Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме
Тезисы - конспекты с практическими заданиями и методическими рекомендациями по синтаксису сложного предложения в помощь обучающемуся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_metodicheskoe_posobie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасенко. О. В. – преподаватель русского языка.
Методическая разработка по русскому языку
«Синтаксис современного русского языка»
Тезисы – конспекты с практическими заданиями
и методическими рекомендациями по
синтаксису сложного предложения
в помощь обучающемуся.
Учебно – методическое пособие подготовлено в соответствии с действующей программой «Русский язык» для НПО.
Основная цель – методическая помощь обучающемуся(студенту) в организации эффективной самостоятельной работы по изучению синтаксиса сложного предложения.
Каждая тема начинается с краткого изложения теоретического материала, затем даются методические рекомендации и практические задания целенаправленного характера, которые призваны способствовать освоению и закреплению теоретического материала. Вопросы по каждой теме, образцы выполнения заданий, схемы анализа и информативные таблицы облегчают само-контроль и подготовку к экзамену.
В данном учебно – методическом пособии представлено сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение.
I.Общая характеристика.
Сложноподчиненными называются сложные предложения, состоящие из двух синтаксически неравноправных предикативных частей, соединенных между собой подчинительными союзами и союзными словами. В содержание данного вопроса входят такие понятия, как:
- Обращенность СПП и по своему строению и по грамматическим значениям к единицам низшего порядка – словосочетанию и простому предложению. Какие СПП напоминают словосочетания, а какие сочетания предикативного ядра и детерминанта (внешнего обстоятельства)? Характер соотнесенности придаточного предложения с главным: предложения нерасчлененной и расчлененной структуры.
- Грамматическая природа СПП. Почему их нельзя считать предложениями? Структурное или семантическое содержание вкладывается в понятие главной и придаточной части?
- Что называется синтаксической семантикой СПП? Как соотносится грамматическое значение с его индивидуальным содержанием?
- Средства связи частей в СПП.
Методические рекомендации.
Определив средства связи в СПП, необходимо научиться видеть эти средства связи в конкретном предложении, учитывать связь, существующую между грамматическим значением СПП и средствами связи, которые являются выразителем данных значений:
- перечислите типы подчинительных союзов (семантические, синтаксические);
- приведите примеры предложений с дифференцированными и недифференцированными союзами;
- как различить союзы и союзные слова;
- соотносительные и опорные слова как средство связи; предсказующий характер связи.
- почему порядок частей СПП – важный признак, характеризующий эту конструкцию?
- роль модально – временных характеристик предикативных частей в организации СПП.
Задание 1.
Определите, какими средствами выражается связь предикативных частей в СПП.
- Одной из главных задач учителя является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка.
- Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.
- Я стремился к тому, чтобы после слушания музыкального произведения ребята непринужденно передавали свои впечатления.
- Никогда нельзя забывать, что язык музыки – это язык чувств.
- Если вы хотите духом творческого поиска обогатить жизнь коллектива, будьте искателем и исследователем.
- Самыми счастливыми минутами своего труда я считаю те насыщенные мыслью и творчеством минуты, когда слово и мысль сливаются в детской душе в стремительный поток.
- Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни километров по родной земле, тому доступно большое чувство – чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней.
- Только тогда, когда труд школьника – сплав духовного и физического, труд становится удовольствием.
- Для того чтобы один ребенок не ранил душу другого, детей надо учить чувствовать.
- Воля – это, образно говоря, глубина, на которой держится ладья человеческого достоинства. (В.А.Сухомлинский)
II.Классификация СПП.
В русской синтаксической науке известны три классификации СПП: 1) традиционная, функционально – семантическая в ее основе лежит принцип уподобления СПП простому, а придаточных частей – членам простого предложения;
2) формальная – в ее основе принцип учета средств связи ( союзное и относительное подчинение), дальнейшее деление основывается на делении союзов и союзных слов по значению; 3) структурно – семантическая, которая учитывает формальные и семантические признаки СПП – эта классификация неоднородна, имеет варианты в зависимости от признаков, положенных в основу деления на разряды.
