урок письма
творческая работа учащихся по русскому языку (10 класс) по теме

Капустян Галина Михайловна

ЗНАКОМСТВО  УЧАЩИХСЯ  С  ПОНЯТИЕМ  ЭПИСТОЛЯРНЫЙ  ЖАНР, РАСШИРЕНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О  ВИДАХ  И  ФОРМАХ   ПИСЕМ, ВЫРАБОТКА  НАВЫКА  ПРАВИЛЬНОГО  ОФОРМЛЕНИЯ  ПИСЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа

Урок письма

                                                       МБОУ СОШ №7

                                            г. Сальска

                                        учитель

                                                                             русского языка и литературы

                                                   Капустян Г. М

2012

Тема  урока :  УРОК  ПИСЬМА

Цель  урока :  ЗНАКОМСТВО  УЧАЩИХСЯ  С  ПОНЯТИЕМ  ЭПИСТОЛЯРНЫЙ  ЖАНР    

 РАСШИРЕНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О  ВИДАХ  И  ФОРМАХ   ПИСЕМ              

 ВЫРАБОТКА  НАВЫКА  ПРАВИЛЬНОГО  ОФОРМЛЕНИЯ  ПИСЕМ

               

Оборудование:  ПОДБОРКА  ПИСЕМ ( фронтовых,  бытовых ), ВЫСТАВКА  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ЭПИСТОЛЯРНОГО  ЖАНРА ,  ПОРТРЕРЫ  ПИСАТЕЛЕЙ И  ПОЭТОВ,  РАБОТАЮЩИХ  В  ЭПИСТОЛЯРНОМ  ЖАНРЕ,  ПУБЛИКАЦИИ ИХ  ПИСЕМ,  РЕПРОДУКЦИЯ  КАРТИ НЫ « ПИСЬМО  С  ФРОНТА», ЗАПИСИ  ПЕСЕН  «Я  ЧИТАЮ  ПИСЬМО»,  « ВОЛОГДА».

                                                 ХОД  УРОКА

УЧИТЕЛЬ:

  СТУК В ПЕРПЛЕТ ОКОННЫХ РАМ:  

  «ВОЗЬМИТЕ, ДВЕ ГАЗЕТЫ ВАМ».

   И ДАЛЬШЕ, В СЛЕДУЮЩИЙ ДОМ,

   ОПЯТЬ С ПИСЬМОМ, ОПЯТЬ С ПИСЬМОМ,

    А  МНЕ  КОТОРЫЙ  ГОД  ПОДРЯД  ОДНО  И  ТО  ЖЕ  ГОВОРЯТ,

    СТУЧА  В  ОКОШКО  ПО  УТРАМ:

   «ВОЗЬМИТЕ,  ДВЕ  ГАЗЕТЫ  ВАМ».

   

    ДА, ДА, СПАСИБО, Я ВЗЯЛА,

     А Я ОПЯТЬ ПИСЬМО ЖДАЛА,

     ЖДАЛА, КАК ЖДЕТ ВРАЧА БОЛЬНОЙ,

     КАК ЖДУТ ДОЖДЯ В ПАЛЯЩИЙ ЗНОЙ,

     КАК ЖДУТ РАССВЕТА  У ОКНА,

    КОГДА  ОТ  СТРАХА НОЧЬ  ДЛИННА...

   

    Я НАПИШУ ПИСЬМО САМА,

     Я  НАПИШУ: У НАС ЗИМА,

    КРУГОМ  СУГРОБЫ  НАМЕЛО,

     НО  ОТ УЛЫБОК  ВСЕМ  СВЕТЛО,

     И  ОБСЫПАЕТ,  СЛОВНО  СНЕГ,

     ПРОХОЖИХ  ЗВОНКИЙ,  ЧИСТЫЙ СМЕХ»

    Письмо скорее напишу,

   В конверт без адреса вложу,

   Пускай оно найдет  само

   Того, кто так же ждет письмо.

Учитель: Итак, ребята, вы поняли, что речь сегодня пойдет о письме.

Ответьте мне на вопрос, что же такое письмо?

