Сочинение сравнительного характера по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Сочинение сравнительного характера
по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
Цели: - подготовить к сочинению повествовательного характера с
использованием диалога как средства речевой характеристики героев;
-сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев картины на основании их внешности, жестов, мимики и особенностей речи;
- повторить сведения о разговорном стиле и актуализировать их в определенной речевой ситуации;
- закрепить знания о диалоге;
- обогатить фоновые знания учащихся о национальных традициях и обычаях, связанных с частью культуры русского народа – охотой.
1. Культуроведческий комментарий.
Сегодня будем говорить о картине, на которой изображена сценка из жизни охотников 19 века. Охота – значительная часть быта народа, его культуры.
Из истории охоты.
Охота возникла много тысяч лет назад. Она давала нашим предкам полноценную пищу и теплую одежду, воспитывала отвагу и стойкость, т.е. было основной формой деятельности и главным источником существования. Когда же появилось животноводство, охота утратила свою прежнюю роль. Богатые и знатные люди занимались охотой не для получения средств к пропитанию, а для забавы, удовольствия, из прихоти.
Охота была одним из страстных увлечений древнерусских князей. Они выезжали на охотничьи утехи с многочисленными дружинами, в народном одеянии, проводили в полях и лесах целые недели, шумными пирами отмечали удачи.
Видов охот было много, но со временем особенно популярной среди знати стала охота с ловчими птицами, соколиная охота. Ее истоки на Руси ведут от времен князя Олега из великого княжества Киевского. Владимир Мономах лично ухаживал за своими соколами и ястребами, приучал их к охоте на пернатую дичь. Угодья, в которых находились гнезда соколов, считались принадлежавшими землевладельцам; закон ограждал их от посягательств посторонних лиц. К большому сожалению, эта традиция национальной охоты утрачена.
Первые охоты появились на Руси в начале 15 века. В связи с этим во многом меняется быт. Возникает особый род княжеской прислуги – псари, появляются особые постройки – псарни. Красочны и ярки были охоты древней и средневековой Руси. Но к 19-началу 20 веков они переродились в царские охоты, пышные и истребительные. Огромное число различных зверей заранее собирали в одно место, и цари с приближенными хладнокровно расстреливали их из укрытий.
Крупнопоместные землевладельцы могли позволить себе содержать огромные псарни, приглашать гостей. Положение собак у некоторых помещиков было намного лучше, чем жизнь крепостных. Однако огромные просторы России, богатство животного мира позволили превратить охоту в занятие, доступное многим людям.
Постепенно стали складываться правила охоты, которые изучались и обобщались охотоведами в статьях и книгах. Были созданы специальные журналы.
В настоящее время в нашей стране сохранились добрые охотничьи традиции, основанные на бережном отношении к природе. В основном это заслуга простых охотников, которые свято придерживаются высоконравственных правил. Они никогда не станут убивать птиц в период гнездования, самок с детенышем или животное, попавшее в беду. Настоящий охотник не позволит себе стрелять, не целясь, по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Охотник оказывается с природой наедине и притом с оружием в руках. В этих условиях только личная совесть может определять поступки. Но есть люди без чести и совести. Это браконьеры. Они бездумно и жестоко уничтожают животных и птиц.
Охотничий трофей во все времена имел престижное значение и порождал множество небылиц. Редкий охотник может от них воздержаться. Есть даже французская поговорка: ХОРОШИЙ ОХОТНИК НЕМНОГО ЛГУН. Забавное хвастовство не имеет ничего общего с браконьерством, с варварским уничтожением природы.
Итак, охота – часть культуры народа. У каждого народа свои охотничьи приемы, свои традиции. Это связано с особенностями национального характера. К сожалению, цивилизация до известной степени стерла эти различия, огнестрельное оружие подчас оказывалось более действенным средством, чем местные способы охоты и традиции, но воспоминания о былых охотах живы в памяти народа, запечатлены в фольклоре, нашли отражение в литературе, живописи.