Структурно – семантическая классификация СПП дает наиболее полную и всестороннюю характеристику СПП, поскольку учитывает и к чему присоединяется придаточная часть, и как присоединяется, и в каких смысловых отношениях находятся главная и придаточная части.
I.CПП нерасчлененной структуры.
В основе построения предложений нерасчлененной структуры лежит принцип присловности. Это значит, что придаточная часть прикрепляется к главной не непосредственно, а через соотношение с каким – либо отдельным ее словом, причем есть предложения среди нерасчлененных, структура которых определяется грамматическими свойствами распространяемого слова – это присубстантивные и прикомпаративные, и предложения, структура которых определяется семантической природой распространяемого слова главной части – это изъяснительные.
Присловная подчинительная связь может быть обязательной или необязательной в зависимости от семантической природы опорного слова: его семантичности или автосемантичности. Она является обязательной в изъяснительных и прикомпаративных и необязательной в присубстантивных.
Средствами выражения присловной подчинительной связи служат семантические союзы и союзные слова.
Наряду с союзами, союзными словами, в организации связи между главным и придаточным предложениями в нерасчлененной структуре участвуют указательные местоимения различных лексико – морфологических разрядов.
Функции их следующие:
а) выступают в роли усилительно – выделительных частиц при субстантиве;
б) служат для связи распространяемого слова с придаточной частью, указывая на форму управления и дифференцируя значение распростроняемого слова.
в) служат для субстантивации, адъективации или адвербиализации придаточной части. В этом случае соотносительные слова – определительные, отрицательные и неопределенные местоимения – не опустошаются лексически они сохраняют категориальную принадлежность и основные формы.
г) функция относительного слова может проявляться не полностью, перекрываться функцией союзов. Роль соотносительных слов типологически конструктивная, то есть они входят в структурные модели предложений как необходимая составная часть.
Рассмотрим на примерах:
Ты допой мне ту песню, что прежде
Напевала мне старая мать.
ту песню, (что).
- СПП нерасчлененной структуры: придаточная часть распространяет существительное, выражает атрибутивно – выделительные отношения, на что указывает усилительно – выделительная частица. Связь придаточного с главным осуществляется с помощью союзного слова – относительным местоимением ЧТО, выполняющим функцию дополнения, порядок частей обязательный.
Я видел, как преображала любовь живое существо.
видел, (как).
- СПП нерасчлененной структуры, так как связь присловная, структура определяется семантической природой глагола – сказуемого, обозначающего восприятие, придаточное изъяснительно – объектное. Средства связи: союзное слово, обязательный порядок частей, особенности лексического состава.
Русский гений издавна венчает тех, которые мало живут.
тех, (которые).
- СПП нерасчлененной структуры, придаточная часть распространяет местоименное слово, непосредственно прикрепляется к нему, которое служит субстантивации придаточного предложения местоименно – соотносительного типа. Средством связи выступает соотносительное слово, союзное слово, порядок частей.
Лучше в обиде быть, чем быть в обидчиках.
лучше, (чем).
СПП нерасчлененной структуры, связь присловная, в главном предложении контактное слово – компоратив, который выполняет функцию опорного компонента по отношению к придаточной части, вводимой союзом. Средства связи: союз, порядок следования частей.
Информативная таблица нерасчлененных СПП
Тип придаточнрго | вопрос | поясняет | Указ.сл. в главн. | Союзы | Союзные слова | Место придат.части | Выр. Знач. |
1. присубстан тивные. 2.изъяснитель ные. 3.компаратив ные. 4.местоим. - соотносит. | какой какие падеж ные в. | сущ. субстан слова. глаг., прилаг., наречия форма ср.степ. наречий | тот такой то | Нет что как будто чем + | который какой чей кто что куда + | всегда после опред.слова любая позиция | тот+ Сущ. изъ- ясн – объ- ект объ- ект срав нен. |
Придаточное присубстантивное.
Методические рекомендации.
