Члены предложения в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Данный материал предложен в виде карточек-тренажёров по изучению синтаксиса в 5 классе. Они помогут максимально освоить новый материал пятиклассникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki-trenazhyory._chleny_predlozheniya.5_kl.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1. Подлежащее.

Выучи и выполни самостоятельно.

  1. Выучи определение подлежащего. Запиши примеры в свою тетрадь.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа Кто? Что?

Например (примеры постарайся запомнить): Незримо по лесам бродит осень.  (Что бродит? – Осень.) Осень – подлежащее.

Подлежащее может быть выражено:

  1. существительным в именительном падеже: Ветер по морю гуляет;
  2. местоимением в им. падеже: Мы утомились за день;
  3. цельным словосочетанием: Входят семь богатырей;
  4. неопределенной формой глагола: Курить очень вредно.

* Место подлежащего может занимать любая часть речи:

Смелый к победе стремиться.

  1.  В указанных ниже предложениях найди подлежащее.
  1. Вышли братья на широкий двор, натянули свои тугие луки.
  2. Луг и сад покрывает первый снег.
  3. Два товарища по улице брели.
  4. Часовые козырнули генералу.
  5. Никто не хотел умирать.
  6. Учиться всегда пригодится.
  1. Самостоятельная работа.

Из данных предложений выпиши грамматические основы:

  1. Память об этой встрече я сохраню навсегда.  
  2. Инженер завоевал уважение наших ребят.
  3. Прохожие придерживали руками мокрые воротники.
  4. Майора сопровождали несколько командиров.
  5. Кто-то пел за рекой протяжную песню.

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему.

1. Расскажи товарищу, что называется подлежащим. Попроси его ответить на вопросы:

  1. Что обозначает подлежащее?
  2. На какие вопросы отвечает?

Попроси товарища повторить определение подлежащего. Запиши в его тетради примеры.

Расскажи товарищу, чем может быть выражено подлежащее.

По ходу рассказа записывай в его тетрадь примеры, подчеркивай подлежащие и сказуемые, указывай, какой частью речи выражено подлежащее.

Попроси товарища повторить все способы выражения подлежащего.

2. Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища подчеркнуть главные члены в каждом предложении, указать, какой частью речи выражено подлежащее. Поинтересуйтесь, сможет ли он доказать, что правильно выбрал подлежащее в 1-м и 2-м предложениях. Помоги в случае затруднения.

  1.     3.   Предложи товарищу выполнить самостоятельно.

Сверьте ваши работы.

Карточка 2. Сказуемое.

1. Выучи и выполни самостоятельно.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи (подлежащим) и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Какой он? Каков он? Что такое предмет? Кто он такой?

Сказуемое выражается глаголами, прилагательными, существительными и другими частями речи.

Сказуемое по смыслу и грамматически связано с подлежащим.

                                      глагол

Ученик (что делает?) читает книгу.

                                прил.

Ученик (какой?) аккуратный.

                                                                     сущ.

Этот ученик – (кто такой?) отличник.

                                      сущ.

Книга – (что такое?) источник знаний.

                             прил.

Книга (какая?) интересная.

                                      прил.

Книга (какова?) интересна.

2. Спиши предложения и подчеркни главные члены, укажи, какой частью речи выражено сказуемое.

  1. Тускло светит луч лампады.
  2. Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.
  3. Тиха украинская ночь.
  4. Жители нашего села – хорошие охотники.
  5. Шубка у лисы теплая, пушистая.
  6. Люблю грозу в начале мая.

3. Самостоятельная работа.

Запиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.

Ученые считают что зима начинается 22 декабря. Солнце в этот день поднимается невысоко на небе. Тени длинные а день очень короток. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима.

  1. Расскажи товарищу, какой член предложения называется сказуемым.

Попроси ответить его на вопросы:

  1. Что обозначает сказуемое?
  2. На какие вопросы отвечает сказуемое?

      Запиши примеры в его тетрадь.

