Урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Части речи" | 29.98 КБ |
urok_chasti_rechi.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Части речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).
Задачи:
- Продолжить обучать учащихся различать части речи, учить школьников применять теоретический материал на практике.
- Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь.
- Воспитывать интерес к различным видам спорта, здоровому образу жизни.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные карточки для правил; индивидуальные карточки «Части речи»; карточки с текстами.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Древняя пословица права.
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.
II. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение – части речи.
- Не с глаголами пишется слитно.
- Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова.
- Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется.
- Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
- В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
- Спорт, спортивный, спортсмен – родственные слова.
III. Словарная работа:
трен..ер
трен..ровать
- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).
- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).
- Какой части речи не хватает? (прилагательное и местоимение).
- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)
- Замените существительное местоимением (он).
IV. Работа по теме урока:
- Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Сегодня мы повторим все, что мы знаем о частях речи.
- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).
- Какие части речи мы знаем?
- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Глагол | ||
Местоимение |
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | Называет предмет | кто? что? |
Имя прилагательное | Называет признак предмета | какой? какая? какое? какие? |
Глагол | Называет действие предмета | что делать? что сделать? |
Местоимение | Указывает на предмет | кто? что? |
Имя существительное
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.
- Выпиши из предложений все имена существительные:
Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.
Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство, велосипед, поклонники, Россия, укрепление, здоровье.
- Назовите одушевлённое имя существительное.
- Назовите собственные имена существительные.
- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.
- Определите род и склонение имён существительных.
Имя прилагательное
Ученикам раздаются карточки. Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.
Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________ и одновременно __________ вид спорта.
Слова для справок: красивый, увлекательный, полезный, приятный.
Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.
- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)
- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.
Глагол
Задание: в тексте найти и подчеркнуть подлежащие и сказуемые.
В современном мире люди всё меньше и меньше двигаются. Организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость.
- Какой частью речи являются сказуемые? (глаголы)
- Как пишется частица не с глаголами? Найдите пример в тексте, приведите свои примеры.
- Объясните правописание глаголов с -тся.
Местоимение
Местоимение работает за имя существительное.
- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на личные местоимения.
Особенно важен спорт для ребёнка. Спорт помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то дети не устают на уроках, реже болеют.
(Особенно важен спорт для ребёнка. Он помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то они не устают на уроках, реже болеют).
- В каком лице и числе стоят местоимения в тексте?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:
1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».
5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.
V. Итог урока:
- Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.
1. Имя существительное – это…
2. Имя прилагательное – это…
3. Глагол – это…
4. Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.
VI. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Части речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).
Задачи:
- Продолжить обучать учащихся различать части речи, учить школьников применять теоретический материал на практике.
- Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь.
- Воспитывать интерес к различным видам спорта, здоровому образу жизни.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные карточки для правил; индивидуальные карточки «Части речи»; карточки с текстами.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Древняя пословица права.
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.
II. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение – части речи.
- Не с глаголами пишется слитно.
- Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова.
- Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется.
- Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
- В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
- Спорт, спортивный, спортсмен – родственные слова.
III. Словарная работа:
трен..ер
трен..ровать
- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).
- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).
- Какой части речи не хватает? (прилагательное и местоимение).
- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)
- Замените существительное местоимением (он).
IV. Работа по теме урока:
- Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Сегодня мы повторим все, что мы знаем о частях речи.
- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).
- Какие части речи мы знаем?
- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Глагол | ||
Местоимение |
Часть речи | Значение | Вопросы |
Имя существительное | Называет предмет | кто? что? |
Имя прилагательное | Называет признак предмета | какой? какая? какое? какие? |
Глагол | Называет действие предмета | что делать? что сделать? |
Местоимение | Указывает на предмет | кто? что? |
Имя существительное
Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.
- Выпиши из предложений все имена существительные:
Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.
Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство, велосипед, поклонники, Россия, укрепление, здоровье.
- Назовите одушевлённое имя существительное.
- Назовите собственные имена существительные.
- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.
- Определите род и склонение имён существительных.
Имя прилагательное
Ученикам раздаются карточки. Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.
Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________ и одновременно __________ вид спорта.
Слова для справок: красивый, увлекательный, полезный, приятный.
Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.
- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)
- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.
Глагол
Задание: в тексте найти и подчеркнуть подлежащие и сказуемые.
В современном мире люди всё меньше и меньше двигаются. Организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость.
- Какой частью речи являются сказуемые? (глаголы)
- Как пишется частица не с глаголами? Найдите пример в тексте, приведите свои примеры.
- Объясните правописание глаголов с -тся.
Местоимение
Местоимение работает за имя существительное.
- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на личные местоимения.
Особенно важен спорт для ребёнка. Спорт помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то дети не устают на уроках, реже болеют.
(Особенно важен спорт для ребёнка. Он помогает развитию всего организма. Если дети находятся в хорошей физической форме, то они не устают на уроках, реже болеют).
- В каком лице и числе стоят местоимения в тексте?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:
1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.
2) Снежное покрывало все поле покрывало.
3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».
5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.
V. Итог урока:
- Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.
1. Имя существительное – это…
2. Имя прилагательное – это…
3. Глагол – это…
4. Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...