В книгах Аксакова, Тургенева, Толстого, Некрасова, Бунина, Пришвина и многих других писателей с большой впечатляющей силой воссозданы удивительные ощущения единства с природой, наслаждение от встреч с дикими животными и птицами, от наблюдений с ними.
Этим же добрым чувством единения человека и природы пронизана картина В.Г.Перова «Охотники на привале»
2. Рассказ о художнике.
Василий Григорьевич Перов прожил всего 48 лет. (1834-1882) Многие из его замыслов остались незавершенными. Но ему удалось сделать главное- показать русскую народную жизнь 60-70-х годов 19 века, с удивительным мастерством запечатлеть множество разнообразных характеров, лиц, сцен. Его картины дают нам возможность познакомиться с особенностями давно минувшей жизни. Главным достоинством искусства В.Г.Перова были искренность, простота и правдивость.
После трагической гибели семьи от эпидемии в 1870 году в творчестве Перова наступает перелом. Художник, пережив личную трагедию, словно пытается найти душевное успокоение в изображении светлых сторон в жизни человека. Он создает наполненные добродушным юмором жанровые картины, изображающие увлечения людей: «Птицелов» (1870), «Охотники па привале» (1871).
В конце 70-х годов Перов обращается к историческому жанру, надеясь ответить на волнующие вопросы народной судьбы. Он задумывает несколько картин, посвященных изображению народных восстаний под руководительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Но смерть в результате неизлечимой болезни, туберкулеза, не позволила осуществиться замыслам художника.
3. Беседа по картине.
1. Картина «Охотники на привале» завоевала большую популярность. Как вы думаете, почему? |
Картина создает веселое настроение, хочется улыбнуться, т.к. в ней много юмора. |
2. На картине мы видим заросшие уже оголившимися кустами болото, порыжевшую листву. На темно-сером небе вьются стайки птиц. Все просто и мирно, неярко и скромно, и все так дорого, так близко и сокровенно душе русского народа, что испытываешь какое-то трудно-объяснимое чувство. Кто из героев картины привлекает внимание в первую очередь и почему? |
Пожилой охотник комично вытаращил глаза и растопырил пальцы, по-детски выражает страх или даже ужас, что просто невозможно не улыбнуться. |
3. Чем он отличается от других? |
Выразительно жестикулирует и гримасничает, он уверен в себе; именно он ведет рассказ, а два других охотника его слушают. |
4. как вы думаете, правдивую историю рассказывает помещик? |
Несоответствие между возрастом и жестами, мимикой наводит на мысль, что он рассказывает небылицу. |
5. На ваш взгляд, что изображает охотник, так азартно жестикулируя? |
Возможно, изображает надвигающегося крупного зверя или момент борьбы с ним, неожиданность с каким-то фантастическим существом: лешим, русалкой – или пытается убедить в небывалых трофеях. |
6. Как ведут себя два других героя? |
Каждый по-своему воспринимает неправдоподобный рассказ старого чудака. |
7. Чье восприятие наиболее забавно? |
Наиболее комично поведение новичка, который расположен напротив старого охотника. |
8. А он точно – новичок в охотничьем деле? |
Он верит каждому слову рассказчика, а это выдает его неопытность, незнание того, какие ситуации на самом деле могут случаться на охоте. |
9. Докажите, что молодой охотник верит каждому слову? |
Он привстал от удивления, подался вперед, забыл о зажженной папиросе, взгляд устремлен на рассказчика. Мы видим изумление на его лице. |
10. Что еще выдает неопытность молодого человека? |
Он одет в новый полушубок на меху, только у него полное снаряжение: патронташ, ягдташ, рог, ружье, можно предположить, что и собака его. Сразу видно, что он долго и тщательно собирался на охоту, давно мечтал об этом дне. |
11. Что можно сказать о социальном положении третьего охотника? |
Судя по одежде, он представитель низшего сословия, возможно, крестьянин. |
12. как он воспринимает байки помещика? |
Недоверчиво почесывает за ухом, сдвинув набекрень шляпу. Он не верит ни единому слову враля-помещика. |