УЧАЩИЕСЯ:  В  ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ  СЛОВАРЕ  СКАЗАНО:

  1. ПИСЬМО- СИСТЕМА  ФИКСАЦИИ  РЕЧИ  С  ПОМОЩЬЮ  НАЧЕРТАТЕЛЬНЫХ  ЭЛЕМЕНТОВ.
  2. ПИСЬМО-  ЖАНР    см. ЭПИСТОЛЯРНАЯ   ЛИТЕРАТУРА.

УЧИТЕЛЬ:  ИТАК,  НОВОЕ  ПОНЯТИЕ   ЭПИСТОЛЯРНАЯ  ЛИТЕРАТУРА.  ЧТО  ОБОЗНАЧАЕТ  ЭТО  СЛОВО?

Учащиеся: ОТ  ГРЕЧЕСКОГО  СЛОВА  ПИСЬМО

  1. Изданные письма  частного характера

2.Совокупность  произведений, использующих  форму письменного обращения к  другому лицу.  Существует  научная,  публицистическая, эпистолярная  литература.

Наиболее  распространена  художественная  эпистолярная литература. В  словаре  Академии   наук:

  1. Написанный  в  форме  писем( в литературном  произведении)
  2. Представляющий  собой  совокупность  чьих-то  писем

УЧИТЕЛЬ:  Итак, речь  сегодня идет об  зпистолярном жанре( жанре  письма) ,  которое, подчиняется  установленным  нормам  и  ограничениям, т. е.  предполагает  соблюдение норм делового этикета. В  связи  с этим  давайте  определим значения таких слов, как адресат  и адресант. Найдите  их  лексическое  значение в  толковом  словаре.  

УЧЕНИК: Адресат – это  человек, которому  адресуется  письмо.

        Адресант –это  человек, отправляющий  письмо,  телеграмму.

УЧИТЕЛЬ:  Предлагаю поговорить о деловом письме. Какие деловые письма вам известны?

Учащиеся: Благодарственное,  приглашение, заявка и любой другой деловой документ.

Учитель:    Допустимы ли в деловом  письме  шутка,  оскорбление?

УЧЕНИК:  Нет.

УЧИТЕЛЬ:  ВЕРНО.  А  теперь  дадим  слово  ребятам,  готовившим сообщение о нормах  делового этикета.

УЧЕНИК:  ИЗВЕСТНО, что  в  деловых  письмах необходимо соблюдение  общей  тональности послания  в  рамках корректности  и учтивости,  не  допускается  ирония,  сарказм,  оскорбление

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

        А) ПОБУЖДЕНИЕ  АДРЕСАТА  К  СПЕШКЕ ПРИ  ВЫНЕСЕНИИ  РЕШЕНИЯ  СЛЕДУЮЩИМИ  СЛОВАМИ:  СРОЧНО,  НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО  И  Т. Д.

        Б) НАВЯЗЫВАТЬ  АДРЕСАТУ  ИСХОД  ОСВЕЩАЕМОГО  ВОПРОСА

        В) НАМЕКАТЬ  НА  НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ( прошу  внимательно изучить)

УЧИТЕЛЬ: КАКИЕ  ДЕЛОВЫЕ  ПИСЬМА  В ВАШЕМ  ВОЗРАСТЕ  ВЫ  МОЖЕТЕ  ПИСАТЬ? КУДА?

УЧЕНИК:  МОЖЕМ  СДЕЛАТЬ  ЗАПРОС  О ПРАВИЛАХ  ПРИЕМА  В  УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ,  НАПИСАТЬ  ЗАЯВКУ на  ПОЛУЧЕНИЕ  КНИГ

УЧИТЕЛЬ:  НЕОБХОДИМО  ПОМНИТЬ,  ЧТО  НАЗВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ,  КУДА  НАПРАВЛЯЕТСЯ  ПИСЬМО,  УПОТРЕБЛЯЕТСЯ  В  ИМЕНИТЕЛЬНОМ  ПАДЕЖЕ,  А  ФАМИЛИЯ  АДРЕСАТА- В  РОДИТЕЛЬНОМ.  ВАЖНО ТАКЖЕ  ПОМНИТЬ  ПРАВИЛА  ЗАПОЛНЕНИЯ  КОНВЕРТА,  ОПРЕДЕЛЕННЫЕ  «ПРАВИЛАМИ  ПОЧТОВОЙ  СВЯЗИ».  ПРОШУ  РАССКАЗАТЬ  ОБ  ЭТОМ  С  ДЕМОНСТРАЦИЕЙ  НАПИСАННОГО  НА  ДОСКЕ  ТЕКСТА.

