Лингвистическая игра "Что в имени тебе моём?.."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Мероприятие в форме игры для учеников 8 класса пробуждает интерес к антропонимике и ономастике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вахонина Г.А. «Что в имени моём…» МОБУГ №2, г.Новокубанск, Краснодарский край
Сценарий внеурочного мероприятия
«Что в имени моём…»
Оборудование:
карточки с именами и их значением;
портреты писателей, композиторов, художников;
сигнальные флажки,
призы.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово ведущего.
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке...
Так писал Пушкин. Однако имя Александра Сергеевича Пушкина оставило не мёртвый, а живой след в памяти потомков. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки становятся известными благодаря его имени. Отсюда и говорят: у него доброе имя, или он опозорил своё имя, или лишился доброго имени.
И сегодняшний наш вечер посвящён именам, которые мы носим, по которым нас знают, с которыми мы останемся в памяти потомков.
У нас в гостях наука, изучающая имена людей. Она называется АНТРОПОНИМИКА (от греч. АНТРОПОС – человек, ОНОМА – имя).
II. Выступление девочки в роли науки АНТРОПОНИМИКИ.
Ребята, отгадайте загадку. Что даётся одному человеку, а пользуются этим все? Правильно, ИМЯ.
Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов. У каждого народа есть свои замечательные имена, которые могут заимствоваться другими народами. Иногда бывает очень трудно установить происхождение того или иного имени. Вот, например, какое мужское имя считается у нас самым типичным, характерным русским именем, любимым в нашем народе? Как звали обычно главного героя русских народных сказок? Как вы говорите, Иван? А вот и нет! Иван – имя не русское по своему происхождению. Иваны имеются в других странах. Правда, наш русский Ваня, встретив своего иностранного «тёзку», не сразу узнает в нём себя, и наоборот. А кто знает, как будут звать французского Ивана? Жан!
Где же родилось это имя?
Тысячелетия назад среди малоазиатских иудеев было распространено имя Иехоханан. На их языке оно означало «милость божья», «дар бога». Вместе с христианской верой имя проникло в Грецию. Постепенно греки выбросили из него неудобные им звуки и переделали в Иоаннес. Потом это имя распространилось по всей Европе, приспособилось к разным языкам.
Как же будет звучать имя Иван по-немецки? – Иоганн.
По-фински и по-эстонски? – Юхан.
По-испански? – Хуан.
По-итальянски? – Джованни.
По-английски? – Джон.
По- польски? – Ян.
По- армянски? – Ованэс.
По-болгарски? – Он.
А вот ещё одно многоликое имя – греческое (по происхождению - восточное) Иосиф. Как оно звучит по-русски? – Осип.
А по-итальянски? – Джузеппе.
По-испански? – Хосе.
По-английски? – Джозеф.
По-турецки? – Юсуф.
Можно проследить историю многих имён, меняющих свой облик у разных народов. И всё это в моём ведении, науки АНТРОПОНИМИКИ.
III. Слово ведущего.
А теперь мы с удовольствием обратимся к нашим именам.
Приглашаю участников викторины занять места за игровыми столами.
Наша викторина будет проходить в виде состязания двух команд в несколько раундов.