      Попроси товарища повторить определение сказуемого, рассказать,  

      какими частями речи оно выражается и привести примеры на

      каждый случай.

  1. Продиктуй товарищу предложения. Проверь, нет ли ошибок! Попроси товарища подчеркнуть главные члены предложения и указать, какими частями речи выражено сказуемое. Помоги в случае затруднения. Попроси товарища повторить, на какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи выражается.

  1. Предложи товарищу выполнить работу самостоятельно.

Карточка 3. Определение.

  1. Выучи, что называется определением. Запиши примеры.

       Определение – это второстепенный член предложения, который  обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определения зависят от членов предложения, выраженных существительными. Определения чаще всего выражаются местоимениями, прилагательными, а также существительными с предлогом и без предлога.

Примеры:

Мы вошли в (какой?) сосновый бор. Сосновый – определение, так как:

  1. зависит от существительного,
  2. обозначает признак предмета,
  3. отвечает на вопрос какой?
  4. выражено прилагательным. На (какой?) высокой сосне мы увидели дупло (чье?) белки. (Можно заменить: беличье дупло.) В (чьей?) нашей школе работают кружки.
  1. Запиши предложения, подчеркни определения по образцу, указанному выше.
  1. Мы пошли вдоль реки по красивой лесной дороге.
  2. Середину двора занимал колодец из камня.
  3. Я давно не писал своим друзьям.
  4. В углу висела старая шинель отца.

* Докажи, что ты правильно подчеркнул определения.

  1. Самостоятельная работа.

Подчеркни главные члены предложения и определения:

  1. Сухие листья тихо шуршат под ногами.
  2. Луч солнца осветил вершины могучих дубов.
  3. Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.

  1. Расскажи товарищу  то, что узнал об определении. Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти определение.

Попроси товарища повторить, что называется определением и ответить на вопросы:

  1. От каких членов предложения зависит определение?
  2. Что обозначает?
  3. На какие вопросы отвечают?
  4. Чем чаще всего бывают выражены?

              Попроси товарища придумать свои примеры и записать, подчеркивая определения.

  1. Продиктуй товарищу предложения. Попроси подчеркнуть в них определения и доказать правильность выбора. Помоги в случае затруднения.

  1. Предложи товарищу самостоятельно выполнить задание.

Карточка 4. Дополнение.

  1. Выучи определение дополнения, запиши примеры.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, с которым связано действие, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) Дополнения чаще всего выражаются существительными и местоимениями в косвенных падежах и зависят от сказуемого:

                         чем?              что?

Старик ловил неводом рыбу.

                    к кому?

Приплыла к нему рыбка.

  1. В данных предложениях найди и подчеркни дополнения.

1) Осенью белочка делает большие запасы. 2) Бобры построили сооружения. 3) Брат привез мне интересную игру. 4) Ветер сломал дерево. 5) Солнце осветило пшеничное поле.

* Над существительными и местоимениями укажи падеж.

  1. С каждым из данных слов составь по два предложения, чтобы в первом слово было подлежащим, а во втором – дополнением.

Образец: Мой брат учится в школе. Я очень люблю брата. – Школа, иней.

  1.  Самостоятельная работа.

Перепиши, подчеркни дополнения, укажи, на какой вопрос они отвечают.

  1. К утру мороз высушил дорогу и тонким ледком затянул лужи.
  2. Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.
  3. Наш отряд будет украшать зал, наряжать елку, вручать малышам подарки, следить за порядком.

  1. Расскажи товарищу то, что узнал о дополнении.

Запиши в его тетрадь примеры и объясни, как в предложении найти дополнение.

Попроси товарища повторить, что называется дополнением и ответить на вопросы:

  1. От какого члена предложения зависит дополнение?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Чем чаще всего бывает выражено?

  1. Продиктуй товарищу предложения. Попроси подчеркнуть в них дополнения и доказать правильность выбора.

  1. Предложи товарищу выполнить задание. Проверь вместе с ним правильность выполнения.

4. Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.

Сверьте ваши работы.

Карточка 5. Обстоятельства (места и времени).

