам самостоятельность и ответственность? как приспособить темп и глубину изучения предметов к отстающим «слабым» и скучающим «сильным»? Изучив немало методических материалов, я остановилась на технологии интерактивного обучения, которая является одной из наиболее успешных и продуктивных форм обучения и воспитания на современном этапе развития образования.
Что такое “технология интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Хочется вспомнить актуальное до сих пор высказывание Розы Люксембург: «Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других».
Согласитесь, в современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств. Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На школьной практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех. Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и сильные, и слабоуспевающие ученики. Я считаю, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае успешнее. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
В интерактивной технологии существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания. Будем помнить, что любой термин достаточно условен. Хочу предложить Вашему вниманию основные интерактивные подходы, которые я использую в своей практике.
Поскольку я работаю в среднем звене (5-7 классы), пока я использую простые интерактивные методы - работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.
На первых уроках русского языка и литературы мы проводим особое "организационное занятие" с учениками и совместно создаем "Правила работы в аудитории". Психологами давно доказано, когда дети сами «придумывают» правила, они стремятся соблюдать их, не нарушая, чем, если эти правила будут навязаны им кем-то «сверху».
Действенный способ видеть свои и чужие ошибки, уметь производить не только самооценку, но и оценивать других – это научиться взаимопроверке. Так, на уроках русского языка после написания словарного диктанта ученики обмениваются тетрадями и по образцу проверяют работу друг друга. Словарная работа при интерактивном обучении может быть и несколько видоизменена. Скажем, таким способом: семь-девять слов, написанные каждое на отдельном листе, распределяются по классу. Например, карточка со словом вырастает может быть помещена около цветка, карточка со словом сделанный – около поделки и т.д. Место слова определяется вместе с ребятами. На следующий день некоторые карточки меняются местами, ученики должны их восстановить. На третий день один из ребят расставляет слова. На четвертый день учитель подходит к тому месту, где было то или иное слово, а ученики записывают его. 90% ребят правильно записывают все слова.
Работа в парах сильного и более слабого ученика над общей темой доклада или сообщения по литературе учит ребят совместно отбирать нужный материал, систематизировать его и представлять результаты своего труда, взаимодействуя друг с другом. После выступления другие ученики задают вопросы докладчикам, на которые они отвечают вместе, иногда, каждый со своей точкой зрения. А «подсказка» успевающего ученика в таком случае становится инструментом взаимообучения, а не подачей «интеллектуальной милостыни».
При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
Следующий пример приема работы в парах – «Диаграмма Венна». Чертятся два пересекающихся эллипса. В первом и во втором эллипсах помещаются отличительные черты. В пересечении - общее между двумя понятиями. Ребята совместно обсуждают и записывают полученные в ходе обсуждения итоги.
Например, при начальных этапах изучения темы «Причастие» «Диаграмма Венна» используется для выявления общих черт у причастия и глагола (рисунок 1).
«Мозговой штурм» мы с учениками активно применяем как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. При работе над сочинением по картине в кластеры записываются слова, ассоциации, словосочетания, которые ученики предлагают в ходе совместной работы, но каждый из них потом напишет свое индивидуальное, неповторимое сочинение. А на уроке литературы такой метод поможет создать более полную характеристику героя произведения, подметить важные детали всем участникам учебного процесса.
Более сложный в плане организации, но очень интересный прием интерактивного обучения условно назван «Пила» (дословно с английского – «ажурная пила», «машинная ножовка»). Он разработан в 1978 году, но не потерял своей актуальности и сейчас. На первоначальных этапах целесообразно отводить целый урок на освоение учащимися данной техники.
Описание: 1 шаг – определить 4 темы/фрагмента темы/логических или смысловых блока для беседы и совместной работы (на начальных этапах – темы может предложить учитель), назначить регламент для работы над каждым шагом.
2 шаг - учащиеся организуются в группы по 4-6-8 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (до 3-х минут).
3 шаг - каждый член группы находит материал по своей части (до 7-10 минут).
4 шаг - «встреча экспертов». Ученики, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу (до 5 минут).
5 шаг - эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы) (до 15 минут).
Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, а учитель выступает в роли тьютора, ученики особенно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, потому что это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Нельзя забывать и об обратной связи ученика и учителя. Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учениками и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Рефлексия – способ оценить ученику и собственный опыт, и дать общую оценку уроку.
«Телеграмма» - приём актуализации субъективного опыта при помощи очень краткой записи. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание учителю, пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
«Сигнальные цветовые карточки» могут применяться в конце урока для оценки своей деятельности. «Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать» (или как вариант – «я понял изучаемый материал полностью»), «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался» (или – «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты»), «красный цвет» - «я устал, было неинтересно» (или – «я почти не понял изучаемую тему»). Во время урока такой цветовой сигнал
ученик может подать учителю или своему партнеру и получить своевременную помощь.
И в заключении хотелось бы сказать о способе оценки работы ученика на уроке. Уже давно и успешно я со своими учениками использую «накопительную» систему оценивания и перевод ее в традиционную оценку. За каждый вид работы ученик получает определенный балл по уже знакомым ему критериям, а итоговая оценка выставляется сообща с учителем.
Если говорить о результатах моей работы, стоит отметить высокий уровень качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, стопроцентную вовлеченность всех обучающихся в работу над проектами по литературе, активное посещение предметного клуба «Самиздат», участие в предметных олимпиадах.
Русский язык | Литература | |||
2010-2011 уч. год | 1 четверть 2011-2012 уч. год | 2010-2011 уч. год | 1 четверть 2011-2012 уч. год | |
5 Б класс | 90% | 100% | ||
5 В класс | 75 % | 100% | ||
6 В класс | 58% | 98% | ||
6 Б класс | 92% | 100% | ||
6 В класс | 80 % | 100% | ||
7 В класс | 60% | 98% |
Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие. Важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же приоритетным, как и сам ответ. Это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов в ходе совместной работы. Прав был Сенека, сказавший: «Уча, учусь».
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)
Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....