1 раунд. «НАШИ ИМЕНА»
а) Две девочки в нашем классе носят это старинное римское имя, возможно, не подозревая, что в итальянском варианте это имя главной героини известной трагедии Уильяма Шекспира. Какое это имя? (Юлия, Джульетта)
б) Одно из самых распространённых в наше время имён, римское родовое имя, означающее «высокий, уважаемый». (Сергей)
в) Это имя означает «мужественный защитник людей» (в переводе с греческого). Его носил полководец, государственный деятель Древнего мира, живший в 356-323 гг. до н.э. Это имя носили и русские цари. (Александр)
г) Это греческое женское имя означает «факел, солнечный свет». Но в нашем народе оно приняло ласковую форму и вошло в русские народные песни, сказки. Этим именем названа даже шоколадка. Оно есть и в нашем классе. (Елена, Алёнка)
д) В переводе с греческого это имя означает «защитник». Его носил один из русских былинных героев. Встречается оно также в произведениях Льва
Толстого, Максима Горького и других писателей. Так зовут и вашего одноклассника. (Алексей)
е) Один из мальчиков нашего класса назван именем (точнее – вариантом этого имени) древнегреческого бога жизненных сил природы, бога вина, покровителя виноделия, весёлого, любящего празднества, маскарады, театральные представления. Какое имя носит ваш одноклассник? Это имя носил и герой войны 1812 года. (Денис – от Дионисий)
ж) Одно из любимых в России, греческое имя, означает «чистая, благопристойная». Этим именем называли и императриц, и простых девушек. Оно хорошо поётся… Это имя и вашей одноклассницы. (Екатерина)
з) Редкое, можно сказать, экзотическое имя носит одна из девочек в классе. В переводе с латинского оно значит «белая». Но вы все называете её коротким и ласковым уменьшительным именем, напоминающим русские сказки. Каким? (Аля, Альбина)
и) Это издавна известное на Руси имя, заимствованное из скандинавского языка, означает «святая». Существует и мужской вариант этого старинного имени. Как зовут вашу одноклассницу? (Ольга)
к) Этим именем называют мальчиков в честь двух римских императоров II века н.э. Так звали и русского писателя, сказавшего: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этим именем назван и ваш одноклассник. (Антон)
л)Прекрасное женское имя, гармоничное и благозвучное, которое в переводе с древнееврейского означает «грация, миловидность, милость, благодать». (Анна)
м) «Невредимый, здоровый» - таково значение греческого имени, которое носят некоторые мальчики и в вашем классе. Имя довольно редкое, но оно встречается в своём варианте в сказке А.Н.Толстого «Приключения Буратино». (Артём – Артемон)
н) Любимым именем Пушкина было Мария. Но родным для него было имя другое, принадлежавшее женщине, которой он отдал всё, назвав её «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец». (Наталья – лат. «родная»)
о) Греческая героиня, дочь героя, несущая и означающая «мир». (Ирина)
п) «Воскресшая, возрождённая» - так зовут вашу одноклассницу (в переводе с греческого). Она действительно полна огня, задора. (Анастасия)
2 раунд. «ВЕЛИКИЕ ИМЕНА»
Какие имена носили эти великие люди?
Такие имена есть в нашем классе.
а) Писатель Платонов, автор любимой нами сказки «Волшебное кольцо»? (Андрей – греч. «мужественный, храбрый»)
б) Композиторы Шостакович, Кабалевский? (Дмитрий – греч. «служитель богине земледелия, плодородия Деметре)
в) Детский писатель Успенский, автор многих сказок, в том числе про Чебурашку, крокодила Гену, обезьянку Анфиску? (Эдуард – заимствованное имя с неизвестным значением)
г) Художники Суриков, Перов, Тропинин? (Василий – греч. «царь, царственный»)
д) Жена генерала Волконского, участника декабристского восстания, одна из первых, последовавшая за мужем в Сибирь. Кстати, в неё, 15-летнюю, был влюблён Пушкин, посвящал её стихи. Это имя – любимое Пушкина, многие героини поэта названы им. (Мария)
е) Имя среднеазиатского эмира и полководца. По-тюркски оно означает «железо». (Тимур)
ж) Это имя с неясным значением, явно нерусского происхождения, известно как имя величайшей звезды современной эстрады. (Алла)
3 раунд. «ИССЛЕДУЕМ ИМЕНА»
а) Подумайте, какие же исконно русские имена носят девочки нашего класса? Их значение не должно оставлять никаких сомнений. (Надежда, Людмила, Светлана, Вера)
б) В нашем классе один мальчик и одна девочка носят одно имя (в мужском и женском вариантах). Это издавна известное на Руси имя, заимствованное из скандинавского языка, означает «святой» и «святая». Какие имена носят наши одноклассники? (Ольга и Олег)
