Члены предложения в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki-trenazhyory._chleny_predlozheniya.5_kl.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка 1. Подлежащее.
Выучи и выполни самостоятельно.
- Выучи определение подлежащего. Запиши примеры в свою тетрадь.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа Кто? Что?
Например (примеры постарайся запомнить): Незримо по лесам бродит осень. (Что бродит? – Осень.) Осень – подлежащее.
Подлежащее может быть выражено:
- существительным в именительном падеже: Ветер по морю гуляет;
- местоимением в им. падеже: Мы утомились за день;
- цельным словосочетанием: Входят семь богатырей;
- неопределенной формой глагола: Курить очень вредно.
* Место подлежащего может занимать любая часть речи:
Смелый к победе стремиться.
- В указанных ниже предложениях найди подлежащее.
- Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.
- Луг и сад покрывает первый снег.
- Два товарища по улице брели.
- Часовые козырнули генералу.
- Никто не хотел умирать.
- Учиться всегда пригодится.
- Самостоятельная работа.
Из данных предложений выпиши грамматические основы:
- Память об этой встрече я сохраню навсегда.
- Инженер завоевал уважение наших ребят.
- Прохожие придерживали руками мокрые воротники.
- Майора сопровождали несколько командиров.
- Кто-то пел за рекой протяжную песню.
Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.
1. Расскажи товарищу, что называется подлежащим. Попроси его ответить на вопросы:
- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
Попроси товарища повторить определение подлежащего. Запиши в его тетради примеры.
Расскажи товарищу, чем может быть выражено подлежащее.
По ходу рассказа записывай в его тетрадь примеры, подчеркивай подлежащие и сказуемые, указывай, какой частью речи выражено подлежащее.
Попроси товарища повторить все способы выражения подлежащего.
2. Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища подчеркнуть главные члены в каждом предложении, указать, какой частью речи выражено подлежащее. Поинтересуйтесь, сможет ли он доказать, что правильно выбрал подлежащее в 1-м и 2-м предложениях. Помоги в случае затруднения.
- 3. Предложи товарищу выполнить самостоятельно.
Сверьте ваши работы.
Карточка 2. Сказуемое.
1. Выучи и выполни самостоятельно.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи (подлежащим) и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что такое предмет? Кто он такой?
Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существительными и другими частями речи.
Сказуемое по смыслу и грамматически связано с подлежащим.
глагол
Ученик (что делает?) читает книгу.
прил.
Ученик (какой?) аккуратный.
сущ.
Этот ученик – (кто такой?) отличник.
сущ.
Книга – (что такое?) источник знаний.
прил.
Книга (какая?) интересная.
прил.
Книга (какова?) интересна.
2. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.
- Тускло светит луч лампады.
- Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.
- Тиха украинская ночь.
- Жители нашего села – хорошие охотники.
- Шубка у лисы теплая, пушистая.
- Люблю грозу в начале мая.
3. Самостоятельная работа.
Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.
Ученые считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима.
- Расскажи товарищу, какой член предложения называется сказуемым.
Попроси ответить его на вопросы:
- Что обозначает сказуемое?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
Запиши примеры в его тетрадь.
Попроси товарища повторить определение сказуемого, рассказать,
какими частями речи оно выражается и привести примеры на
каждый случай.
- Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок! Попроси товарища подчеркнуть главные члены предложения и указать, какими частями речи выражено сказуемое. Помоги в случае затруднения. Попроси товарища повторить, на какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи выражается.
- Предложи товарищу выполнить работу самостоятельно.
Карточка 3. Определение.
- Выучи, что называется определением. Запиши примеры.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Определения зависят от членов предложения, выраженных существительными. Определения чаще всего выражаются местоимениями, прилагательными, а также существительными с предлогом и без предлога.
Примеры:
Мы вошли в (какой?) сосновый бор. Сосновый – определение, так как:
- зависит от существительного,
- обозначает признак предмета,
- отвечает на вопрос какой?
- выражено прилагательным. На (какой?) высокой сосне мы увидели дупло (чье?) белки. (Можно заменить: беличье дупло.) В (чьей?) нашей школе работают кружки.
- Запиши предложения, подчеркни определения по образцу, указанному выше.
- Мы пошли вдоль реки по красивой лесной дороге.
- Середину двора занимал колодец из камня.
- Я давно не писал своим друзьям.
- В углу висела старая шинель отца.
* Докажи, что ты правильно подчеркнул определения.
- Самостоятельная работа.
Подчеркни главные члены предложения и определения:
- Сухие листья тихо шуршат под ногами.
- Луч солнца осветил вершины могучих дубов.
- Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.
- Расскажи товарищу то, что узнал об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти определение.
Попроси товарища повторить, что называется определением и ответить на вопросы:
- От каких членов предложения зависит определение?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечают?
- Чем чаще всего бывают выражены?
Попроси товарища придумать свои примеры и записать, подчеркивая определения.
- Продиктуй товарищу предложения. Попроси подчеркнуть в них определения и доказать правильность выбора. Помоги в случае затруднения.
- Предложи товарищу самостоятельно выполнить задание.
Карточка 4. Дополнение.
