Задания к уроку «Часть речи – хамелеон»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Романенко Марина Николаевна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Романенко Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 94 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Задания к уроку «Часть речи – хамелеон»

(категория рода, числа, падежа, склонение имен прилагательных)

Прочитайте выразительно фрагмент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром». Определите тему и основную мысль высказывания.

Спишите текст, согласуя прилагательные с существительным.

Жадность – это забвение (собственный) достоинства, это попытка поставить свои (материальный) интересы превыше всего, это (душевный) кособокость, (жуткий) направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость (умственный), жалкость, (желтушный) взгляд на мир, желчность в себе и других, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не (смешон), она (унизителен). Она (враждебен) себе и окружающим.

                                         Вопросы и задания.

Как вы понимаете выражение «собственное достоинство», «душевная кособокость», «умственная жухлость»? Разберите слово кособокость по составу.

К какому стилю относится данный фрагмент?

Определите роль кратких прилагательных в тексте.

Укажите род, число и падеж имен прилагательных.

Закончите предложения:

«Жадность - это …»; «Зависть - это …»; «Месть – это …», используя полные и краткие формы имен прилагательных.

Для справок: достоинство - ; кособокость - ; жухлость - .

Комментарий:

Прилагательные согласуются с существительными, то есть ставятся в тех же грамматических формах, в которых выступает существительное.

Имена прилагательные «хитрые»: они «прилагаются», приспосабливаются к роду имен существительных, по роду которых и определяется их род. Они меняют род, как хамелеоны меняют цвет своего тела, смотря по тому, какого цвета предмет, на котором они «угнездились»: зеленое растение - хамелеон зеленый; коричневая кора - хамелеон коричневый. Имена прилагательные изменяются по падежам (И.п. веселый (день), Р.п. веселого (дня), Д.п. веселому (дню), В.п. веселый (день), Т.п. веселым (днем), П.п. (о) веселом (дне)), родам (м.р. веселый (мотив), ж.р. веселая (песня), с.р. веселое (пение)), числам (ед. ч. веселый (человек), мн. ч. веселые (люди)).    

Для справки: хамелеон – 1) животное отряда ящериц, способное менять окраску; 2) (переносное) человек, который часто меняет свои взгляды, симпатии, применительно к обстановке или в угоду кому-либо.

Учимся склонять.

Просклоняйте имена прилагательные прямой, шелковый, дальний, прямая, шелковая, дальняя, прямое, шелковое, дальнее. Составьте с ними словосочетания.

И. п. прямой, прямая, прямое.

Р. п. прямого…

Д. п. ?

В. п. ?

Т. п. ?

П. п. ?

Комментарий:

В современном русском языке в склонении полных прилагательных и местоимений есть много общего.

Сравните: молодого и того, молодой и той,  синей и моей, синими и моими и т.д. Случайно ли это? Нет. Это память о происхождении полных прилагательных.

В праславянском языке полных прилагательных не было. Признак предмета выражался краткими прилагательными. В определенных случаях они могли сочетаться с указательными местоимениями  («то»), которое согласовалось с прилагательными в роде, числе и падеже.

Указательное местоимение в таких сочетаниях выполняло функцию, подобную функции определенного артикля в других языках: оно вносило в значение признака оттенок определенности, постоянства, нечто похожее есть и в современных русских говорах: изба – та, избу – ту, избы – ти и т.п. Так говорят об определенном известном предмете.

Впоследствии сочетания кратких прилагательных и местоимений слились в одно слово. В результате образовалось полное прилагательное: нову ю – новую, новы е – новые и т.п. Бывшие местоимения стали частью окончания. Вот почему так много общего в склонении полных прилагательных и местоимений.

Не ошибитесь!

  1. В данных словосочетаниях допишите окончания прилагательных; графически объясните выбор, определите падеж.

 По чист …     песку,  о грозн … вое, с прекрасн …  зарею,в тих… рощу, среди высок … травы, по лазорев… своду, о неж… ландыше, в дальн …  дорогу, майск… ветерком, в сладк… сне, о прекрасн… пении, о туманн… вечере, в син… небе, горяч…  ветерке, син… огнем.

Для справок: При выполнении данного задания может быть использована таблица.     

Падеж

Мужской род

Средний род

Женский род

В.п.

-ую, -юю

Т.п.

-ым, - им

-ым, -им

-ою, -ею

П.п.

-ом, -ем

-ом, -ем.

 

 Правописание падежных окончаний имен прилагательных определяется с помощью вопроса:

Каким (цветом)? – синим.

