Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме

Тезисы - конспекты с практическими заданиями и методическими рекомендациями по синтаксису сложного предложения в помощь обучающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno_metodicheskoe_posobie.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасенко. О. В. – преподаватель русского языка.

Методическая разработка по русскому языку

«Синтаксис современного русского языка»

Тезисы – конспекты с практическими заданиями

и методическими рекомендациями по

синтаксису сложного предложения

в помощь обучающемуся.

Учебно – методическое пособие подготовлено в соответствии с действующей программой «Русский язык» для НПО.

Основная цель – методическая помощь обучающемуся(студенту) в организации эффективной самостоятельной работы по изучению синтаксиса сложного предложения.

Каждая тема начинается с краткого изложения теоретического материала, затем даются методические рекомендации и практические задания целенаправленного характера, которые призваны способствовать освоению и закреплению теоретического материала. Вопросы по каждой теме, образцы выполнения заданий, схемы анализа и информативные таблицы облегчают само-контроль и подготовку к экзамену.

В данном учебно – методическом пособии представлено сложноподчиненное предложение.  

Сложноподчиненное предложение.

I.Общая характеристика.

Сложноподчиненными называются сложные предложения, состоящие из двух синтаксически неравноправных предикативных частей, соединенных между собой подчинительными союзами и союзными словами. В содержание данного вопроса входят такие понятия, как:

  1. Обращенность СПП и по своему строению и по грамматическим значениям к единицам низшего порядка – словосочетанию и простому предложению. Какие СПП напоминают словосочетания, а какие сочетания предикативного ядра и детерминанта (внешнего обстоятельства)? Характер соотнесенности придаточного предложения с главным: предложения  нерасчлененной и расчлененной структуры.
  2. Грамматическая природа СПП. Почему их нельзя считать предложениями? Структурное или семантическое содержание вкладывается в понятие  главной и придаточной части?
  3. Что называется синтаксической семантикой СПП? Как соотносится грамматическое значение с его индивидуальным содержанием?
  4. Средства связи частей в СПП.

Методические рекомендации.

Определив средства связи в СПП, необходимо научиться видеть эти средства связи в конкретном предложении, учитывать связь, существующую между грамматическим значением СПП и средствами связи, которые являются выразителем данных значений:

  1. перечислите типы подчинительных союзов (семантические, синтаксические);
  2. приведите примеры предложений с дифференцированными и недифференцированными союзами;
  3. как различить союзы и союзные слова;
  4. соотносительные и опорные слова как средство связи; предсказующий характер связи.
  5. почему порядок частей СПП – важный признак, характеризующий эту конструкцию?
  6. роль модально – временных характеристик предикативных частей в организации СПП.

Задание 1.

Определите, какими средствами выражается связь предикативных частей в СПП. 

  1. Одной из главных задач учителя  является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка.
  2. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.
  3. Я стремился к тому, чтобы после слушания музыкального произведения ребята непринужденно передавали свои впечатления.
  4. Никогда нельзя забывать, что язык музыки – это язык чувств.
  5. Если вы хотите духом творческого поиска обогатить жизнь коллектива, будьте искателем и исследователем.
  6. Самыми счастливыми минутами своего труда я считаю те насыщенные мыслью и творчеством минуты, когда слово и мысль сливаются в детской душе в стремительный поток.
  7. Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни километров по родной земле, тому доступно большое чувство – чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней.
  8. Только тогда, когда труд школьника – сплав духовного и физического, труд становится удовольствием.
  9. Для того чтобы один ребенок не ранил душу другого, детей надо учить чувствовать.
  10. Воля – это, образно говоря, глубина, на которой держится ладья человеческого достоинства. (В.А.Сухомлинский)

II.Классификация СПП.

В русской синтаксической науке известны три классификации СПП: 1) традиционная, функционально – семантическая в ее основе лежит принцип уподобления СПП простому, а придаточных частей – членам простого предложения;

2) формальная – в ее основе принцип учета средств связи ( союзное и относительное подчинение), дальнейшее деление основывается на делении союзов и союзных слов по значению; 3) структурно – семантическая, которая учитывает формальные и семантические признаки СПП – эта классификация неоднородна, имеет варианты в зависимости от признаков, положенных в основу деления на разряды.

