СПП с придаточными определительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Щепихина Александра Михайловна

Данный материал представляет собой конспект по теме "СПП с придаточными определительными". Основной формой работы на уроке является работа в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

                                                                                               

Цель урока: сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры; формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить их синонимическую замену; совершенствовать речевую компетентность и пунктуационные навыки.

Проверка домашнего задания   (текст № 13 из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс  основной школы. 9 класс.» Авт.- составители: Л.С. Рыбченкова,  В.Л. Склярова.)  Прочитать текст, составить план, ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?»

Обсуждение плана текста, ответа на вопрос.

Работа по теме урока

Дальнейшая работа происходит в парах, ученики получают карточки с заданием (1вар. – для сильных учеников и 2 вар. –для слабых)

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1 вариант

2 вариант

  1. Прочитай параграф 22.

Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.

Попроси его ответить на вопросы:

  1. На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
  2. К чему они относятся?
  3. При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
  4. Какую позицию по отношению главному они могут занимать?

Помоги ему в случае затруднения.


  1. Запиши в тетрадь примеры, подчеркни грамматическую основу, укажи главное и придаточное предложение, заключи в овал средства связи придаточного с главным, задай вопрос, составь схемы предложений.


Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.


С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму.


Объясни товарищу свои примеры.


  1. Найди в 6-ом абзаце СПП с придаточными определительными.

Сверьте ваши работы.



  1. Совместная работа. Вспомни ранее изученное.

А.  ….  – часть речи, которая отвечает на вопрос  КАКОЙ? И обозначает признак предмета по действию

Б. Причастный оборот – это ….

В. В предложении причастный оборот  является ….

Г. Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ….  определяемого слова.


Сделайте выводы:

  1. Что общего между причастным оборотом и придаточными определительными?
  2. В чём разница?

Результаты оформите в виде таблицы.


  1. Самостоятельная работа.

Найди в последнем предложении предложения с причастным  оборотом.

Запиши предложения, заменив причастные обороты придаточными определительными.


Сверьте ваши работы.




  1. Подведение итогов.

Обсуди с товарищем:

что нового вы узнали сегодня на уроке?

какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

чему научились?


Оцени свою работу на уроке и работу своего товарища.

  1. Прочитай параграф 22.


Выслушай рассказ товарища о СПП с придаточными определительными.


Выясни всё, что тебе непонятно.


Ответь на вопросы.






  1. Запиши в тетрадь примеры, подчеркни грамматическую основу, укажи главное и придаточное предложение, заключи в овал средства связи придаточного с главным, задай вопрос, составь схемы предложений.

.


Желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень.


Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами.




Объясни товарищу свои примеры.


  1. Найди в 6-ом абзаце СПП с придаточными определительными.

              Сверьте ваши работы.



  1. Совместная работа. Вспомни ранее изученное.

А.  Причастие  – часть речи, которая отвечает на вопрос  ….  И обозначает признак ….

Б. … – это причастие со всеми зависимыми словами.

В. В предложении причастный оборот  является ….

Г. Причастный оборот … запятыми, если стоит после определяемого слова.


Сделайте выводы:

  1. Что общего между причастным оборотом и придаточными определительными?
  2. В чём разница?

Результаты оформите в виде таблицы.



  1. Самостоятельная работа.

Найди в последнем предложении предложения с причастным  оборотом.

Запиши предложения, заменив причастные обороты придаточными определительными.


Сверьте ваши работы.




  1. Подведение итогов.

Обсуди с товарищем:

что нового вы узнали сегодня на уроке?

какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

чему научились?


Оцени свою работу на уроке и работу своего товарища.

Домашнее задание.

Напиши сочинение – миниатюру «Мой любимый архитектурный памятник», включив не менее  трёх СПП с придаточными определительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....

Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)

Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения...