Слово как объект исследования
статья по русскому языку по теме

Полякова Маргарита Владимировна

   На уроках русского языка основной единицей учебного исследования является слово. Освоение слова обучающимися - это длительный и сложный процесс, требующий от учителя определённой филологической, психолого- педагогической и методической подготовки, а для ученика погружение в слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_kak_obekt_issledovaniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная    метапредметная  конференция учащихся и учителей

“ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ТЕРМИН”

Заочная конференция для учителей «Работа с терминами на уроке….»

« Слово как объект исследования на уроках русского языка ».

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска»,  Саратовской области Полякова М. В.

   На уроках русского языка основной единицей учебного исследования является слово. Освоение слова обучающимися - это длительный и сложный процесс, требующий от учителя определённой филологической, психолого- педагогической и методической подготовки. А для ученика погружение в слово, его осмысление позволяет успешно реализовать следующие цели обучения:

  1. углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  2. совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

     Так формируется концепция языковой личности, знающей систему языка и умеющей ею пользоваться. Уже к старшим классам ученик достигает развития высшего уровня речевой способности, который соотносится с умением создавать оригинальные тексты, в том числе исследовательские, обладающие стилистическими особенностями и отвечающие прагматическим условиям общения.

     Ставя в течение всех лет обучения ученика в позицию исследователя слова, мы развиваем и совершенствуем лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся, программными требованиями мы считаем целесообразным выделить в процессе исследования слова три основных уровня.

     Первый уровень предполагает получение знаний и развитие умений по выполнению обучающимися различных видов разбора слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического; идёт освоение слова как лексико-грамматической единицы  и одновремённо как речетворческой единицы, выявляются его речетворческие способности.

     Речетворческая глубина слова, которая измеряется прежде всего его значениями, представлена в словарях, поэтому обращение к словарям разных типов - обязательная часть работы учащихся как на разных этапах уроков, так и на специализированных занятиях. Первый такой урок проводится уже в пятом классе на уроке литературы после изучения повести Дж. Даррелла «Говорящий свёрток»- «Слово о словарях».

     На данных схемах показано, как из класса в класс последовательно и поэтапно усложняется процесс исследования слова.

Аспекты исследования слова на начальном этапе.

Фонетика                                Лексика                                 Морфемика

Морфология                          Слово                            Словообразование

 

                                               

                                              Синтаксис

Постепенное усложнение работы над словом заключается в обучении многоаспектному анализу его значения (первый уровень исследования).

     

перцептивное                         лексическое                            символическое

                                                                                                  мифологическое

                                слово, его значение

грамматическое                  стилистическое                          этимологическое

    Большинство значений проверяется по специальным словарям, поэтому к старшим классам ученики получают навык использования толкового, этимологического, словообразовательного, фразеологического, грамматико- орфографического словарей. Для определения группы слов возможно выделение символического и мифологического значения. Символическое значение определяется по «Словарю символов» Дж. Тресиддера (Москва, 2001), мифологическое - по энциклопедическому словарю «Славянская мифология» (Москва, 1995).

      Значительную роль для развития творческих способностей учащихся играет выявление и анализ перцептивного значения, которое связано с субъективным, конкретно- чувственным восприятием того, что обозначает слово. На уроках при осмыслении слова обучающимся предлагается «наполнить» слово цветом, запахом, звуком, охарактеризовать предмет, который обозначен данным словом, т.е. определить перцептивное значение слова:

     Светлица (из работ шестиклассников)

       Цвет - яркий, тёплый, солнечный, жёлтый, нежный, приятный для глаз, согревающий, светло-коричневый, цвет ранней осени.

       Звук - шорохи, шёпот, потрескивание пламени в печи, негромкий скрип  половиц, урчание кота.

       Запах - сдобы, только что испечённого пирога, цветочный, запах пыли, запах дома, русской печи.

        Характер - жизнерадостный, добрый, чистый, дружелюбный, любящий, радостный, приветливый, солнечный, тёплый.

         Использование вспомогательных учебных материалов, справочной литературы, словарей, с одной стороны, языкового опыта учеников и лексикона литературных классиков, с другой, позволяет сделать процесс изучения слова более эффективным.

         На данном уровне обучения целесообразны различные тренинги, позволяющие проанализировать слово с различных сторон. Приведём образцы некоторых из них.

  1. Перед вами два слова: пригнуть и прыгнуть. На письме они различаются одной буквой.

         А какие различия в произношении этих слов, в их составе, способах образования, морфологических характеристиках связаны с этой маленькой- всего в одну букву - разницей?