УЧЕНИЦА: КОМУ:  ИВАНОВОЙ  ТАТЬЯНЕ  АНДРЕЕВНЕ

                      КУДА:  347 600  УЛ.  ЩОРСА № 17, г. САЛЬСК,  РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

  УЧИТЕЛЬ:  ХОЧУ  ЗАМЕТИТЬ ,  ЧТО  В  ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ  ПЕРЕПИСКЕ  СУЩЕСТВУЮТ  УСЛОВНЫЕ  СОКРАЩЕНИЯ,  КОТОРЫЕ  НЕОБХОДИМО  ЗНАТЬ:  ГОРОД- г., ГОРОДА- гг.,

ДЕРЕВНЯ-д.,  ОБЛАСТЬ- обл.,   ПЕРЕУЛОК- пер., РАЙОН- р-н,  СТАНЦИЯ- ст., УЛИЦА- ул.

УЧИТЕЛЬ:  НАЙДИТЕ  ОШИБКИ В  СОКРАЩЕНИИ  В  ДАННОМ   АДРЕСЕ:

                   РОСТОВСКАЯ  ОБ.,  гор.  БАТАЙСК,  ЛЕСНОЙ  ПР., д. 7,  ДОРОХОВУ  Н. Н.

УЧИТЕЛЬ:  СПАСИБО.  А  СЕЙЧАС  ПОПРОБУЕМ  СОСТАВИТЬ  ПИСЬМО-  ЗАПРОС.   ПОМНИТЕ,  ЧТО  ДЛЯ  ЭТОГО  МОЖНО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  УСТОЙЧИВЫЕ  ЯЗЫКОВЫЕ  МОДЕЛИ(стандартные  выражения):

              ПРОСИМ  ВЫСЛАТЬ НАМ…

             ПРОСИМ  СООБЩИТЬ НАМ…

БУДЕМ  ВЕСЬМА  ПРИЗНАТЕЛЬНЫ ,  ЕСЛИ ВЫ…

ОБРАЩАЕМСЯ  К  ВАМ  С  ПРОСЬБОЙ  ВЫСЛАТЬ…

ПРОСИМ  ВАС  ВЫСЛАТЬ  УСЛОВИЯ  ПРИЕМА  В  СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  ТЕХНИКУМ  В  2010 году

16. о5.10.             ПОДПИСЬ

Давайте попробуем написать  заявление ( образец высвечивается на доске).

УЧИТЕЛЬ:  В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ  ШИРОКО  РАСПРОСТРАНЕНЫ    ЭПИСТОЛЯРНЫЕ  ЖАНРЫ,   ЭТО  СТИХИ,  ПОСЛАНИЯ,  РОМАНЫ  В  ПИСЬМАХ.

        НАЗОВИТЕ  ИЗВЕСТНЫЕ  ВАМ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДАННЫХ ЖАНРОВ.

УЧЕНИК:  «ЕВГЕНИЙ  ОНЕГИН»- ЭЛЕМЕНТ  ЭПИСТОЛЯРНОГО  ЖАНРА-  ПИСЬМА  ТАТЬЯНЫ  И  ОНЕГИНА.

« ГЕРОЙ  НАШЕГО  ВРЕМЕНИ  (гл. «КНЯЖНА  МЕРИ» -ЗАПИСКА   ВЕРЫ  К  ПЕЧОРИНУ.

УЧИТЕЛЬ: МОЖНО  НАЗВАТЬ  ЕЩЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЕ  Ф.М.  ДОСТОЕВСКОГО  « БЕДНЫЕ  ЛЮДИ»(роман  в  письмах) И « ГРАНАТОВЫЙ  БРАСЛЕТ»  А.  И.  КУПРИНА.  ПРОШУ  ПРОЧИТАТЬ  

ПИСЬМО  ЖЕЛТКОВА   ШЕИНОЙ  ВЕРЕ  НИКОЛАЕВНЕ.

