Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Сыроватко Галина Юрьевна

Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме:

«СПП с придаточными определительными».

Тип урока: закрепление изучаемого материала с выработкой практических умений и навыков.

Цели:

1)проверить степень усвоения нового материала по теме «СПП с придаточными определительными»,

2)сформировать умение находить придаточные определительные,

3)совершенствовать  пунктуационные навыки в постановке запятых в СПП,

4)исправлять  ошибки  в построении СПП данного типа,

5) заменять придаточные определительные обособленными определениями и наоборот.

Оборудование :  доска, учебник, компьютер, карточки.

Ход урока.

1.Организационный  момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над СПП с придаточными определительными.

3.Повторение пройденного.

Задание 1.Начнем с разминки в виде цифрового диктанта с взаимопроверкой. В своих тетрадях вы должны будете записать ряд  цифр, соответствующих тому или иному типу предложения (ПП-1,ССП-2,СПП-3,БСП-4). Затем обменяетесь с соседом своими тетрадями и поставите карандашом оценку в зависимости от количества допущенных ошибок. Один ученик будет работать за доской для проверки.

1)Солдаты теперь не только слышали, но и теперь увидели две тени, проходившие в пролете между деревьями (ПП).

2)Молодость не кипела в нем  ключом: она светилась тихим светом (БСП).

3)Тускнели звуки, и лицо земли тихонько затягивалось дымкой покоя (ССП).

4)Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (СПП).

5)Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (ПП).

Проверка результатов (1,4,2,3,1).

-Кто безошибочно выполнил работу? Кто допустил одну ошибку? Молодцы!

4.Закрепление материала

Задание 1. Выборочный диктант. В это время два ученика работают на доске с карточками.

Карточка 1.

Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

1)Он пр…гласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.

2)Река по которой мы плыли была весьма ш…рокой.

3)Старик от (не)ожиданности выронил из рук к…рзину которую д…ржал в руках.

Карточка 2.

Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

1)Мальчик которому шел д…сятый год с…дел возле матери.

2)Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по лесу со своей матерью.

3)К…рзина в которую девочка пол…жила котенка была (не)большой.

Найдите придаточные определительные и запишите их в тетрадь.

1)Я вош…л в дом, где прошло мое детство.

2)Малыш… не знал, где он оставил свою игрушку.

3)Мимо прошел человек, что недавно угр…жал мне.

4)Всем извес ...но, что кошки хорошо видят в т…мноте.

5)Она не любила, когда её тр…вожили утром.

6)Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю.

5.Фронтальный опрос с воспроизведением учащимися знаний, полученных на предыдущем уроке.

-Какие предложения вы выписали? (1,3,6).

-Как вы определяли тип придаточного?  (по вопросу)

-Что является средством связи главного с придаточным? ( союзные слова)

-Какай частью речи являются союзные слова? (местоимениями)

-Как отличить союзное слово от союза? (союзное слово является членом предложения, заменяется знаменательным словом, на него падает логическое ударение, нельзя опустить).

-В какой зависимости находятся союзные слова который и какой от определяемого слова? (согласуются в роде и числе)

-Могут ли быть обособленные определения  и придаточные определительные синонимичными оборотами? (да) Всегда ли возможна замена придаточного обособленным определением? (нет) От каких условий это зависит? (от наличия указательного слова, наклонения и времени сказуемого)

-Какие ошибки могут быть допущены в построении СПП  с придаточными определительными? Каким образом их можно исправить?

6.Закрепление материала

Задание 2.Соотнесите главные с придаточными, запишите получившиеся предложения, вставляя в нужной форме относительное местоимение который и расставляя знаки препинания.

1)Вот домик                                                                                                          

… протекает река.

2)Римляне сооружали такие здания                                                                

… грозит ему природа.

3)Пойдем в сад  около                                                                                            

…я родился и провел детство.

4)Человек легко привыкает к опасностям                                                                    

… наполнен прекрасными уральскими самоцветами

5)Ящик он держал на коленях                                        

… не могли  разрушить целые века.

Задание 3. Упр . № 94.

Спишите, заменяя причастные обороты придаточным определительным с союзным словом который, ставя придаточное после определяемого слова.

Задание 4.

Спишите, заменяя  придаточные определительные обособленными определениями.

1)Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором.

2)Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность.

3)Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

Задание 5.Исправьте ошибки в построении придаточных определительных и запишите их в исправленном виде.

1)Мальчик разговаривал с соседом, который недавно переехал в новый дом.

2)Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.

3)Вид земли, которую покрыл первый снег, который выпал ночью, веселил сердце каждого.

Задание 6.Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1)Дорога, которая была вся изрыта глубокими колеями, шла темным хвойным лесом.

2)Издалека были видны бревна, которые плыли по реке.

3)Постепенно мы заходили в такую глушь ,о которой читали лишь в книге.

4)Учебные пособия, которые выпускает издательство, пользуются большим спросом.

5)Цветы ландыша узнаешь по запаху, который отличается от всех других.

6.Самостоятельная работа (Упр. №.)

7.Подведение итогов работы, выставление оценок.

8.Домашнее задание. Выписать из комедии «Горе от ума» 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение  заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...