Употребление причастий в речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи в 7 классе.Формирование умения видеть причастия в тексте и правильно употреблять в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление причастий в речи
(Урок развития речи в 7-м классе)
Цель:
- повторить, систематизировать знания об изученных грамматических и синтаксических признаках причастия;
- формировать умение видеть причастия в тексте и правильно употреблять в устной и письменной речи;
- развивать творческое воображение учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к слову.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-фантазия
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения
Оборудование: карточки, иллюстрации, тетради по развитию речи, репродукции картин К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», В.А.Серова «Девочка с персиками», отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство», «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Учитель: Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности причастий. Мы попробуем определить роль причастий в художественном тексте, попытаемся использовать причастия для создания текста по картине. Мы посмотрим, как образуются причастные обороты, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.
Обозначая признак предмета по действию, причастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложение из одних причастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.
2. Давайте обратимся к отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство» и к репродукции с картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Карточка № 1. На ней отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство».
Прочитаем текст (один ученик читает).
Гроза
Солнце склонилось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки; невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух… Все мое внимание было обращено на верстовые столбы и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка прогромыхивал дальний гром…
Гроза наводила на меня невыносимо тяжелое чувство тоски и страха.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам… Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…
В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который переходит в оглушительный треск, невольно заставляюший трепетать и сдерживать дыхание.
Первый слайд .На экране появляется репродукция картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Теперь обратим внимание на репродукцию с картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Что объединяет картину и отрывок из повести Л.Н.Толстого?
Ученик: И объединяет то, что и картина, и текст описывают состояние природы перед летней грозой.
Учитель: Правильно. Какие признаки надвигающейся грозы вы видите на картине?
Ученик: Художник рисует большую темно-лиловую тучу, которая закрыла солнце и быстро настигает детей.
Учитель: А как сказано об этом у Л.Н.Толстого? Найдите это в тексте.
Ученик: «Облака, прежде рассыпанные по небосклону, приняв зловещие черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу».
Еще: «Большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам».
Учитель: Чем дети напуганы? Какие звуки они слышат? Как об этом сказали художник и писатель?
Ученик: Дети напуганы тем, что гроза может их настигнуть, они уже слышат глухие раскаты грома и видят отблески молний. Об этом говорит выражение лица девочки. Она все время смотрит в ту сторону, откуда слышатся эти раскаты и сверкает молния. О том, что гроза – это страшное природное явление, говорит и название картины «Дети, бегущие от грозы». А писатель об этом сказал так: «Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постоянно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие небосклон».
Учитель: Какими выразительными средствами пользуются художник и писатель для описания грозы?
Ученик: Художник кистью, а писатель словами изображают одно и то же явление природы.
Ученик: Писатель использует яркие определения, выраженные чаще всего причастиями и причастными оборотами, а художник – линиями и красками.
Учитель: Почему Л.Н.Толстой прибегает к употреблению причастий для описания грозы?
Ученик: Писателю надо было показать быструю смену состояния природы, признак предмета по действию, а это хорошо выражается причастием – особой формой глагола.
3. Работа в тетрадях по развитию речи.
Учитель: Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью причастий и причастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Давайте обратимся к тетрадям и попробуем исправить ошибки.
Исправьте грамматические ошибки.
Второй слайд.
Истинно дружеская помощь дорога каждому, оказанная вовремя.
Ученик: Истинно дружеская помощь, оказанная вовремя, дорога каждому.
Причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову.
Третий слайд.
По дамбе, соединяющейся город с Адмиралтейской слободой, на Дальнее устье устремлялся поток людей.
Ученик: По дамбе, соединяющей город с Адмиралтейской слободой, на Дальнее устье устремлялся поток людей.
Причастие не согласовано с зависимым существительным.
Четвертый слайд.
Гимназия была расположенная на горе.
Ученик: Гимназия была расположена на горе.
Неправильно употреблена форма причастия.
Пятый слайд.
С башни смотрела Сююмбике на свое погибаемое царство, на падаемый восточный блеск и исчезаемое теперь зодчество, от которого уцелел этот единственный чудный минарет.
Ученик: С башни смотрела Сююмбике на свое погибающее царство, на падающий восточный блеск и исчезающее теперь зодчество, от которого уцелел этот единственный чудный минарет.
Неверно обозначен признак причастий.
4. Работа с разноуровневыми заданиями.
Учитель: Ребята, перед вами карточка № 2 разного уровня сложности.
Уровень на «3»
Расставьте знаки препинания в данных предложениях.
1) Изредка звездится огонёк в окне где-то слышится унылая татарская песня надрывающая душу своею безнадежною скорбью.