- Выучи определение дополнения, запиши примеры.
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) Дополнения чаще всего выражаются существительными и местоимениями в косвенных падежах и зависят от сказуемого:
чем? что?
Старик ловил неводом рыбу.
к кому?
Приплыла к нему рыбка.
- В данных предложениях найди и подчеркни дополнения.
1) Осенью белочка делает большие запасы. 2) Бобры построили сооружения. 3) Брат привез мне интересную игру. 4) Ветер сломал дерево. 5) Солнце осветило пшеничное поле.
* Над существительными и местоимениями укажи падеж.
- С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором – дополнением.
Образец: Мой брат учится в школе. Я очень люблю брата. – Школа, иней.
- Самостоятельная работа.
Перепиши, подчеркни дополнения, укажи, на какой вопрос они отвечают.
- К утру мороз высушил дорогу и тонким ледком затянул лужи.
- Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.
- Наш отряд будет украшать зал, наряжать елку, вручать малышам подарки, следить за порядком.
- Расскажи товарищу то, что узнал о дополнении.
Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти дополнение.
Попроси товарища повторить, что называется дополнением и ответить на вопросы:
- От какого члена предложения зависит дополнение?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем чаще всего бывает выражено?
- Продиктуй товарищу предложения. Попроси подчеркнуть в них дополнения и доказать правильность выбора.
- Предложи товарищу выполнить задание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.
4. Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.
Сверьте ваши работы.
Карточка 5. Обстоятельства (места и времени).
- Выучи, что называется обстоятельством, запиши примеры.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает те обстоятельства при которых происходит действие (время, место, образ действия, причину, цель и др.)
Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием. Обстоятельство времени отвечает на вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
когда?
Однажды мы отправились в лыжный поход.
как долго?
Несколько часов мы бродили по лесу.
когда?
Домой вернулись только к вечеру.
Обстоятельства места отвечают на вопросы: где? куда? Откуда?
где?
Прозрачные облака тихо плыли по небу.
откуда?
С озера веяло прохладой.
- Из данных предложений выпиши обстоятельства времени, а затем места вместе со сказуемыми.
Образец: пришел (когда?) поздно.
1) Высоко в небе невидимый самолет чертил белые полосы. 2) Утром я иду в лес. 3) Возле зоопарка друзья вышли из трамвая. 4) Боря долго не мог найти правильного ответа.
- Самостоятельная работа.
Спиши, подчеркни обстоятельства места и времени.
- В октябре за туманами где-то затерялось прошедшее лето.
- Некоторое время Аркадий продолжал говорить.
- С утра было шумно на городских улицах.
- Внизу шумел бурный поток.
- Вода падала с огромной высоты.
- Расскажи товарищу об обстоятельствах времени и места. Запиши в его тетрадь примеры, объясни, как в предложении найти обстоятельства места и времени. Попроси товарища ответить на вопросы:
- Какой член предложения поясняет обстоятельство?
- Что обозначают обстоятельства места? Времени?
- На какие вопросы отвечают?
- Какими частями речи обычно выражаются?
- Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.
- Предложи товарищу самостоятельно выполнить
работу.
Карточка 6. Обстоятельства (образа действия, причины и цели)
- Выучи, что называется обстоятельством, запиши примеры.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает время, образ действия, его причину, цель и т.д.
Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным, наречием, а также неопределенной формой глагола.
Обстоятельства образа действия отвечают на вопросы как? каким образом?
как?
К началу сентября погода вдруг резко изменилась.
Обстоятельства причины отвечают на вопросы почему? По какой причине?
по какой причине?
Скамейка в саду почернела от времени.
почему?
Строительство прекратилось из-за морозов.
Обстоятельства цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью?
с какой целью?
Мы поехали за город подышать чистым воздухом.
зачем?
Меня зачем-то позвали домой.
- Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопросы, определи вид обстоятельства.
- Боксер молниеносно ответил на удар.
- Я пропустил много уроков из-за болезни.
- Дубровский пришел проститься с Машей.
- Самостоятельная работа.
Спиши, подчеркни обстоятельства, укажи вид.
- Он пошел к телефону позвонить.
- Коршун камнем упал на свою добычу.
- Я задыхался от изнурительной жары.
- Расскажи товарищу то, что узнал об обстоятельствах образа действия, причины и цели, запиши в его тетрадь примеры, объясни, как найти обстоятельства в предложении и определить его вид.
Попроси товарища ответить на вопросы:
- Какой член предложения поясняют обстоятельства?
- На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия? Причины? Цели?
- Какими частями речи выражаются?
- Предложи товарищу выполнить задания, помоги в случае затруднения.
- Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажер. Однородные члены предложения. 8 класс.
Тренажер предназначен для индивидуальной работы учащихся.Цель: 1) Закрепить знания учащихся об однородных членах предложения. 2) Отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с одно...
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Тест «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс
итоговое занятие по теме "Главные и второстепенные члены предложения", проверка знаний....
Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Обособленные члены предложения.". 8 класс
Вопросы и задания по теме "Обособленные члены предложения" соответствуют программе по русскому языку в 8 классе. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...