Структурно – семантическая классификация СПП дает наиболее полную и всестороннюю характеристику СПП, поскольку учитывает и к чему присоединяется придаточная часть, и как присоединяется, и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части.

I.CПП нерасчлененной структуры.

В основе построения предложений нерасчлененной структуры лежит принцип присловности. Это значит, что придаточная часть прикрепляется к главной не непосредственно, а через соотношение с каким – либо отдельным ее словом, причем есть предложения среди нерасчлененных, структура которых определяется грамматическими свойствами распространяемого слова – это присубстантивные и прикомпаративные, и предложения, структура которых определяется семантической природой распространяемого слова главной части – это изъяснительные.

Присловная подчинительная связь может быть обязательной или необязательной в зависимости от семантической природы опорного слова: его семантичности или автосемантичности. Она является обязательной в изъяснительных и прикомпаративных и необязательной в присубстантивных.

Средствами выражения присловной подчинительной связи служат семантические союзы и союзные слова.

Наряду с союзами, союзными словами, в организации связи между главным и придаточным предложениями в нерасчлененной структуре участвуют указательные местоимения различных лексико – морфологических разрядов.

Функции их следующие:

а) выступают в роли усилительно – выделительных частиц при субстантиве;

б) служат для связи распространяемого слова с придаточной частью, указывая на форму управления и дифференцируя значение распростроняемого слова.

в) служат для субстантивации, адъективации или адвербиализации придаточной части. В этом случае соотносительные слова – определительные, отрицательные и неопределенные местоимения – не опустошаются лексически они сохраняют категориальную принадлежность и основные формы.

г) функция относительного слова может проявляться не полностью, перекрываться функцией союзов. Роль соотносительных слов типологически конструктивная, то есть они входят в структурные модели предложений как необходимая составная часть.

Рассмотрим на примерах:

Ты допой мне ту песню, что прежде

Напевала мне старая мать.

ту песню, (что).

- СПП нерасчлененной структуры: придаточная часть распространяет существительное, выражает атрибутивно – выделительные отношения, на что указывает усилительно – выделительная частица. Связь придаточного с главным осуществляется с помощью союзного слова – относительным местоимением ЧТО, выполняющим функцию дополнения, порядок частей обязательный.

Я видел, как преображала любовь живое существо.

видел, (как).

- СПП нерасчлененной структуры, так как связь присловная, структура определяется семантической природой глагола – сказуемого, обозначающего восприятие, придаточное изъяснительно – объектное. Средства связи: союзное слово, обязательный порядок частей, особенности лексического состава.

Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут.

тех, (которые).

- СПП нерасчлененной структуры, придаточная часть распространяет местоименное слово, непосредственно прикрепляется к нему, которое служит субстантивации придаточного предложения местоименно – соотносительного типа. Средством связи выступает соотносительное слово, союзное слово, порядок частей.

Лучше в обиде быть, чем быть в обидчиках.

лучше, (чем).

СПП нерасчлененной структуры, связь присловная, в главном предложении контактное слово – компоратив, который выполняет функцию опорного компонента по отношению к придаточной части, вводимой союзом. Средства связи: союз, порядок следования частей.

Информативная таблица нерасчлененных СПП

Тип придаточнрго

вопрос

поясняет

Указ.сл. в главн.

Союзы

Союзные слова

Место придат.части

Выр. Знач.

1. присубстан

тивные.



2.изъяснитель

ные.




3.компаратив

ные.


4.местоим. -

соотносит.

какой

какие



падеж

ные в.




сущ.

субстан

слова.


глаг.,

прилаг.,

наречия



форма ср.степ.

наречий

тот

такой



то

Нет




что

как

будто



чем



+


который

какой

чей


кто

что

куда






+

всегда после

опред.слова



любая позиция




тот+

Сущ.



изъ-

ясн –

объ-

ект



объ-

ект

срав

нен.