Прежде чем приступить к анализу придаточных присубстантивных, выучите теоретический материал, сопоставьте описание данных придаточных в учебнике Обратите внимание на следующие вопросы:
- почему данное придаточное так называется?
- почему оно не может стоять перед главным?
- какова функция указательных слов при существительных?
- каковы значения придаточных внутри типа?
- какова синтаксическая функция союзного слова?
Задание 2
Проанализируйте СПП, используя информационную таблицу.
- В лучах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.
- Есть чувства в человеческой душе, которыми она гордиться вправе.
- Золотая полка – это та , на которую ставят любимые книги.
- Наташа держала в руках старое бальное платье, в котором она в первый раз была на петербургском бале.
- Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
- Была светлая ночь, когда солнце на севере за нами подглядывает.
- Среди густых берез и елей лежит земля, где я живу.
- Огромную художественную ценность представляет собор Рождества Богородицы, который был построен в 1491году.
- Это не просто памятник Древней Руси, это памятник, чье значение трудно переоценить.
- Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
Придаточное изъяснительное.
Методические рекомендации.
Обратите внимание на поясняемое слово, к которому относится придаточное. Это могут быть слова разных частей речи, но с определенным лексическим значением. Придаточная часть восполняет лексическую неполноту слова. Наличие таких слов в главной части делает ее так же зависимой от придаточной, как и придаточную часть от главной.
Слова со значением речи, мысли, чувственного восприятия, побуждения в главной части.
глаголы | существительные | прилагательные | Категории состояния, слова на О |
Сказать, ответить, говорить, спросить, прошептать, думать, убедиться, видеть, заметить, слышать, ощущать, радоваться, удивляться | вера, слух, мысль, вопрос, разговор, сообщение, забота, известие, нужда, знак, воспоминание ощущение | рад, доволен, уверен, убежден, уверенный, достойный, согласен | нужно, надо, жаль, необходимо, нельзя, невозможно, желательно, ясно, понятно, известно |
Задание 3
Спишите, расставляя знаки препинания, найдите контактное слово в главной части,чем оно выражено, какими союзами, союзными словами присоединяется придаточная часть. Средства связи придаточного изъяснительного с главным.
- Родина слышит, Родина знает, где ее сын в облаках пролетает.
- Не всякий услышит, как звезды звенят.
- Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните.
- И с поэтов заоблачной пробы
Время многие спишет грехи,
Только надо для этого, чтобы
Пережить их сумели стихи.(Р.Гамзатов)
- Взглянув на круг гончарный в глине,
Советчики, умерьте прыть.
Где ставить ручку на кувшине,
Не надо мастера учить. (Р. Гамзатов)
- Не склонна совесть ни к каким уступкам,
И, находясь в дозорной вышине,
Она определяет по поступкам,
Кто на какой сегодня стороне. (Р. Гамзатов)
- Она с минуту была в нерешительности, не остаться ли, не отдалить ли еще тяжелую минуту объяснения. (Л. Толстой)
- Между крестьянами ходил слух, что Наполеон даст им свободу и землю. (Л. Толстой)
- Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее. (Н. Гоголь)
- А теперь вот в лесной обители даже слышно, как падает лист. (С. Есенин)
Задание 4
Продолжите работу над придаточным изъяснительным, придумайте окончание предложений:
- Очень хорошо, если…
- Не известно, будет ли…
- Странно было слышать, как (насколько)…
- Жаль, что…
- Видно было, как (где, насколько)…
СПП с придаточным прикомпаративным.
Прикомпаративные относят в разряд нерасчлененных с присловной связью, где придаточное распространяет слова в форме сравнительной степени как часть речи, давая описательное обозначение одному из объектов сравнения. Кроме того, прикомпаративные придаточные относятся к опорным словам, лексическое значение которых содержит указание на сравнение: иной, другой, по – иному, по – другому.
Например:
- Волосы его были гораздо светлее, чем Даша их представляла. (Л. Толстой)
- Вы, кажется, принимаете меня совсем за иного человека. ( Ф. Достоевский)
- В белом докторском халате она показалась совсем другой, чем была месяц назад.
