СПП с придаточными условными. 9кл.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Цель урока: -)показать особенности СПП с придаточными условными;
-) совершенствовать орфографические пунктуационные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_pridatochnymi_uslovnymi.9kl.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПП с придаточными условными. 9кл.
Цель урока: -)показать особенности СПП с придаточными условными;
-) совершенствовать орфографические пунктуационные навыки.
- Повторение изученного.
1) Вопросы на закрепление теории: в это время 1уч-ся работает возле доски, 1-2 с индив. карт.
- Какие предложения называются сложноподчинёнными?
- Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?
(Определительные, местоимённо-определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)
- К чему прикрепляются придаточные определительные? Какое место по отношению к главному занимают?
(К существительному в главном предложении. Стоят после определяемого слова.)
-Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
(Дополнению)
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
(Вопросы косвенных падежей)
- Назовите виды придаточных обстоятельственных.
(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)
-На какие вопросы отвечают придаточные времени?
(Когда? с каких пор? До каких пор?)
- На какие вопросы отвечают придаточные степени?
(Как? В какой степени? Насколько?)
- К чему прикрепляются придаточные образа действия и какое место по отношению к главному занимают?
(К сочетанию с указательным словом; после главного.)
2) На доске записаны предложения.
Задание : расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы
- И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…
(Определительное, [ сущ. ], (что…). )
- Кто сам на себя много берёт, (какой? кто именно?) тот и от других вправе ждать многого.
(Местоимённо-определит.; (Кто…), [тот… ]. )
- И нет величия там (где?),где нет простоты, добра и правды.
(Обстоят-ое, значение места, […там], (где…). )
- И вот прошло пять веков ( с каких пор?), как умер художник, а творения его живы.
( Обстоят-ое, значение времени; [ ], как ( ), а [ ]. ; сочинительная связь между 2 и 3 предлож.)
3) Работа по индивидуальным карточкам.
- Изучение СПП с придаточными условными.
- Запись на доске. ( СЛАЙДЫ )
ЛИ (ль) РАЗ
ЕСЛИ = КОГДА
ЕЖЕЛИ КОЛИ (устаревшие)
При каком условии?
- Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое. Если ( ), [ ].
При каком условии?
- Что-то случилось, раз (= если) так долго нет писем. [ ] , раз ( ).
При каком условии?
- Брожу ли (=если) я вдоль улиц шумных, вхожу ль (=если) во многолюдный храм,
сижу ль (=если) меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам.
Ли ( ), ль ( ), ль( ), [ ].
При каком условии?
- Нет, Нет! Талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда (=если ) ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой! [ ] , когда ( ).
Учащиеся делают вывод:
- придаточные условные отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?;
- Относятся ко всему главному предложению;
- Место придаточного СВОБОДНОЕ;
- Прикрепляются к предложению союзами ЕСЛИ, РАЗ, КОГДА, КОЛИ.
- Работа с учебником.
А) Сопоставительный анализ предложений. № 93.
Б) № 94, предложения 3-6 по вариантам с последующей проверкой некоторых предложений;
Схемы предложений 1,2,7 и словообразовательный разбор на доске 2 уч-ся.
Предложение 7.2. выписать, объяснить знаки препинания.
- [ ] , если ( ). 2. Если ( ) , [ ]. 7.1. Когда ( ) , то [ ]. 7.2. Если ( ), то [ ].
Ввод. сл., уверенность вводн.сл, сомнение
7.2. В самом деле , если все дождливые дни сидеть на месте , то, пожалуй , недалеко уйдёшь за лето.
Придаточные условные могут присоединяться к главной части двойными союзами
если -то (так), когда-то (так), раз-то (так).
Словообразовательный разбор: ЗА +ГУБ+И+ТЬ
В) Составить предложения по схемам:
1) [ ] , если ( ).
2) Раз ( ) , [ ].
3) [.., если ( ),…].
4) [ ] , когда ( ).
- Д\З
- № 94 (класс); выбрать из произведений Пушкина сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени, условия (индивид.)
- № 92 (устно)
- Заполнить графы таблицы «Виды придаточных предложений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе "СПП с придаточной условной частью"
Урок изучения нового материала....
Условные придаточные предложения
Презентация может быть использована как учителем, так и учениками при изучении темы " Conditionals"...
План урока на тему: "Придаточные предложения условные, причины и цели".
Тип урока : Урок-исследование.Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;познаком...
Conditionals (условные придаточные предложения)
Conditionals (условные придаточные предложения)...
Презентация " Придаточные условные предложения в немецком языке"
Презентация помогает четко и наглядно донести материал по теме "Структура сложноподчиненного предложения в немецком языке :придаточные условия"Ипользуется в качестве пособия на уроках немецкого языка ...
Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo) Система времён Сослагательного наклонения (Modo subjuntivo) Сослагательное наклонение в придаточных предложениях Условное наклонение (Modo potencial)
Сослагательное наклонение (Modo subjuntivo)1.Прошедшее несовершенное время (Pretérito imperfecto)2.Будущее несовершенное время (Futuro imperfecto) 3.Прошедшее только что совершенное время (Pretérito ...
Придаточные Условные
С помощью данной презентации вводится и отрабатывается тема Conditional Sentences....