урок письма
творческая работа учащихся по русскому языку (10 класс) по теме
ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ПОНЯТИЕМ ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР, РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВИДАХ И ФОРМАХ ПИСЕМ, ВЫРАБОТКА НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЕМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа
Урок письма
МБОУ СОШ №7
г. Сальска
учитель
русского языка и литературы
Капустян Г. М
2012
Тема урока : УРОК ПИСЬМА
Цель урока : ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ПОНЯТИЕМ ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР
РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВИДАХ И ФОРМАХ ПИСЕМ
ВЫРАБОТКА НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПИСЕМ
Оборудование: ПОДБОРКА ПИСЕМ ( фронтовых, бытовых ), ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА , ПОРТРЕРЫ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ, РАБОТАЮЩИХ В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ, ПУБЛИКАЦИИ ИХ ПИСЕМ, РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИ НЫ « ПИСЬМО С ФРОНТА», ЗАПИСИ ПЕСЕН «Я ЧИТАЮ ПИСЬМО», « ВОЛОГДА».
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ:
СТУК В ПЕРПЛЕТ ОКОННЫХ РАМ:
«ВОЗЬМИТЕ, ДВЕ ГАЗЕТЫ ВАМ».
И ДАЛЬШЕ, В СЛЕДУЮЩИЙ ДОМ,
ОПЯТЬ С ПИСЬМОМ, ОПЯТЬ С ПИСЬМОМ,
А МНЕ КОТОРЫЙ ГОД ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ ГОВОРЯТ,
СТУЧА В ОКОШКО ПО УТРАМ:
«ВОЗЬМИТЕ, ДВЕ ГАЗЕТЫ ВАМ».
ДА, ДА, СПАСИБО, Я ВЗЯЛА,
А Я ОПЯТЬ ПИСЬМО ЖДАЛА,
ЖДАЛА, КАК ЖДЕТ ВРАЧА БОЛЬНОЙ,
КАК ЖДУТ ДОЖДЯ В ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ,
КАК ЖДУТ РАССВЕТА У ОКНА,
КОГДА ОТ СТРАХА НОЧЬ ДЛИННА...
Я НАПИШУ ПИСЬМО САМА,
Я НАПИШУ: У НАС ЗИМА,
КРУГОМ СУГРОБЫ НАМЕЛО,
НО ОТ УЛЫБОК ВСЕМ СВЕТЛО,
И ОБСЫПАЕТ, СЛОВНО СНЕГ,
ПРОХОЖИХ ЗВОНКИЙ, ЧИСТЫЙ СМЕХ»
Письмо скорее напишу,
В конверт без адреса вложу,
Пускай оно найдет само
Того, кто так же ждет письмо.
Учитель: Итак, ребята, вы поняли, что речь сегодня пойдет о письме.
Ответьте мне на вопрос, что же такое письмо?
УЧАЩИЕСЯ: В ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ СКАЗАНО:
- ПИСЬМО- СИСТЕМА ФИКСАЦИИ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ НАЧЕРТАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
- ПИСЬМО- ЖАНР см. ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
УЧИТЕЛЬ: ИТАК, НОВОЕ ПОНЯТИЕ ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО?
Учащиеся: ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА ПИСЬМО
- Изданные письма частного характера
2.Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Существует научная, публицистическая, эпистолярная литература.
Наиболее распространена художественная эпистолярная литература. В словаре Академии наук:
- Написанный в форме писем( в литературном произведении)
- Представляющий собой совокупность чьих-то писем
УЧИТЕЛЬ: Итак, речь сегодня идет об зпистолярном жанре( жанре письма) , которое, подчиняется установленным нормам и ограничениям, т. е. предполагает соблюдение норм делового этикета. В связи с этим давайте определим значения таких слов, как адресат и адресант. Найдите их лексическое значение в толковом словаре.
УЧЕНИК: Адресат – это человек, которому адресуется письмо.
Адресант –это человек, отправляющий письмо, телеграмму.