  1. Выучи, что называется обстоятельством, запиши примеры.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает те обстоятельства при которых происходит действие (время, место, образ действия, причину, цель и др.)

Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием. Обстоятельство времени отвечает на вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

       когда?

Однажды мы отправились в лыжный поход.

      как долго?

Несколько часов мы бродили по лесу.

                                               когда?

Домой вернулись только  к вечеру.

Обстоятельства места отвечают на вопросы: где? куда? Откуда?

                                                        где?

Прозрачные облака тихо плыли по небу.

откуда?

С озера веяло прохладой.

  1. Из данных предложений выпиши обстоятельства времени, а затем места вместе со сказуемыми.

Образец: пришел (когда?) поздно.

1) Высоко в небе невидимый самолет чертил белые полосы. 2) Утром я иду в лес. 3) Возле зоопарка друзья вышли из трамвая. 4) Боря долго не мог найти правильного ответа.

  1. Самостоятельная работа.

Спиши, подчеркни обстоятельства места и времени.

  1. В октябре за туманами где-то затерялось прошедшее лето.
  2. Некоторое время Аркадий продолжал говорить.
  3. С утра было шумно на городских улицах.
  4. Внизу шумел бурный поток.
  5. Вода падала с огромной высоты.

  1. Расскажи товарищу об обстоятельствах времени и места. Запиши в его тетрадь примеры, объясни, как в предложении найти обстоятельства места и времени. Попроси товарища ответить на вопросы:
  1. Какой член предложения поясняет обстоятельство?
  2. Что обозначают обстоятельства места? Времени?
  3. На какие вопросы отвечают?
  4. Какими частями речи обычно выражаются?

  1. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.

  1. Предложи товарищу самостоятельно выполнить

     работу.    

Карточка 6. Обстоятельства (образа действия, причины и цели)

  1. Выучи, что называется обстоятельством, запиши примеры.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает время, образ действия, его причину, цель и т.д.

Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным, наречием, а также неопределенной формой глагола.

Обстоятельства образа действия отвечают на вопросы как? каким образом?

                                                                                       как?

 К началу сентября погода вдруг резко изменилась.

Обстоятельства причины отвечают на вопросы почему? По какой причине?

                                               по какой причине?

Скамейка в саду почернела от времени.

                                                          почему?

Строительство прекратилось из-за морозов.

Обстоятельства цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью?

                                       с какой целью?

Мы поехали за город подышать чистым воздухом.

            зачем?

Меня зачем-то позвали домой.

  1. Выпиши обстоятельства вместе со сказуемым, поставь вопросы, определи вид обстоятельства.
  1. Боксер молниеносно ответил на удар.
  2. Я пропустил много уроков из-за болезни.
  3. Дубровский пришел проститься с Машей.
  1. Самостоятельная работа.

Спиши, подчеркни обстоятельства, укажи вид.

  1. Он пошел к телефону позвонить.
  2. Коршун камнем упал на свою добычу.
  3. Я задыхался от изнурительной жары.

  1. Расскажи товарищу то, что узнал об обстоятельствах образа действия, причины и цели, запиши в его тетрадь примеры, объясни, как найти обстоятельства в предложении и определить его вид.

Попроси товарища ответить на вопросы:

  1. Какой член предложения поясняют обстоятельства?
  2. На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия? Причины? Цели?
  3. Какими частями речи выражаются?

  1. Предложи товарищу выполнить задания, помоги в случае затруднения.

  1. Предложи товарищу самостоятельно выполнить работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер. Однородные члены предложения. 8 класс.

Тренажер предназначен для индивидуальной работы учащихся.Цель: 1) Закрепить знания учащихся об однородных членах предложения. 2) Отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с одно...

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Тест «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

итоговое занятие по теме "Главные и второстепенные члены предложения", проверка знаний....

Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Обособленные члены предложения.". 8 класс

Вопросы и задания по теме "Обособленные члены предложения" соответствуют программе по русскому языку в 8 классе. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...