Лингвистические карточки по русскому языку
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Лингвистические карточки по русскому языку - это своеобразный экскурс в историю языка. Он помогает школьникам сознательно усваивать учебный материал и показывать им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_kartochki.docx | 12.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистические карточки к уроку русского языка
Карточка№1.
Какое из слов содержит тот же корень, что и слово СКОП в выражении ВСЕМ СКОПОМ? (вскопать, копилка, телескоп, копье, скобка)
Карточка №2.
У некоторых глаголов с суффиксом-ну-корень в древности оканчивался на согласный звук, впоследствии утраченный, например, вместо ДВИНУТЬ и КИНУТЬ было ДВИГНУТИ и КАДНУТИ. Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте прочерка в глаголе
КА---НУТЬ. (Он встречается, например, в устойчивом сочетании КАК В ВОДУ КАНУЛ)
Карточка №3
Всем знакомое с детства баю-баю – по происходжению 1-е лицо ед. числа устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он значит?
(Баять –говорить, рассказывать)
Карточка №4
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
( Куда выплывают челны Стеньки Разина? Для ответа мысленно проплывите по реке вместе с ним и поищите в ее течении однокоренные слова. Стремнина – место со свободным, сильным течением)
Карточка №5
Изумился князь Гвидон.
"Ну, спасибо, - молвил он, -
Ай да Лебедь – дай ей, Боже,
Что и мне веселье то же"
- Какой частью речи является выделенное слово? Ответ свой мотивируйте.
(Боже – это форма звательного падежа. Сравни: О ГОСПОДИ! БОЖЕ МОЙ! Это фразеологический оборот)
Карточка №5
Героя Н. В. Гоголя Ивана Федоровича Шпоньку сосед угощает индейкой:
"- Иван Федорович, возьмите крылышко… Да что ж вы так мало взяли?
Возьмите стегнушко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: " Иван Федорович, возьмите стегнушко!"
- Какую часть индейки уговаривали взять Ивана Федоровича? На трудной стезе поисков вам помогут две строчки известной народной песни:
Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
( Стегнушко – ножка; стезя – стежка – дорога, по которой индейки ходят своими стегнышками);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическая карусель" Декада русского языка
Русский язык. Презентация. Создавалась для обучающихся 10-12 классов вечерней школы (декада русского языка и литературы). Лингвистическая игра....
Лингвистические сочинения по русскому языку (ГИА, часть С2)
ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"
Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...
Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"
Даннон внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....
Лингвистическая викторина по русскому языку для 7 класса "Самый умный"
Данное внеклассное мероприятие позволяет привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка....
Лингвистическая эстафета по русскому языку и культуре речи
Лингвистическая эстафета по русскому языку и культуре речи...
Лингвистические задачи по русскому языку
лингвистические задачи...