2) Так ветер гонящий перед собою седое облако пыли медленно и грустно пробегает по татарской равнине.
3) Перед нами Благовещенский собор с высокой колокольней соединившей в себе и татарское зодчество и московские постройки.
Уровень на «4»
Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты.
1) Вдали, за городом, необъятные луга, дальше – окутанные сизым туманом неясные мягкие контуры волжских гор и дивная голубоватая даль навевающая грезы о чем-то далеком…
2) Башня Сююмбике – это многоэтажный прекрасный минарет мечети старого ханского дворца поднимающиеся целой системой башен.
3) Сколько страшных пожаров перенесла она и стоит с тех пор, когда Великий Петр проходил рядом занятый мыслями сделать Казань торговым центром…
Уровень на «5»
Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы.
1) В 1552 году Иоанн 1У после отказа татар сдаться обл…жил пр…красный город поднявший свои бесчисле(н,нн)ые минареты, башни и дворцы.
2) Казанский женский монастырь основа(н,нн)ый в 1579 году распол…жен рядом с Кремлем.
3) Рать отправле(н,нн)ая из Казани на выручку Москвы находивш…ся власти поляков взяла с собой список с нее.
Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь немного поиграем.
Мы узнаем, что же ели раньше богатые казанские татары на завтрак, обед и ужин. Но для этого нужно исправить предложения и составить текст. Исправьте предложения «из ящика».
Шестой слайд. На экране появляется объяснительная записка.
Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.
Объяснительная записка.
При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» зразчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.
25.03.12.
Подпись
Учитель: Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние».
Седьмой слайд. На экране появляется текст без причастных оборотов. У каждого из учеников на столе карточки с причастными оборотами, которыми они должны дополнить текст.
Обыкновенно пища у богатых казанских татар состоит в следующем:
Рано утром пьют чай и едят сдобные пирожки, обданные кипятком.
К обеду подают пельмени с кислым молоком или плов, называемый баурсак,
жареного гуся или утку с картофелем, вареную говядину с кислой капустой, урюк, сваренный из пшена с изюмом. Потом пьют чай с маленькими сдобными пирожками величиною с лесной орех, называемые перемяч.
5. Творческий диктант.
Учитель: Вставьте краткие прилагательные и краткие страдательные причастия в соответствии с картиной В.А.Серова «Девочка с персиками».
Восьмой слайд. Картина В.А.Серова «Девочка с персиками».
На картине В.А.Серова «Девочка с персиками» …(изображена) двенадцатилетняя Вера Мамонтова, дочь известного русского промышленника и мецената С.И.Мамонтова.
Вся сцена как бы … (выхвачена) из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Везде солнце, и все…(залито) его лучами. Картина …(наполнена) тонким ощущением радости жизни. Это картина о детстве. Краски ее…(чисты) и …(светлы), как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, бархатистые плоды, сочная зелень старого сада за окном – все это…(оттенено) глубокими коричневыми тонами спинок стульев, каштановых волос Веры и ее синим бантом.
6. Учитель: Следующее задание будет таким: образуйте (устно) синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Девятый слайд. Образец. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, речи, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты.
Всем известны те гигантские усилия, предпринимаемые отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты.
Карточка № 3.
1. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха.
2. Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
3. Для жизни человека не менее важна среда, которая создана культурой его предков и им самим.
4. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи, дома-музеи – значит постоянно обогащаться духовно.
5. Человек, который любит свою родину, не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.
6. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их.
7. Если человек не любит старые улицы, старые дома, которые были «участниками» его юности, свидетелями исторических событий – значит, у него нет любви к своему городу.
Учитель: А теперь попробуем определить этимологию слов «нравственность», «Экология», «культура» ,»духовность», «ответственность». (Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова).
Что для вас значат эти слова?
Высказывания учеников.
7.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет причастие в создании образных картин. Мы увидели, насколько велики возможности причастий. Мы попытались конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. Мы поработали с предложениями, взятыми из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», в которой автор подчеркивает, что умение постигнуть эстетическое, художественное совершенство шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем высоких гражданских позиций. Кроме того, мы познакомились с этимологией слов «нравственность», «культура», «экология», «духовность», «ответственность».
Дома вам предстоит написать небольшое сочинение на тему «Воспитание любви к родному краю – задача первостепенной важности». В своем сочинении вы должны использовать причастия и причастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...
Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...
Нормы употребления причастий в речи (6 КЛАСС, программа С.И. Львова)
Урок по теме "Нормы употребления причастий в речи"...
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения....
урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой
Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....
Употребление причастий в речи
Урок русского языка в 6 классе...
Употребление причастий в речи. 7 класс.
Употребление причастий в речи...