О каком (цвете)? – о синем.

Это правило не распространяется на прилагательные в форме мужского рода именительного падежа.

2.Запишите словосочетания певучий девичий смех в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Разберите прилагательные по составу. Чем будет различаться их морфемный состав и написание? Почему?

3. Следующие географические названия и фамилии поставьте в творительном падеже единственного числа. С двумя - тремя словами запишите предложения.

Куприн, Тихвин, Бунин, Камышин, Горюхино, Лисицын, Пушкин, Тамбов, Никитин.  

4. Прочитайте слова: беж, плиссе, коми, хаки, манси, гофре, маренго, ханты, бордо, клеш, реглан. Определите часть речи и значение слов. Распределите слова по родо-видовым группам. Составьте словосочетания с данными словами.

Для справок: Беж, бордо, маренго, хаки- цвета; ханты, манси, коми- народы; плиссе, клеш, реглан, гофре- пошив одежды.

Маренго - черный с серым отливом; хаки – коричневато-зеленый, защитный; ханты – народ, живущий в Тюменской области (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах) и в Томской области (прежнее название – остяки); манси – народ, относящийся к коренному населению Ханты-Мансийского округа; коми – народ, составляющий коренное население республики Коми; плиссе – мелкие жестко заутюженные параллельные складки на материи, о швейных изделиях: с такими складками; клеш – расширение, широкий раструб внизу (на юбке, брюках, пальто), о покрое одежды: с таким раструбом; гофре – складки, жестко заутюженные и заложенные с изгибом, об изделии: с такими складками; реглан – одежда, у которой рукав составляет одно целое с плечом,  об одежде: такого покроя.

Комментарий:

В древнерусском языке, как и в современном, были полные и краткие прилагательные. Краткие прилагательные имели те же окончания, что и существительные. Постепенно краткие прилагательные утратили склонение, так как в роли сказуемого ни зависят только от подлежащего.

Старое склонение кратких прилагательных оставило в русском языке следы, хорошо заметные в современных притяжательных прилагательных. Некоторые из них не похожи на формы других прилагательных: мамин, мамина, мамину, мамины – здесь окончания такие же, как в существительных. Причина в том, что притяжательные прилагательные входили когда-то в группу кратких прилагательных и склонялись, как существительные.

Однако, их судьба оказалась особой: в отличии от других кратких прилагательных, они сохранились в роли определений, поэтому не утратили способности склоняться, в большинстве форм ( но не во всех!) уподобились полным прилагательным.

Вот и получилось у притяжательных прилагательных такое «смешанное» склонение: мамин – маминого – мамину – маминой – мамины - маминых.

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного, а также множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к существительными неодушевленным: В зимние сумерки нянины сказки Саша любила (Н. Некрасов), и с родительным, если относится к существительным одушевленным: Охотник перенес волчьих щенков в дом.

Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин), образованные от собственных имен при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

Название городов (Камышин, Бородино, Пушкино и т.д.), населенных пунктов в мужском и среднем роде на  -ов(о), -ев(о) склоняются во всей падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных –ом (под Бородином, Камышином, но с Бородиным, с дедовым ружьем и др.).

В русском языке существуют несклоняемые прилагательные. Они присоединяются к имени существительному примыканием и обычно находятся после существительного: юбка плиссе, цвет хаки и т.д.

Работаем над нормой.

Согласуйте имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках.

Характерный (композитор, опера), свойственный (композитор, опера), похожий (отец, шар), подобный (отец, шар), полный (отвага), достойный (уважение), чуждый (лесть), рад (друг), дорог (мать), верен (дружба), горд (родина), доволен (сын).

Для справок: характерный (для кого? для чего?), свойственный (кому? чему?), похожий (на кого? на что?), подобный (кому? чему?), полный, достойный, чуждый (чего?), рад, дорог, верен (кому? чему?), горд, доволен (кем? чем?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к уроку «Часть речи – хамелеон»

Методическая разработка урока...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Открытый урок "Части речи" ( 9 класс)

Урок по теме: «Повторение изученных частей речи» - 1 урок в разделе «Части речи». При подготовке и проведении урока учитывались требования программы для коррекционной шк...

Презентация к уроку "Части речи"

Для проведения урока по теме "Части речи" была создана компьютерная презентация. Использование презентации позволяет лучше усвоить изучаемый материал....

Конспект урока " Части речи"

Конспект урока может быть использован при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию по теме: " Части речи"...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Урок "Части речи"

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтом...