Обобщение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Охватывает все темы по теме "Имя существительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". 6-й класс

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

  1. систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
  2. продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
  3. воспитывать познавательную активность

ХОД УРОКА

«Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»

В. Ветвицкий

1. Работа с эпиграфом

         Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу «Имя существительное». Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

3. Станция Историческая

 «Грамматика владеет даже королями». Мольер

Сообщение. Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

4. Станция Теоретическая

Блиц-опрос.

  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Назовите грамматические признаки имени существительного.
  3. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

5. Станция Практическая

1) Что нового вы узнали о роде существительных в 6 классе?

• Запишите правильно окончания глаголов в предложениях.

Доктор Иванова выписал… рецепт больному. Архитектор Петрова защитил… новый проект. Профессор Смирнова приступил… к занятиям в университете. Тренер Горелова подготовил… спортсменов к соревнованию. Бухгалтер Сомова подписал… ведомость.

2) Игра «Составь предложение».

Составьте с данными словами предложения, употребив их:

I вариант – в мужском роде
II вариант – женском роде

Биолог, бригадир, сирота, жадина, обжора.

3)  Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

Город,  ощущение, рельс,  молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

4)  Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания 
сущ. + прилаг.

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

5). Что нового вы узнали о склонении имён существительных в 6 классе?

• Найдите среди данных существительных разносклоняемые. Поставьте их в Р., Д., Т., П. падежах.

Долина, знамя, вестибюль, свобода, стремя, история, время, экспедиция, аллея, имя, опасность, пламя, урожай.

6) Определить склонение имен существительных.

Игра «Хлопушка».

1 скл. – 1 хлопок
2 скл. – 2 хлопка
3 скл. – 3 хлопка

Капитан, машина, сердце, ровесник, лестница, герой, скатерть, мастер, фонарь, долина, горизонт, юноша, сарай, гавань, конь, кровать, кроватка, здание, лекция, змея, облако. торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

7) В каких случаях не с существительными пишется слитно, а в каких – раздельно?

• Запишите правильно, объясните написание.

Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрёк в (не)серьёзности, ошибки из-за (не)внимательности, (не)аккуратность ученицы, (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, оказаться (не)веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, большие (не)взгоды.

8) Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (-ЩИК)

• Вставьте в с суффиксы пропущенные орфограммы.

Извоз…ик, обход…ик, прессов…ик, рез…ик, руб…ик, груз…ик, съём…ик, смаз…ик, перебеж…ик, формов…ик, копиров…ик, перепис…ик, расфасов…ик, стеколь…ик, автомат…ик, лёт…ик, объезд…ик, разнос…ик, свар…ик.

9) Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

10. Синтаксическая пятиминутка

Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    
(Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  
(Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   
(Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  
(Дополнение)

11) Выпишите только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

12) Из предложенных слов выпишите существительные

а) разносклоняемые
б) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

13) Как различаются на письме суффиксы –ик, -ек?

• Запишите правильно, объясните написание.
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларёч…к.

14) Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных?

• Вставьте нужную гласную.
Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к, человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к, круж…к, точ…чка, суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч…к, пастуш…к, зайч…нок.

6. Станция Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока. 
Итоги урока, выставление оценок.

7. Станция Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение темы «Имя существительное» с использованием игровых технологий и ИКТ.

Данный урок был разработан для отчетной контрольной работы дистанционных курсов "Первое сентября". Форма - путешествие....

Модульный урок по теме "Повторение и обобщение об имени существительном"

Данный урок содержит разработку модульного урока по имени существительном, модуль для каждого ученика и листок контроля. К уроку есть презентация....

Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА)

Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА)          6 классОбобщение по теме «Существительное»...

Открытый урок в 5 классе по обобщению темы "Имя существительное"

На уроке используется объёмный материал по теме "Имя существительное" - урок-обобщение....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Урок-обобщение темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.

Урок-обобщение  темы «Имя существительное» на материале Нартского эпоса.Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Имя...

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...