Придаточное присубстантивное.

Методические рекомендации.

Прежде чем приступить к анализу придаточных присубстантивных, выучите теоретический материал, сопоставьте описание данных придаточных в учебнике Обратите внимание на следующие вопросы:

- почему данное придаточное так называется?

- почему оно не может стоять перед главным?

- какова функция указательных слов при существительных?

- каковы значения придаточных внутри типа?

- какова синтаксическая функция союзного слова?

Задание 2

Проанализируйте СПП, используя информационную таблицу.

  1. В лучах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
  2. Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе.
  3. Золотая полка – это та , на которую ставят любимые книги.
  4. Наташа держала в руках старое бальное платье, в котором она в первый раз была на петербургском бале.
  5. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
  6. Была светлая ночь, когда солнце на севере за нами подглядывает.
  7. Среди густых берез и елей лежит земля, где я живу.
  8. Огромную художественную ценность представляет собор Рождества Богородицы, который был построен в 1491году.
  9. Это не просто памятник Древней Руси, это памятник, чье значение трудно переоценить.
  10. Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.

Придаточное изъяснительное.

Методические рекомендации.

Обратите внимание на поясняемое слово, к которому относится придаточное. Это могут быть слова разных частей речи, но с определенным лексическим значением. Придаточная часть восполняет лексическую неполноту слова. Наличие таких слов в главной части делает ее так же зависимой от придаточной, как   и придаточную часть от главной.

Слова со значением речи, мысли, чувственного восприятия, побуждения в главной части.

глаголы

существительные

прилагательные

Категории состояния, слова на О

Сказать, ответить,

говорить, спросить,

прошептать, думать, убедиться,

видеть, заметить,

слышать, ощущать,

радоваться, удивляться

вера, слух, мысль,

вопрос, разговор,

сообщение, забота,

известие, нужда,

знак, воспоминание

ощущение

рад, доволен, уверен, убежден,

уверенный, достойный,

согласен

нужно, надо, жаль,

необходимо, нельзя, невозможно,

желательно, ясно,

понятно, известно

Задание 3

Спишите, расставляя знаки препинания, найдите контактное слово в главной части,чем оно выражено, какими союзами, союзными словами присоединяется придаточная часть. Средства связи придаточного изъяснительного с главным.

  1. Родина слышит, Родина знает, где ее сын в облаках пролетает.
  2. Не всякий услышит, как звезды звенят.
  3. Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните.
  4.  И с поэтов заоблачной пробы

Время многие спишет грехи,

Только надо для этого, чтобы

Пережить их сумели стихи.(Р.Гамзатов)

  1. Взглянув на круг гончарный в глине,

Советчики, умерьте прыть.

Где ставить ручку на кувшине,

Не надо мастера учить. (Р. Гамзатов)

  1. Не склонна совесть ни к каким уступкам,

И, находясь в дозорной вышине,

Она определяет по поступкам,

Кто на какой сегодня стороне. (Р. Гамзатов)

  1. Она с минуту была в нерешительности, не остаться ли, не отдалить ли еще тяжелую минуту объяснения. (Л. Толстой)
  2. Между крестьянами ходил слух, что Наполеон даст им свободу и землю. (Л. Толстой)
  3. Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее. (Н. Гоголь)
  4.  А теперь вот в лесной обители даже слышно, как падает лист. (С. Есенин)

Задание 4

Продолжите работу над придаточным изъяснительным, придумайте окончание предложений:

  1. Очень хорошо, если…
  2. Не известно, будет ли…
  3. Странно было слышать, как (насколько)…
  4. Жаль, что…
  5. Видно было, как (где, насколько)…

СПП с придаточным прикомпаративным.

Прикомпаративные относят в разряд нерасчлененных с присловной связью, где придаточное распространяет слова в форме сравнительной степени как часть речи, давая описательное обозначение одному из объектов сравнения. Кроме того, прикомпаративные придаточные относятся к опорным словам, лексическое значение которых содержит указание на сравнение: иной, другой, по – иному, по – другому.