УЧЕНИЦА:<<Я  НЕ ВИНОВАТ ,ВЕРА НИКОЛАЕВНА,ЧТО  БОГУ  БЫЛО УГОДНО ПОСЛАТЬ МНЕ, КАК ОГРОМНОЕ СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ К ВАМ…

Я БЕСКОНЕЧНО БЛАГОДАРЕН ВАМ ЗА ТО,ЧТО ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ…

УХОДЯ,Я  В ВОСТОРГЕ   ГОВОРЮ:

:<<ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ >>….

ДАЙ БОГ  ВАМ СЧАСТЬЯ, И ПУСТЬ   НИЧТО  ВРЕМЕННОЕ  И  ЖИТЕЙСКОЕ  НЕ  ТРЕВОЖИТ  ВАШУ ДУШУ.ЦЕЛУЮ ВАШИ РУКИ. Г.С.Ж>>.

УЧИТЕЛЬ:ХОЧУ НЕМНОГО ОСТАНОВИТЬСЯ НА ДРУЖЕСКИХ ПИСЬМАХ  И  ПИСЬМАХ  ВЛЮБЛЁННЫХ.ОНИ  МНОГОЕ  ДАЮТ ПОНЯТЬ О ХАРАКТЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ИХ ЧУВСТВАХ, ВРЕМЕНИ НАПИСАНИЯ   .ЕСТЬ ПИСЬМА,,СТАВШИЕ  НАСТОЯЩЕЙ ИСТОРИЕЙ, СВОЕОБРАЗНОЙ  РЕЛИКВИЕЙ.

УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ ПИСЬМА:

М.ГОРЬКИЙ-БУНИНУ:

,,ДОРОГОЙ И СЛАВНЫЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ!

ПИШУ УЖЕ ВТОРОЕ ПИСЬМО ВАМ.

ПОЛУЧИЛ ВАШУ КНИЖКУ.

СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО!

ЧИТАЛ  И  ЧИТАЮ СТИХИ!

ХОРОШИЕ СТИХИ, ЕЙ БОГУ!

СВЕЖИЕ,ЗВУЧНЫЕ,В НИХ ЕСТЬ ЧТО-ТО

ДЕТСКОЕ, ЧИСТЫЕ,ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ЧУТЬЁ ПРИРОДЫ;

КРЕПКО ЖМУ ВАМ РУКУ,,

                                                                                    А.ПЕШКОВ.

УЧИТЕЛЬ:  А  ВОТ  ПИСЬМО А.  БЛОКА  К  Л. Д.  МЕНДЕЛЕЕВОЙ:

« ТЫ  МОЕ  СОЛНЦЕ,  МОЯ  РАДОСТЬ  ,  МОЕ  БЛАЖЕНСТВО….

……………………………………………………………………………………………

  МОЕ  БЛАЖЕНСТВО.

ТЫ  ПЕРВАЯ  МОЯ  ТАЙНА, И ПОСЛЕДНЯЯ  МОЯ  НАДЕЖДА. ( ЧИТАЕТСЯ ПИСЬМО)

ТАКИЕ ПИСЬМА  ОТНОСЯТСЯ  К  ИНТИМНЫМ.

ТЕМЕ  ПИСЕМ  В  ЛИТЕРАТУРЕ   ПОСВЯЩЕНО  НЕМАЛОЕ  КОЛИЧЕСТВО  СТИХОВ,  КАК    НАПРИМЕР,  ЭТО:  

УЧЕНИЦА  ЧИТАЕТ  СТИХОТВОРЕНИЕ  « ОНА  СИДЕЛА  НА  ПОЛУ И  ГРУДУ  ПИСЕМ  РАЗБИРАЛА»

УЧИТЕЛЬ:  О  ПИСЬМАХ  ПОЮТ  ПЕСНИ.  ПОСЛУШАЕМ  ОДНУ  ИЗ  НИХ  В  ИСПОЛНЕНИИ АНСАМБЛЯ  «ПЕСНЯРЫ» - «ВОЛОГДА»

ОСОБОЕ  МЕСТО  В  ЖИЗНИ  ЗАНИМАЮТ  ВОЕННЫЕ  ПИСЬМА.