УЧИТЕЛЬ: Предлагаю поговорить о деловом письме. Какие деловые письма вам известны?
Учащиеся: Благодарственное, приглашение, заявка и любой другой деловой документ.
Учитель: Допустимы ли в деловом письме шутка, оскорбление?
УЧЕНИК: Нет.
УЧИТЕЛЬ: ВЕРНО. А теперь дадим слово ребятам, готовившим сообщение о нормах делового этикета.
УЧЕНИК: ИЗВЕСТНО, что в деловых письмах необходимо соблюдение общей тональности послания в рамках корректности и учтивости, не допускается ирония, сарказм, оскорбление
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
А) ПОБУЖДЕНИЕ АДРЕСАТА К СПЕШКЕ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ РЕШЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ: СРОЧНО, НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО И Т. Д.
Б) НАВЯЗЫВАТЬ АДРЕСАТУ ИСХОД ОСВЕЩАЕМОГО ВОПРОСА
В) НАМЕКАТЬ НА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ( прошу внимательно изучить)
УЧИТЕЛЬ: КАКИЕ ДЕЛОВЫЕ ПИСЬМА В ВАШЕМ ВОЗРАСТЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПИСАТЬ? КУДА?
УЧЕНИК: МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ЗАПРОС О ПРАВИЛАХ ПРИЕМА В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, НАПИСАТЬ ЗАЯВКУ на ПОЛУЧЕНИЕ КНИГ
УЧИТЕЛЬ: НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО НАЗВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КУДА НАПРАВЛЯЕТСЯ ПИСЬМО, УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ, А ФАМИЛИЯ АДРЕСАТА- В РОДИТЕЛЬНОМ. ВАЖНО ТАКЖЕ ПОМНИТЬ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ КОНВЕРТА, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ «ПРАВИЛАМИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ». ПРОШУ РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ НАПИСАННОГО НА ДОСКЕ ТЕКСТА.
УЧЕНИЦА: КОМУ: ИВАНОВОЙ ТАТЬЯНЕ АНДРЕЕВНЕ
КУДА: 347 600 УЛ. ЩОРСА № 17, г. САЛЬСК, РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УЧИТЕЛЬ: ХОЧУ ЗАМЕТИТЬ , ЧТО В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКЕ СУЩЕСТВУЮТ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: ГОРОД- г., ГОРОДА- гг.,
ДЕРЕВНЯ-д., ОБЛАСТЬ- обл., ПЕРЕУЛОК- пер., РАЙОН- р-н, СТАНЦИЯ- ст., УЛИЦА- ул.
УЧИТЕЛЬ: НАЙДИТЕ ОШИБКИ В СОКРАЩЕНИИ В ДАННОМ АДРЕСЕ:
РОСТОВСКАЯ ОБ., гор. БАТАЙСК, ЛЕСНОЙ ПР., д. 7, ДОРОХОВУ Н. Н.
УЧИТЕЛЬ: СПАСИБО. А СЕЙЧАС ПОПРОБУЕМ СОСТАВИТЬ ПИСЬМО- ЗАПРОС. ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ УСТОЙЧИВЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ МОДЕЛИ(стандартные выражения):
ПРОСИМ ВЫСЛАТЬ НАМ…
ПРОСИМ СООБЩИТЬ НАМ…
БУДЕМ ВЕСЬМА ПРИЗНАТЕЛЬНЫ , ЕСЛИ ВЫ…
ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ С ПРОСЬБОЙ ВЫСЛАТЬ…
ПРОСИМ ВАС ВЫСЛАТЬ УСЛОВИЯ ПРИЕМА В СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ В 2010 году
16. о5.10. ПОДПИСЬ
Давайте попробуем написать заявление ( образец высвечивается на доске).
УЧИТЕЛЬ: В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕНЫ ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ, ЭТО СТИХИ, ПОСЛАНИЯ, РОМАНЫ В ПИСЬМАХ.
НАЗОВИТЕ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДАННЫХ ЖАНРОВ.