  1. Вспомните рекламу чудо - йогурта, который «всем полезен, всем хорош»?

       Что, по- вашему, означает слово всем  в первом и во втором случае?

  1. Вам нужно переправить на другую сторону шоссе тележку с капустой и козу.

Козу надо (перевезти? перевести?)

Тележку надо  (перевезти? перевести?)

  1. Сопоставление значений и состава слова, толкование которого приводится в так называемых «бестолковых» словарях. Задания такого рода позволяют в занимательной форме развивать языковое чутьё.

          Сопение- дуэт.

          Безграмотный - окончивший школу без похвальной грамоты.

          Кинология- наука о кино.

          Местоимение- плацкарта.

  1. Сочинение - миниатюры по многозначным словам, омонимам, синонимам, антонимам, паронимам.
  2. Задания могут сопровождаться также словарно- орфографической работой, которая состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
  1. определение учащимися нового словарного слова;
  2. формулирование лексического значения нового слова;
  3. этимологическая справка (если она доступна учащимся);
  4. освоение написания нового словарного слова;
  5. введение слова в активный словарь учащихся.

Приведём примеры многоаспектного анализа слова из ученических работ шестиклассников.

Телескопы с линзами стали называть рефракторами. (Из книги  Г.Черненко «Звёзды, планеты, телескопы»).

Лексическое значение. Рефрактор- спец.; телескоп с линзовым объективом.

Ряд однокоренных слов с морфемным разбором: Рефрактор - рефракторный

Морфологический разбор

1.Рефракторами - сущ.

2. Н.Ф.- рефрактор; пост. Признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.; непост.-в тв.п., во мн. ч.

3. Стали называть (как?) рефракторами.

Конструирование предложений, в которых исследуемое слово играет разную синтаксическую роль.

Крупнейший в мире рефрактор стоит в Йоркской обсерватории.

Для рефракторов потребовались большие стёкла- линзы.

В крупнейшем североамериканском рефракторе поперечник объектива

более метра.

Телескоп с линзовым объективом - рефрактор.

      Второй уровень исследования слова позволяет расширить представление о его семантике и проследить отражение в слове национально- культурных особенностей. Объектом наблюдений становятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения, являющиеся превосходным тренировочным материалом для разных видов лингвистических разборов.

     Фразеологизмы обладают семантикой, которую можно выявить с помощью следующих способов семантизации: собственно- семантического определения, синонимического, описательного, перевода.

      Способ собственно семантического  определения значения фразеологизма позволяет проводить непосредственную работу с фразеологическими словарями, сборником «Крылатые слова», обращаясь к которым ученик узнаёт значение, сферу употребления, этимологию фразеологизма.

     Синонимический способ заключается в подборе синонимов-фразеологизмов и синонимов- слов к фразеологизму, значение которого выявляется.

   Описательный способ семантизации фразеологизмов заключается в последовательном перечислении смысловых, структурно- грамматических, стилистических признаков устойчивых оборотов. Иначе говоря, этот разбор проводим по следующей схеме:

  1. фразеологизм;
  2. смысловое значение;
  3. модель построения (по принципу словосочетания или предложения);
  4. со словом какой части речи соотнесён;
  5. главное слово модели или его грамматическую основу;
  6. синтаксическая роль;
  7. стилистическая принадлежность.

    Приведём примеры.

Твой отец добрый малый,- промолвил Базаров,- но он человек отставной, его песенка спета. ( И.С. Тургенев).

  1. Добрый малый - фразеологизм со значением « хороший человек»; построен по модели словосочетаний «прилагательное + существительное»; соотнесён с существительным; главное слово- существительное; в предложении является именной частью сказуемого; относится к разговорному стилю.
  2. Песенка спета - фразеологизм со значением «конец чего-нибудь»; построен по модели двусоставного предложения; состоит из существительного, выступающего в роли подлежащего, и краткого причастия- сказуемого, выражает законченную мысль; относится к разговорному стилю.

     Приведённые способы толкования устойчивых оборотов непосредственно реализуются в таких, например, заданиях: а) найти фразеологизм в тексте, определить его значение  сферу употребления; б) подобрать фразеологический синоним к слову, указать его синтаксическую роль; в) составить фразеологизмы по рисункам и в соответствии с ними повторить изученные орфограммы.

