Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

Урок развития речи в 5 классе. Раздел "Текстоведение".Тема урока "Что такое текст". Цели урока: познакомить учащихся с отличительными особенностями текста; формировать у школьников навыки связного устного высказывания; способствовать воспитанию чувства прекрасного. На уроке учащиеся сами формулируют тему, определяют цели урока, приходят к пониманию основного вопроса урока через практическую работу с разными текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_chto_takoe_tekst_v_5_klasse.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Что такое текст.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста
  2. Формировать у школьников навыки связного устного высказывания
  3. Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

I. Актуализация знаний        

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

- Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)

-И мы начинаем наш урок, на котором  будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

- Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте.  А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое  текст. Каковы признаки текста.)

- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

- Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа

1задание.   Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

- Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)

- Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

- Докажите, что перед вами текст.

 - Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит  с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?  (о чем говорится? что именно?)

 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте  последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.  

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.   (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

     Приятна мне твоя прощальная краса,

     Люблю я пышное природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.   (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

- Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

- Закончите работу над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте  оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

- А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

- Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи и психологии: "Кто такой лидер?", 8 класс

Данный урок и презентация к нему помогут:Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в различии понятий “лидер” и “тиран”;Выявить основные психологические харак...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...

Урок развития речи на тему «Что такое эпистолярный жанр?» 5 класс

ЦЕЛИ:дать определение понятию "эпистолярное творчество", познакомить учащихся с историей письма; дать классификацию существующих видов писем, помочь учащимся уяснить разницу между ними;научи...