- Жесты его были короче и повелительнее, чем надо было, и крики на подчиненных грубее, чем у человека власти. (Ю. Тынянов)
Задание 5
Разграничьте СПП с придаточным изъяснительно – объектного значения и прикомпаративными.
Ты дала себе время рассмотреть свое чувство, ты видишь, что оно серьезнее, чем ты хотела думать вначале. Запала ему в душу мысль, что он, быть может, вовсе не знает нрава Натальи, что она ему еще более чужда, чем он думал. Ходили темные слухи, будто она удалилась в раскольничий скит. И я привязан к тебе не меньше, чем ты ко мне.
Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.
В предложениях расчлененной структуры придаточная часть не занимает присловной позиции: она не имеет опорного компонента в виде отдельной лексемы в составе главной части и соотнесена с главной частью в целом. Основным показателем связи частей в СПП расчлененной структуры являются союзы, которые различаются по своим дифференцирующим возможностям. Одни из них определяют самые обширные отношения и не способны однозначно квалифицировать частные семантические отношения – их называют недифференцированными.
Другие – союзы дифференцированного значения, в силу своего семантического качества, выступают выразителями конкретного семантического признака внутри общего отношения.
При недифференцированных союзах отношения между частями уточняются грамматическими и лексическими средствами ( например, видо – временная соотнесенность глаголов – сказуемых)
В предложениях с союзами дифференцированного значения контекст выполняет роль факультативной поддержки значения. Все это рассматривается в конкретном типе придаточных предложений расчлененной структуры.
СПП с придаточным времени.
Придаточное отвечает на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Придаточная часть относится либо непосредственно к главной части, либо через посредство указательного слова ко всей главной.
Придаточная часть присоединяется с помощью союзов: когда, пока, едва, покамест, в то время как, по мере того как, как только, только что, после того как, с тех пор как, до того как, прежде чем.
Сложные союзы образовались путем слияния указательных (соотносительных) слов и простых союзов, после чего стали указывать на различные семантические разновидности временных значений дифференцированно.
В зависимости от строения главной и придаточной частей в СПП с временной придаточной частью могут выражаться отношения: одновременности, разновременности.
Отношения одновременности поддерживаются: соотношением глаголов – сказуемых несовершенного вида.
Отношения разновременности выражается обычно в СПП, когда глаголы – сказуемые обеих частей имеют форму совершенного вида.
а) предшествование: Прошел еще месяц, прежде чем начались неприятности.
б) следования: Вскоре после того, как часы пробили полночь, послышались торопливые шаги.
Задание 6
Проанализируйте СПП с временной придаточной частью. Определите семантику выражаемых временных отношений. Отметьте средства связей частей, а также особенности порядка расположения частей.
Образец: И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
- СПП многочленной структуры с бессоюзной и подчинительной связью. Бессоюзная связь объединяет 2 и 3 части, которые выступают как главные по отношению к придаточному времени. Придаточное отвечает на вопрос когда? Относится ко всему главному ( 2,3),(только)выражает разновременные отношения, имеет значения непосредственного следования, присоединяется союзной частицей только. Значение поддерживается видо – временной соотнесенностью глаголов – сказуемых, занимает препозицию по отношению к главной, образует гибкую структуру.
1. Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю. (А. Грибоедов)
2. К полудню, когда тени над деревьями стали черными, Алексей сумел сделать около тысячи пятисот шагов. ( В. Полевой)
3. Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться хладною струей. ( А. Пушкин)
4.Не трусь, наездник, и меня порадуй хоть одним ударом, пока не заморил коня. (А.Пушкин)
5.Только что сумрак на землю упал, по корням упругий топор застучал.
6. Не прошло и получаса, как он успел уже рассказать всю свою жизнь.
7. Перед тем как двинуться в долгий путь, нужно было как следует отдохнуть.
СПП с придаточным причины.
Придаточное отвечает на вопросы: почему? по какой причине?