УЧЕНИК: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»- ЭЛЕМЕНТ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА- ПИСЬМА ТАТЬЯНЫ И ОНЕГИНА.
« ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (гл. «КНЯЖНА МЕРИ» -ЗАПИСКА ВЕРЫ К ПЕЧОРИНУ.
УЧИТЕЛЬ: МОЖНО НАЗВАТЬ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО « БЕДНЫЕ ЛЮДИ»(роман в письмах) И « ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И. КУПРИНА. ПРОШУ ПРОЧИТАТЬ
ПИСЬМО ЖЕЛТКОВА ШЕИНОЙ ВЕРЕ НИКОЛАЕВНЕ.
УЧЕНИЦА:<<Я НЕ ВИНОВАТ ,ВЕРА НИКОЛАЕВНА,ЧТО БОГУ БЫЛО УГОДНО ПОСЛАТЬ МНЕ, КАК ОГРОМНОЕ СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ К ВАМ…
Я БЕСКОНЕЧНО БЛАГОДАРЕН ВАМ ЗА ТО,ЧТО ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ…
УХОДЯ,Я В ВОСТОРГЕ ГОВОРЮ:
:<<ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ >>….
ДАЙ БОГ ВАМ СЧАСТЬЯ, И ПУСТЬ НИЧТО ВРЕМЕННОЕ И ЖИТЕЙСКОЕ НЕ ТРЕВОЖИТ ВАШУ ДУШУ.ЦЕЛУЮ ВАШИ РУКИ. Г.С.Ж>>.
УЧИТЕЛЬ:ХОЧУ НЕМНОГО ОСТАНОВИТЬСЯ НА ДРУЖЕСКИХ ПИСЬМАХ И ПИСЬМАХ ВЛЮБЛЁННЫХ.ОНИ МНОГОЕ ДАЮТ ПОНЯТЬ О ХАРАКТЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ИХ ЧУВСТВАХ, ВРЕМЕНИ НАПИСАНИЯ .ЕСТЬ ПИСЬМА,,СТАВШИЕ НАСТОЯЩЕЙ ИСТОРИЕЙ, СВОЕОБРАЗНОЙ РЕЛИКВИЕЙ.
УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ ПИСЬМА:
М.ГОРЬКИЙ-БУНИНУ:
,,ДОРОГОЙ И СЛАВНЫЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ!
ПИШУ УЖЕ ВТОРОЕ ПИСЬМО ВАМ.
ПОЛУЧИЛ ВАШУ КНИЖКУ.
СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО!
ЧИТАЛ И ЧИТАЮ СТИХИ!
ХОРОШИЕ СТИХИ, ЕЙ БОГУ!
СВЕЖИЕ,ЗВУЧНЫЕ,В НИХ ЕСТЬ ЧТО-ТО
ДЕТСКОЕ, ЧИСТЫЕ,ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЧУТЬЁ ПРИРОДЫ;
КРЕПКО ЖМУ ВАМ РУКУ,,
А.ПЕШКОВ.
УЧИТЕЛЬ: А ВОТ ПИСЬМО А. БЛОКА К Л. Д. МЕНДЕЛЕЕВОЙ:
« ТЫ МОЕ СОЛНЦЕ, МОЯ РАДОСТЬ , МОЕ БЛАЖЕНСТВО….
……………………………………………………………………………………………
МОЕ БЛАЖЕНСТВО.
ТЫ ПЕРВАЯ МОЯ ТАЙНА, И ПОСЛЕДНЯЯ МОЯ НАДЕЖДА. ( ЧИТАЕТСЯ ПИСЬМО)
ТАКИЕ ПИСЬМА ОТНОСЯТСЯ К ИНТИМНЫМ.