Например:

- Волосы его были гораздо светлее, чем Даша их представляла. (Л. Толстой)

- Вы, кажется, принимаете меня совсем за иного человека. ( Ф. Достоевский)

- В белом докторском халате она показалась совсем другой, чем была месяц назад.

- Жесты его были короче и повелительнее, чем надо было, и крики на подчиненных грубее, чем у человека власти. (Ю. Тынянов)

Задание 5

Разграничьте СПП с придаточным изъяснительно – объектного значения и прикомпаративными.

Ты дала себе время рассмотреть свое чувство, ты видишь, что оно серьезнее, чем ты хотела думать вначале. Запала ему в душу мысль, что он, быть может, вовсе не знает нрава Натальи, что она ему еще более чужда, чем он думал. Ходили темные слухи, будто она удалилась в раскольничий скит. И я привязан к тебе не меньше, чем ты ко мне.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

В предложениях расчлененной структуры придаточная часть не занимает присловной позиции: она не имеет опорного компонента в виде отдельной лексемы в составе главной части и соотнесена с главной частью в целом. Основным показателем связи частей в СПП расчлененной структуры являются союзы, которые различаются по своим дифференцирующим возможностям. Одни из них определяют самые обширные отношения и не способны однозначно квалифицировать частные семантические отношения – их называют недифференцированными.

Другие – союзы дифференцированного значения, в силу своего семантического качества, выступают выразителями конкретного семантического признака внутри общего отношения.

При недифференцированных союзах отношения между частями уточняются грамматическими и лексическими средствами ( например, видо – временная соотнесенность глаголов – сказуемых)

В предложениях с союзами дифференцированного значения контекст выполняет роль факультативной поддержки значения. Все это рассматривается в конкретном типе придаточных предложений расчлененной структуры.

СПП с придаточным времени.

Придаточное отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Придаточная часть относится либо непосредственно к главной части, либо через посредство указательного слова ко всей главной.

Придаточная часть присоединяется с помощью союзов: когда, пока, едва, покамест, в то время как, по мере того как, как только, только что, после того как, с тех пор как, до того как, прежде чем.

Сложные союзы образовались путем слияния указательных (соотносительных) слов и простых союзов, после чего стали указывать на различные семантические разновидности временных значений дифференцированно.

В зависимости от строения главной и придаточной частей в СПП с временной придаточной частью могут выражаться отношения: одновременности, разновременности.

Отношения одновременности поддерживаются: соотношением глаголов – сказуемых несовершенного вида.

Отношения разновременности выражается обычно в СПП, когда глаголы – сказуемые обеих частей имеют форму совершенного вида.

а) предшествование: Прошел еще месяц, прежде чем начались неприятности.    

 б) следования: Вскоре после того, как часы пробили полночь, послышались торопливые шаги.

Задание 6

Проанализируйте СПП с временной придаточной частью. Определите семантику выражаемых временных отношений. Отметьте средства связей частей, а также особенности порядка расположения частей.

Образец: И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

- СПП многочленной структуры с бессоюзной и подчинительной связью. Бессоюзная связь объединяет 2 и 3 части, которые выступают как главные по отношению к придаточному времени. Придаточное отвечает на вопрос когда? Относится ко всему главному ( 2,3),(только)выражает разновременные отношения, имеет значения непосредственного следования, присоединяется союзной частицей только. Значение поддерживается видо – временной соотнесенностью глаголов – сказуемых, занимает препозицию по отношению к главной, образует гибкую структуру.

1. Мне весело, когда смешных встречаю,

А чаще с ними я скучаю. (А. Грибоедов)

2. К полудню, когда тени над деревьями стали черными, Алексей сумел сделать около тысячи пятисот шагов. ( В. Полевой)

3. Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться хладною струей. ( А. Пушкин)

4.Не трусь, наездник, и меня порадуй хоть одним ударом, пока не заморил коня. (А.Пушкин)

5.Только что сумрак на землю упал, по корням упругий топор застучал.

6. Не прошло и получаса, как он успел уже рассказать всю свою жизнь.

7. Перед тем как двинуться в долгий путь, нужно было как следует отдохнуть.

