Дидактические материалы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Любезнова Юлия Викторовна

Файл содержит материал к уроку в 11 классе "Замена прямой речи косвенной", как придумать ассоциации на литературные темы, работа с текстом в 7 классе, материалы к уроку в 7 классе на тему "Наречие как член предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические материалы

11 класс

Замена прямой речи косвенной

Прямая речь: широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные слова, пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные предложения.

Выразительность речи достигается богатством её интонационных возможностей. Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего.

Косвенная речь: личные и притяжательные местоимения даются как слова автора, строение – CПП с придаточным изъяснительным.

Придаточное изъяснительное начинается с союзов что, чтобы, с союзных слов кто, что, чей, где или с частицей ли.

1.Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов».

(Я однажды сказал, что у меня много врагов)

2.«Кого это вы хотите представить?» - тихо спросила Лизавета Ивановна.

( Лизавета Ивановна тихо спросила, кого он хочет представить)

3.»Доктор у себя?» - спросил вошедший.

(Вошедший спросил, у себя ли доктор)

4.»Мой дед землю пахал» ,- с надменной гордостью отвечал Базаров.

5.Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».

6.»Давненько я не брал в руки шашек!»- говорил Чичиков.

7.»Ну разве что к Матрёне заедем, - сказала моя проводница, уже уставшая от меня. – Только у неё не убрано, в запустении живёт, болеет она».

8.»Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество», - писал В.Г.Белинский.

11 класс Литература

По аналогии составить ассоциации на литературные темы.

Ф.М.Достоевский

- Роман

-«Преступление и наказание»

-Раскольников

-Теория

-Топор

- Детские сны

- Наполеон

-«Вошь дрожащая»

М.Ю.Лермонтов

- Одиночество

-Отец

- Родина

- Печорин

-«Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

5-7 Кл Метафора

1.Подушка – новая, белая, пуховая, сладкий сон, мамина рука, согревает щёку…

2.Сон – сладкий, прерывистый, тревожный, весёлый, часто вижу цветные сны…

3.Берёза – белая, кудрявая, зелёная, говорит о чём –то…

Находим эпитеты и метафоры.

5 – 7 класс

Запишите загадку, сочинённую Л.Глебовым. Вставьте пропущенные буквы. Впишите отгадку.

Вид…ть – не вид…т,

Слыш…ть – не слыш…т,

Молча расскаж…т,

Всё вам опиш…т.

Я вам желаю с ней повстречат…ся

Так, чтоб вовеки

Жить – не расстат…ся.

Кто же она, кто же?

Добрая в правде,

Мудрая в шутке…

Можно ответить просто и кратко:

Всё это - ……..

Вот и разгадка.

Работа с текстом 7 кл

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, выполните задания к нему.

Когда в солнечное утро, летом, пойдёш… в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливают…ся на солнце разными цветами – и ж….лтым, и красным, и синим. Когда подойдёш… ближе и разглядиш… , что это такое, то увидиш…, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы мохнат и пушист, как бархат.

Когда неосторожно сорвёш… листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидиш…, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёш… такую чашечку, потихоньку поднесёш… ко рту и выпьеш… росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

1.Определите тип текста (повествование, описание, рассуждение)

2.Озаглавьте текст.

3.Определите стиль текста (художественный, научный, публицистический, официально – деловой, разговорный)

4.Найдите и выпишите выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) . Цитаты выписывайте каждую в кавычках. Например, «Вечерний звон» - эпитет.

5.Какова роль в тексте слова «БЫВАЛО»?  Объясните письменно.

6.Найдите в тексте слова с Ь и распределите их по его функции с помощью таблицы:

Роль Ь в словах:

Для обозначения мягкости согласных

Для обозначения формы слова

Разделительный Ь

Наречие

Запишите отрывок из стихотворения Н.Матвеевой «Альпинисты». Подчеркните наречия как члены предложения.

Нас ошпаривала справ…

Вулканическая лава.

Нас обкатывало слев…

Океана колесо.

Но верёвками друг друга

Мы обкручивали туго.

И ползли под обл…кА.

Мы пришли издалека.

Мы уходим далеко.

Наречие

Запишите отрывок из стихотворения Н.Матвеевой «Альпинисты». Подчеркните наречия как члены предложения.

Нас ошпаривала справ…

Вулканическая лава.

Нас обкатывало слев…

Океана колесо.

Но верёвками друг друга

Мы обкручивали туго.

И ползли под обл…кА.

Мы пришли издалека.

Мы уходим далеко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по русскому языку

Дидактические материалы по русскому языку. Карточки для индивидуальной работы....

"Дидактические материалы по русскому языку"

Дидактические материалы содержат образцы различных разборов, таблицы....

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»

Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...

дидактические материалы по русскому языку ( картотека)

данный материал позволит закрепить знания учащихся по пройденным темам...

Методические разработки и дидактические материалы по русскому языку "Синтаксис и пунктуация"

материал по теме "Синтаксис и пунктуаци" по русскому языку:проверочная работа для 8 класса 3 вариантавводные словаобращениепроверочная работа 2 вариантаурок сложносочиненное предложениеурок сложноподч...

Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Дидактические материалы по русскому языку  для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....