     Нам представляется целесообразным расширить анализ и дополнить его следующими заданиями:

  1. подобрать из ряда предложенных фразеологизмов один, подходящий по смыслу, значению и грамматическим формам, ввести его в предложение;
  2. составить ряд синонимов, куда бы входили: а) фразеологизмы и слова ; б) только фразеологизмы; подбор осуществить так, чтобы были уяснены смысловые и стилистические различия между ними;
  3. выяснить значение предложенного фразеологизма, подобрать к нему антоним;
  4. определить по словарю, многозначны ли предложенные фразеологизмы или имеют омонимическое значение, составить с ними предложение так, чтобы разница в значении стала очевидной.

    Третий уровень исследования слова проводится в собственно исследовательских работах. Старшеклассники, уже имеющие навыки учебной исследовательской деятельности, на уроках проводят небольшие по объёму исследования. В центре их внимания - слово как единица, свободно существующая и в устной речи, и в языке художественных произведений. Так слово получает объективную характеристику его основных значений, одновременно выявляется трансформация этих значений в авторском тексте.

    На уроке по драме А. Островского «Бесприданница» десятиклассники обсуждали, как власть денег исказила жизненные устои персонажей пьесы, которые оказались «на перепутье».

    Было определено слово, вокруг которого построен сюжет произведения (создана мотивация). Это слово «вещь». В процессе наблюдения было доказано, что именно оно стало своеобразным центром драмы. Так слово стало объектом                                        исследования на уроке. Вокруг него, по результатам наблюдений, группируются лексические ряды, элементы композиции.

     Параллельно развиваются в пьесе две сюжетные линии: продажи и купли прекрасной «вещи»- парохода «Ласточка», и продажи другой, не менее прекрасной «вещи»- Ларисы Огудаловой, бесприданницы.

    Эти две линии сюжета ученики подтвердили тематическим лексическим рядом «купли- продажи». Исследователями отмечено слово «идол», ставшее в этой пьесе символом, проведено исследование его с культурологической позиции. Так исследование слова, проведённое на уроке, позволило осознанно и глубоко изучить произведение при активной позиции класса.

     Обучающимися проводятся исследования на разнообразные темы, касающиеся многоаспектного и комплексного анализа слова, рассматривается семантика различных лексических групп, характеризуется развитие и изменение лексического значения конкретной языковой единицы, выявлялась специфика функционирования слова в устной речи и различных видах письменной речи.

     Исследуя слово, крайне важно не только и не столько углублять знания обучающихся, сколько расширять понятие «лингвистика русского языка».

     Многообразие аспектов исследования слова в школьной практике свидетельствует о том, что лексическая семантика является одной из сложных областей лингвистического исследования.

     Причины такого положения коренятся в скрытом характере системности лексики, трудности исчисления единиц словаря, объёмности, многоаспектности слова, обладающего грамматическим и собственным (лексическим) статусом, многомерности смысловых отношений слова с внеязыковой действительностью.

      Предложенная нами логика организации работы по русскому языку, включающая три уровня исследования слова, позволяет каждому участнику учебного исследования  быть успешным, так как положительной оценки достоин любой уровень полученных результатов. В ходе работы можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении отдельных этапов работы;
  2. степень включённости в групповую работу;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации, полученной при исследовании;
  5. степень осмысления информации;
  6. уровень сложности и степень владения методами исследования;
  7. оригинальность идеи и способа её реализации;
  8. уровень презентации учебного исследования;
  9. владение рефлексией и т. п.

Литература по теме.

1.Криволап Н.С. «Исследовательская работа школьников»,- Минск: Красико- Принт, 2005

2. Шведова Н.Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слова// Русский язык: Текст как целое и компоненты текста.- М.,1982

     

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креолизованный текст как объект филологических исследований

Данная статья посвящена использованию креолизованных текстов в современном учебном процессе....

Презентация проекта "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"

Предметный проект адресован учителям русского языка и литературы "Художественный текст как объект исследования эстетической функции языка и средство повышения речевой компетентности обучающихся"...

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...

презентация Город - объект исследования

Небольшой проект ученицы 11 класса "Урбанизация. Город - объект исследования"...

Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 28.10. 2020. Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования.

Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследованияЗадание1. Изучить теоретический материал по теме «Формулирование цели, определение задач, выбор предмета ...

Пректная деятельность №3.Практическая работа №2"Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования". Для группы МЖКХ-3 за 31.10.20.

Задание:1. Изучить теоретический материал по теме «Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта». См. файл.2. Перечислить конкретные эмпирические познавательные задачи ...

Индивидуализация образовательного процесса как объект исследования.

Индивидуализация образовательного процесса как объект исследования....