СПП с придаточным причины.

Придаточное отвечает на вопросы: почему? по какой причине?

Присоединяется союзами недифференцированного значения: потому что, потому как, так как, поскольку, раз, раз что, ибо, ведь; дифференцированного значения: оттого что, из – за, того что, ради того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, исходя из того что, в результате того что.

По семантике придаточные причины имеют разновидности: 1) собственно причинные, которые указывают на непосредственную причину, порождающую ситуацию; 2) несобственно причинные, когда придаточная часть держит повод, косвенное свидетельство того, что используется как аргумент для умозаключения о том, что сообщается в главной части.

СПП с придаточным причины образуют гибкую структуру.

Задание 7

Дайте характеристику синтаксических конструкций, выражающих причинное значение. Проведите синонимическую замену.

  1. Они торопились, и потому расспросы и разговоры пришлось отложить до вечера. ( К. Паустовский)
  2. Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу. (И. Тургенев)
  3. Разнеженная теплом, кошка дремала возле потрескивающей печки.
  4. Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.(А.Чехов)
  5. Густая трава росла по берегам озера, потому что здесь достаточно влаги.
  6. Земля быстро сохнет, благодаря теплой, солнечной погоде.
  7. Благодаря тому, что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево.
  8. Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека. (Л. Толстой)
  9. Вот опять меня попрекать станут, что без толку курю.
  10. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

СПП с придаточным места

Эти придаточные характеризуются по разному. Относятся к предложениям нерасчлененного типа, так как в основе связи главной и придаточной частей – совпадение семантического наполнения, поэтому в выражении этой связи участвуют  анафорические элементы в составе обеих частей, образуется корреляционная связь: анафорический элемент главной части – соотносительные слова там, туда, оттуда (их аналоги везде, всюду, нигде),содержание которых соотнесено с придаточной части. Союзные слова – анафорические элементы придаточной части с отождествленным значением: там – где, туда – куда, оттуда – откуда  присутствует обязательная двусторонняя связь.

Задание 8

Определите виды придаточных предложений, которые начинаются союзным словом (где). Составьте схемы, выделите контактное слово.

  1. Батарею, где некогда командовал Воганов, пополнили.
  2. Каждый домик в центре деревни имел завалинку, где по вечерам собирались и обсуждали дела мужики.
  3. А там, где кончаются корни, ручей падает в глубокую промоину.
  4. Желая светлым днем вполне налюбоваться, орел по поднебесью гулял, где молнии родятся.
  5. Я узнал, где живет его отец, съездил к нему, помирил его с сыном.
  6. Через три часа спокойного хода достигли того места, где долина круто поворачивала на запад.

СПП с придаточными сравнительными

В предложениях выражающих сравнительные отношения, уподобляются две ситуации, сближаемые на основе сходства, тождества, либо на основании субъективных ассоциаций. Придаточная часть выполняет роль аналога с помощью которого характеризуется сообщаемое в главной части, или же придаточная часть выполняет идентифицирующую функцию.

В зависимости от того как относится к действительности ситуация, привлекаемая для сравнения, сравнение может быть: 1) достоверным; 2) недостоверным.

Сравнительные союзы делятся на две группы:

  1. союзы недифференцированного значения, указывающие на сравнение в общем плане и не заключающие в себе значения  достоверности – недостоверности: как, что, словно как, все равно как;
  2. союзы дифференцированного значения, которые однозначно указывают достоверность или недостоверность: как и, равно как и, так же как, точно так же как, прямо как, подобно тому как, вроде как, вроде того как.

Задание 9

Перепишите, расставьте знаки препинания, Укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.

  1. Надо в себе воспитать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам хорошей музыке.
  2. На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звездочка.
  3. К концу охоты утки словно на прощание стали подниматься целыми стаями.
  4. Асфальт блестел как горная река.
  5. Море как ртуть.
  6. Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.
  7. Как пахарь битва отдыхает.
  8. Для мирной жизни новых поколений от Каспия и до полярных льдов как памятники выжженных селений встают громады новых городов.        

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...