ЗВУЧИТ  ПЕСНЯ  «  ПИСЬМО  С  ФРОНТА»

Я  ЧИТАЮ  ПИСЬМО,

А  ЗА  ОКНАМИ  СОЛНЦЕ  СМЕЕТСЯ,

ПРОДОЛЖАЕТСЯ   ДЕНЬ ,

 И СЕРДЦА  ПРОДОЛЖАЮТ  ЛЮБИТЬ,

Я  ЧИТАЮ  ПИСЬМО   И  ПОЭТОМУ, ЕСЛИ  ПРИДЕТСЯ,

ВСЕ, ЧТО  СДЕЛАЛ  ОТЕЦ, Я  СУМЕЮ  ВСЕГДА  ПОВТОРИТЬ

…………………………………………………………………………………………

УЧАЩИЕСЯ  ЧИТАЮТ  ОТРЫВКИ  ИЗ  ВОЕННЫХ  ПИСЕМ,  ИЗ  ПИСЕМ  РОДСТВЕННИКОВ,  СЛУЖИВШИХ  В  АФГАНИСТАНЕ , ЧЕЧНЕ.    

ЧТЕНИЕ  УЧИТЕЛЕМ  ОТРЫВКОВ  ИЗ  ПИСЬМА  ученика  С. ДУБОВИЦКОГО, СЛУЖИВШЕГО  В  АФГАНИСТАНЕ   В 1979- 1980  ГОДУ,  ГОВОРЯЩИХ О  ПАТРИОТИЗМЕ, ЛЮБВИ  К  РОДИНЕ.

«НАС  ПОСЛАЛИ  СЮДА  НА  ЗАЩИТУ АФГАНСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ.  МНОГИЕ  ИЗ  РЕБЯТ  МЕЧТАЮТ  О  ЗАГРАНИЦЕ, А  ЧТО  ЗДЕСЬ  ХОРОШЕГО?...

УЧИТЕЛЬ:  МНОГО  ИНТЕРЕСНЫХ  БЛАГОДАРНЫХ  ПИСЕМ  ПОЛУЧАЕМ  МЫ ,  УЧИТЕЛЯ , ОТ  СВОИХ  ПИТОМЦЕВ.  ВОТ  ТАКОЕ  ПИСЬМО  ПРИСЛАЛ  МНЕ  ВАЛЕРИЙ  ЧЕРНОУСОВ( НЫНЕ  ПОДПОЛКОВНИК  Российской  армии)  тогда  еще  курсант  военного  училища:

Я пишу Вам письмо, сняв с плеча автомат.

Санька  Лазарев  в армии крутит баранку,

Вовка Пляка зубрит свой армейский мехмат,

Кто-то дочь свою тихо ласкает Светланку.

Стал огромным наш класс, всю страну занимает,

И оценки  другие все стали у нас.

И «пятерки», и «двойки нам жизнь выставляет,

И последние, кстати, безжалостней Вас.

                                                       

Вы жить нас   учили  достойно и смело:

По – некрасовски думать, по-ленински

                                                             Жить,

И как горьковский Данко, рискуя собою,

Людям радость всегда приносить.

Такие письма поддерживают в трудную минуту, они же являются главной оценкой работы учителя.  Вот почему так важно писать и получать  письма.  

Хочется, чтобы вы , дорогие ребята, были грамотными  адресантами и счастливыми адресатами.

 А в чем вы видите разницу между официальным письмом и дружеским, армейским, интимным?

Ученик:  В последних нет стандартов. Они индивидуальные, выражают чувства,   переживания, идут из души, они свободны.

Учитель: Но независимо от того, какое письмо и каково его назначение, необходимо соблюдать графику письма и корректный тон. А сейчас попробуйте ответить сами себе на вопрос: от кого вы больше всего хотели бы сегодня, придя , домой, получить письмо? А кому написать? О чем? Вот это и есть ваше домашнее задание.

Домашнее задание: напишите дома письмо другу, любимому учителю, родителям, президенту, потомкам, учитывая рекомендации полученные в ходе урока.

Удачи вам и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...