Урок развития речи на тему "Природа и мы"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Юсупова Гульфина Гарифулловна

Данную работу можно использовать на уроках русской литературы в 6-7 классах и во внеклассной работе по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_my.rar1016.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кушарская основная общеобразовательная школа»

Конкурс «Калейдоскоп педагогических идей»

Урок развития речи по русской литературе на тему:

«Природа и мы»

                                                           Работу выполнила:

                                                           учительница русского

                                                           языка и литературы

                                                           2 кв.категории

                                                           Юсупова Г.Г.

                                                       2012 г.

                                   Урок развития речи в 7 классе.

                                                Устный журнал.

Тема: Природа и мы.

Цель: - на примере прочитанных произведений показать красоту природы и      

             необходимость бережного отношения к ней;

           - развитие наблюдательности, расширение жизненного опыта детей;

           - закрепление речевых навыков и навыков выразительного  чтения.

            -подготовить ребят к написанию домашнего сочинения.

            - воспитание чувства ответственности за судьбу Родины, за  состояние

              природы.

               

Оборудование: Выставка книг, плакаты с высказываниями писателей, презентации, рисунки учащихся, картины художников, аудиозапись.

                                       Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

    Начинаем урок русской литературы. Ребята, посмотрите в окно. Какой приятный, солнечный весенний день! Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго дня.

    Мы с вами на последних уроках изучали произведения посвященные природе. Сегодня мы проведем урок развития речи на тему « Природа и мы».

     -Что такое природа?

     -Это леса, озера, реки, поля, небо, солнце, животные, птицы, насекомые.

     -А как можно передать эту красоту?

     -С помощью слов передают красоту природы писатели и поэты.

С помощью красок – художники. Композиторы сочиняют музыку  о природе.

      Природа – это понятие очень широкое. Сегодня мы будем говорить о лесе.

                                                     

       Форма нашего урока – устный журнал .  

                                    Эпиграф к уроку

   «Леса учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.»

                                                                             А.П.Чехов.

            1 страница. «Лес – чудесное творение природы»

   -Многие писатели в своих произведениях обращались к теме лес.

Ребята, каких писателей, любовно описывающих природу, вы знаете?

(К.Паустовский, В.Бианки, М.Пришвин, Яшин, Астафьев, Бажов, Нагибин, Мамин-Сибиряк, Соколов-Микитов и др.)

Учитель знакомит с выставкой книг.

Трудно представить Землю без лесов.

Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают Землю.

   Перед вами тексты рассказа Соколова – Микитова «Русский лес».

   Разделимся на группы и выполним задания. (Раздаются карточки с заданиями).

  1 группа. С  описаниями каких деревьев в осеннем лесу знакомит нас автор?

  2 группа. Найти изобразительно-выразительные средства языка в описании зимнего леса.

   3 группа. Какие звуки можно услышать в весеннем лесу?

- А сейчас закройте глаза и мысленно представьте себя в лесу, послушаем голоса птиц. ( аудиозапись)

  -Какие деревья растут в наших краях?

 -Дуб, береза, липа, рябина, сосна, ель, осина, клен, ива, черемуха …

  -Все эти деревья растут в нашем Кушарском лесу. Такой лес называется смешанный лес.

   -Какую пользу приносят леса?                                                      

  -Листья деревьев поглощают углекислый газ, выделяют кислород, помогают сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки, лес дает пищу, из древесины люди изготовляют множество вещей и т.д.)

Лес приносит не только пользу, но и радует глаз человека. В лесу человек отдыхает душой, берет вдохновение.

    2 страница. «Природа в поэзии».

Слово учителя. Красота природы – неиссякаемый источник вдохновения  для поэтов, художников и композиторов.

Много замечательных стихотворений о природе, о ее красоте написа-ли Пушкин, Бунин, Тютчев, Фет, Никитин, Суслов. Вспомните стихотворения о природе, которые вы изучали.

   Давайте послушаем эти стихи.

1 стих. Н.А.Заболоцкий  «Я воспитан природой суровой»

2 стих. И.А.Бунин. «Из окна»

3 стих. Ф.И.Тютчев « Есть в осени первоначальной»

4 стих. И.А.Бунин «Листопад»

5 стих. К.Д.Бальмонт «Осень»

6 стих. И.С.Никитин « Встреча зимы»

7 стих. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».

-Что объединяет эти стихотворения?

-Любовь к природе, к родной земле, восхищение ее красотой.  

       3 страница. « Природа в живописи».

  -Каких художников написавших картины о природе , вы знаете?

(Куинджи, Левитан, Саврасов, Шишкин, Куприянов и др.)

По этой теме подготовили свои сообщения Аскарова Инзиля и Залилов Раиль. Дадим им слово. (презентация 2)

    Посмотрите на картины великих художников. Какие времена года описываются ?

   -На картине «Февральская лазурь» изображены березы. Лес , где растут только березы называется березняк. Сосновый лес- сосняк, дубовый лес- дубняк, осиновый- осинник, еловый – ельник.

     Художники рисовали природу, ее красоту, ее богатство. Они как бы завещали нам беречь богатство лесов, чистоту воздуха, прозрачность рек, беречь животный и растительный мир.

    А теперь проведем защиту своих рисунков .(уч-ся знакомят со своими работами).

    -Красоту природы прославляют не только поэты, художники, но и композиторы. Они тоже часто обращаются к этой теме. Итак, 4-я страница нашего журнала  называется «Природа в музыке». По этой теме  выступят ребята второй группы: Галиев Илфат, Хайруллина Юлдуз. Ребята, вам слово.(Презентация №3)

5-я страница нашего журнала называется «Берегите красоту родной природы». Мы увидели, как прекрасна природа. Но всегда ли мы бережем эту красоту?

    Леса называют легкими планеты. Они очищают воздух. К сожалению , каждый день вырубаются тысячи гектаров леса. И наша планета начинает задыхаться. Послушайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Саша».  

  -С каким чувством изображает поэт картину гибели леса?

-Определите основную мысль поэмы.

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался , что ее богатства и щедрость не вечны , что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Если человечество не изменит своего отношения к природе , его ждет экологическая катастрофа .Признаки этой беды налицо: в атмосфере много радиоактивных веществ, уменьшается озоновый слой, разрушаются почвы, вырубаются леса, загрязняются реки, моря, истребляются животные.

      Ребята, как вы уже знаете, в нашей стране каждый год проводится  акция « Марш парков » . Ее проводит центр охраны дикой природы.

   Девиз «Марша парков» : «Сохраним многообразие дикой природы».

           Ребята, вы тоже можете принять участие в акции « Марш парков» . Как вы думаете, что мы можем сделать для охраны при-роды?

     -нельзя рвать цветы, ломать сучья деревьев, оставлять после себя мусор, истреблять и пугать диких животных и птиц.

     -  Надо сажать деревья, делать кормушки и скворечники, очищать родники, прибрежья рек ; объяснить младшим правила поведения на природе и т.д.

  Подведение итогов.

  Мы должны сберечь природу нашей Родины, нашего края и для нас, и для будущих потомков. Охрана природы святой долг и обязанность

  каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не загрязняйте реки, озера, не губите рыбу.

     «Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – значит охранять Родину,»-писал М.Пришвин. Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, не просто останется в вашей памяти, но заставит каждого из вас задуматься о своих взаимоотношениях с природой

    Домашнее задание. Написать сочинение на тему « Природа моей Родины».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...