Присоединяется союзами недифференцированного значения: потому что, потому как, так как, поскольку, раз, раз что, ибо, ведь; дифференцированного значения: оттого что, из – за, того что, ради того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, исходя из того что, в результате того что.
По семантике придаточные причины имеют разновидности: 1) собственно причинные, которые указывают на непосредственную причину, порождающую ситуацию; 2) несобственно причинные, когда придаточная часть держит повод, косвенное свидетельство того, что используется как аргумент для умозаключения о том, что сообщается в главной части.
СПП с придаточным причины образуют гибкую структуру.
Задание 7
Дайте характеристику синтаксических конструкций, выражающих причинное значение. Проведите синонимическую замену.
- Они торопились, и потому расспросы и разговоры пришлось отложить до вечера. ( К. Паустовский)
- Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу. (И. Тургенев)
- Разнеженная теплом, кошка дремала возле потрескивающей печки.
- Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту.(А.Чехов)
- Густая трава росла по берегам озера, потому что здесь достаточно влаги.
- Земля быстро сохнет, благодаря теплой, солнечной погоде.
- Благодаря тому, что лето было жаркое и сухое понадобилось поливать каждое дерево.
- Всякий труд важен, ибо он облагораживает человека. (Л. Толстой)
- Вот опять меня попрекать станут, что без толку курю.
- Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
СПП с придаточным места
Эти придаточные характеризуются по разному. Относятся к предложениям нерасчлененного типа, так как в основе связи главной и придаточной частей – совпадение семантического наполнения, поэтому в выражении этой связи участвуют анафорические элементы в составе обеих частей, образуется корреляционная связь: анафорический элемент главной части – соотносительные слова там, туда, оттуда (их аналоги везде, всюду, нигде),содержание которых соотнесено с придаточной части. Союзные слова – анафорические элементы придаточной части с отождествленным значением: там – где, туда – куда, оттуда – откуда присутствует обязательная двусторонняя связь.
Задание 8
Определите виды придаточных предложений, которые начинаются союзным словом (где). Составьте схемы, выделите контактное слово.
- Батарею, где некогда командовал Воганов, пополнили.
- Каждый домик в центре деревни имел завалинку, где по вечерам собирались и обсуждали дела мужики.
- А там, где кончаются корни, ручей падает в глубокую промоину.
- Желая светлым днем вполне налюбоваться, орел по поднебесью гулял, где молнии родятся.
- Я узнал, где живет его отец, съездил к нему, помирил его с сыном.
- Через три часа спокойного хода достигли того места, где долина круто поворачивала на запад.
СПП с придаточными сравнительными
В предложениях выражающих сравнительные отношения, уподобляются две ситуации, сближаемые на основе сходства, тождества, либо на основании субъективных ассоциаций. Придаточная часть выполняет роль аналога с помощью которого характеризуется сообщаемое в главной части, или же придаточная часть выполняет идентифицирующую функцию.
В зависимости от того как относится к действительности ситуация, привлекаемая для сравнения, сравнение может быть: 1) достоверным; 2) недостоверным.
Сравнительные союзы делятся на две группы:
- союзы недифференцированного значения, указывающие на сравнение в общем плане и не заключающие в себе значения достоверности – недостоверности: как, что, словно как, все равно как;
- союзы дифференцированного значения, которые однозначно указывают достоверность или недостоверность: как и, равно как и, так же как, точно так же как, прямо как, подобно тому как, вроде как, вроде того как.
Задание 9
Перепишите, расставьте знаки препинания, Укажите, в каких случаях сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения, в каких – сравнительные обороты, а в каких – стоят при сказуемом.
- Надо в себе воспитать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам хорошей музыке.
- На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звездочка.
- К концу охоты утки словно на прощание стали подниматься целыми стаями.
- Асфальт блестел как горная река.
- Море как ртуть.
- Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.
- Как пахарь битва отдыхает.
- Для мирной жизни новых поколений от Каспия и до полярных льдов как памятники выжженных селений встают громады новых городов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...