в) Подобрав однокоренные слова (нарицательные существительные, прилагательные), попробуйте определить значение имени Максим. (Максим – лат. «самый большой, величайший»)
г) В классе есть мужской и женский варианты одного имени, в переводе с греческого означающего «благородный» и «благородная». Какое это имя? (Евгений, Евгения)
д) Подумайте, какие из исконно славянских мужских имён присутствуют в вашем классе? Что они означают, по вашим предположениям? (Владимир – «владеющий миром»; Вячеслав – «стремящийся к славе», «вяче» - «больше»)
е) Многие считают, что это женское имя исконно русское. Если бы я попросила дать его толкование, то вы не затруднились бы, поэтому, наверное, так называют мамы своих долгожданных дочек, считая их божьим подарком. На самом деле это старинное редкое имя, в переводе с древнеперсидского означающее «повелительница, победительница». Какое это имя? (Дарья)
ж) В классе есть украинское и белорусское имена, которые имеют аналоги у русского народа. Одно – имя гоголевской героини, другим именем названа повесть Куприна. Добавлю, что оба имени начинаются с одной буквы. (Оксана – Ксения, Аксинья, греч. «гостеприимство»; Олеся – значение туманно, но по исследованиям нашей группы, возможно, в честь языческого славянского бога, покровителя брака и любви Леля. Лель, ласково Лесь у украинцев и белорусов – и Олеся, Лёля)
з) Известный всем знак V – знак победы. А почему именно V и кто из наших мальчиков – «победитель» (лат.)? (Виктор)
и) Это имя (мужское) напоминает нам экзотическую, величавую птицу. Однако оно имеет совершенно противоположное значение: с лат «маленький». (Павел)
к) Женское имя в польском варианте от имени Иван. (Яна, Янина)
л) Значение имени Лев ясно: лев (греч.). А какое имя будет иметь значение «подобный льву», «похожий на льва»? (Леонид)
м) Назовите мужские и женские имена, составляющие пары. (Александр – Александра, Виктор – Виктория, Валентин – Валентина – от греч. «сильная, здоровая», Евгений – Евгения)
4 раунд. «ПОЁМ ИМЕНА»
Песенная эстафета
(команды по очереди поют куплеты из песен,
в которых присутствуют мужские и женские имена).
Ведущий:
Кроме прозвучавших в викторине имён, ребята нашего класса носят и другие экзотические имена. Вот они:
Тамара – др.-евр. «финиковая пальма»;
Карина – лат. «киль корабля», итал. «дорогая»;
Анатолий – греч. «восток»;
Вартуш – арм. имя «роза»;
Роман – лат. «римлянин»;
Руслан – заимств. из турко-татарского яз. «лев»;
Татьяна – греч. «учредительница, устроительница».
IV. Конкурс для всех.
На стене расположена
галерея портретов русских писателей и поэтов.
Любой из присутствующих на вечере
может принять участие в конкурсе,
правильно написав их имена
и опустив свою записку в почтовый ящик на столе жюри.
V. Справочное бюро.
В течение вечера работает справочное бюро,
где за условную плату – конфетку – каждый из присутствующих
может получить справку
о любом интересующем его имени.
VI. Подведение итогов викторины и конкурса.
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе «Что в имени тебе моём?»
Задачи курса: знакомство с ономастикой как наукой и как совокупностью собственных имён; рассмотрение связи ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией,...
Классный час - "Что в имени тебе моем?"
Классный час на тему "Происхождение имен, фамилий, отчеств"....
Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина
Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...
Урок – лингвистическая игра.« Мы сохраним тебя,…великое русское слово»
Проверка знаний, уровня развития речи, грамматического кругозора; развитие интереса к углубленному изучению языка;Воспитание бережного отношения к родному слову....
Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы
Устный лингвистический журнал проведен нами в рамках школьной Недели русского языка в шестом классе. Подобная форма внеклассно-предметной работы помогае...
Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."
Устный лингвистический журнал "Что в имени тебе моем?.."...
Материалы для школьной лингвистической газеты " Что в имени тебе моём?"
Данные материалы можно использовать при создании ученической газеты к декаде русского языка в школе, на уроках как дополнительный материал по ономастике....
Комментарии
Лингвистическая игра "Что в имени тебе моём?.."
Мероприятие в форме игры для учеников 8 класса пробуждает интерес к антропонимике и ономастике.