ТЕМЕ ПИСЕМ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОСВЯЩЕНО НЕМАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО СТИХОВ, КАК НАПРИМЕР, ЭТО:
УЧЕНИЦА ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ « ОНА СИДЕЛА НА ПОЛУ И ГРУДУ ПИСЕМ РАЗБИРАЛА»
УЧИТЕЛЬ: О ПИСЬМАХ ПОЮТ ПЕСНИ. ПОСЛУШАЕМ ОДНУ ИЗ НИХ В ИСПОЛНЕНИИ АНСАМБЛЯ «ПЕСНЯРЫ» - «ВОЛОГДА»
ОСОБОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ ЗАНИМАЮТ ВОЕННЫЕ ПИСЬМА.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ПИСЬМО С ФРОНТА»
Я ЧИТАЮ ПИСЬМО,
А ЗА ОКНАМИ СОЛНЦЕ СМЕЕТСЯ,
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДЕНЬ ,
И СЕРДЦА ПРОДОЛЖАЮТ ЛЮБИТЬ,
Я ЧИТАЮ ПИСЬМО И ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ПРИДЕТСЯ,
ВСЕ, ЧТО СДЕЛАЛ ОТЕЦ, Я СУМЕЮ ВСЕГДА ПОВТОРИТЬ
…………………………………………………………………………………………
УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ ОТРЫВКИ ИЗ ВОЕННЫХ ПИСЕМ, ИЗ ПИСЕМ РОДСТВЕННИКОВ, СЛУЖИВШИХ В АФГАНИСТАНЕ , ЧЕЧНЕ.
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ОТРЫВКОВ ИЗ ПИСЬМА ученика С. ДУБОВИЦКОГО, СЛУЖИВШЕГО В АФГАНИСТАНЕ В 1979- 1980 ГОДУ, ГОВОРЯЩИХ О ПАТРИОТИЗМЕ, ЛЮБВИ К РОДИНЕ.
«НАС ПОСЛАЛИ СЮДА НА ЗАЩИТУ АФГАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. МНОГИЕ ИЗ РЕБЯТ МЕЧТАЮТ О ЗАГРАНИЦЕ, А ЧТО ЗДЕСЬ ХОРОШЕГО?...
УЧИТЕЛЬ: МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ БЛАГОДАРНЫХ ПИСЕМ ПОЛУЧАЕМ МЫ , УЧИТЕЛЯ , ОТ СВОИХ ПИТОМЦЕВ. ВОТ ТАКОЕ ПИСЬМО ПРИСЛАЛ МНЕ ВАЛЕРИЙ ЧЕРНОУСОВ( НЫНЕ ПОДПОЛКОВНИК Российской армии) тогда еще курсант военного училища:
Я пишу Вам письмо, сняв с плеча автомат.
Санька Лазарев в армии крутит баранку,
Вовка Пляка зубрит свой армейский мехмат,
Кто-то дочь свою тихо ласкает Светланку.
Стал огромным наш класс, всю страну занимает,
И оценки другие все стали у нас.
И «пятерки», и «двойки нам жизнь выставляет,
И последние, кстати, безжалостней Вас.
Вы жить нас учили достойно и смело:
По – некрасовски думать, по-ленински
Жить,
И как горьковский Данко, рискуя собою,
Людям радость всегда приносить.
Такие письма поддерживают в трудную минуту, они же являются главной оценкой работы учителя. Вот почему так важно писать и получать письма.
Хочется, чтобы вы , дорогие ребята, были грамотными адресантами и счастливыми адресатами.
А в чем вы видите разницу между официальным письмом и дружеским, армейским, интимным?
Ученик: В последних нет стандартов. Они индивидуальные, выражают чувства, переживания, идут из души, они свободны.
Учитель: Но независимо от того, какое письмо и каково его назначение, необходимо соблюдать графику письма и корректный тон. А сейчас попробуйте ответить сами себе на вопрос: от кого вы больше всего хотели бы сегодня, придя , домой, получить письмо? А кому написать? О чем? Вот это и есть ваше домашнее задание.
Домашнее задание: напишите дома письмо другу, любимому учителю, родителям, президенту, потомкам, учитывая рекомендации полученные в ходе урока.
Удачи вам и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...