13.Почему он слушает с недоверием? |
Потому что он сам опытный охотник и знает цену рассказам старого фантазера. Возможно, он уже неоднократно слышал эти выдумки. |
14. Итак, на одной поляне собрались разные по возрасту, характеру и социальному положению люди. Но всех троих объединяет страсть к охоте. Почему художник изобразил именно осенний пейзаж? |
Осень – самое благоприятное время для охоты: прилетают вальдшнепы, животные и птицы за лето набрали вес, вырастили потомство. |
15. Какая деталь указывает на то, что осенняя охота удалась? |
Богатые трофеи: птица, заяц. Над болотом кружатся птицы, значит, дичи достаточно много. |
16. Каково отношение автора картины к своим героям? |
Изображение охотников окрашено легким, добродушным юмором. Совершенно очевидно, что автор не осуждает своих героев, он лишь слегка над ними посмеивается. |
17. О чем же хотел сказать художник этой картиной? |
Известно, что Перов любил поохотиться. Художнику было интересно наблюдать за охотниками. Ему нравились эти люди, бескорыстно любящие природу и страстно увлеченные охотою. Своими впечатлениями он и решил поделиться со зрителем. |
Да, действительно, живописец просто хотел добродушно посмеяться над естественными человеческими слабостями.
Я до зари выслушивать готов
Охотников живые разговоры,
Рассказы их, волнующие споры, -
В них столько ярких, драгоценных слов.
В них золото болот и темь лесов,
Озер и рек блестящие просторы
И голоса зверей и птичьи хоры,
И дым благоухающий костров.
Как поучительны их приключенья!
Но захлестнет, бывает, увлеченье –
И полумиф расскажет вам герой…
Охотник сам, не осужу сурово,
Хоть за голову схватишься порой,
Как на картине памятной Перова.
(М.Гордон. Из сонетов охотника. Привал.)
4. Словарно-стилистическая работа.
Рассказ – байка, выдумка, небылица, фантазия.
Собака – пес охотничьей породы, легавая, собака хороших кровей.
Дичь – дикая птица.
Ягдташ – сумка для дичи.
Патронташ – сумка, перевязь с гнездами для ружейных патронов.
Манок – свисток для подманивания зверей, птиц.
5. Написание сочинения.
Подготовка к сочинению повествовательного характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_ohotniki_na_privale.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение сравнительного характера
по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
Цели: - подготовить к сочинению повествовательного характера с
использованием диалога как средства речевой характеристики героев;
-сформировать умение составлять сравнительную характеристику героев картины на основании их внешности, жестов, мимики и особенностей речи;
- повторить сведения о разговорном стиле и актуализировать их в определенной речевой ситуации;
- закрепить знания о диалоге;
- обогатить фоновые знания учащихся о национальных традициях и обычаях, связанных с частью культуры русского народа – охотой.
1. Культуроведческий комментарий.
Сегодня будем говорить о картине, на которой изображена сценка из жизни охотников 19 века. Охота – значительная часть быта народа, его культуры.
Из истории охоты.
Охота возникла много тысяч лет назад. Она давала нашим предкам полноценную пищу и теплую одежду, воспитывала отвагу и стойкость, т.е. было основной формой деятельности и главным источником существования. Когда же появилось животноводство, охота утратила свою прежнюю роль. Богатые и знатные люди занимались охотой не для получения средств к пропитанию, а для забавы, удовольствия, из прихоти.
Охота была одним из страстных увлечений древнерусских князей. Они выезжали на охотничьи утехи с многочисленными дружинами, в народном одеянии, проводили в полях и лесах целые недели, шумными пирами отмечали удачи.
Видов охот было много, но со временем особенно популярной среди знати стала охота с ловчими птицами, соколиная охота. Ее истоки на Руси ведут от времен князя Олега из великого княжества Киевского. Владимир Мономах лично ухаживал за своими соколами и ястребами, приучал их к охоте на пернатую дичь. Угодья, в которых находились гнезда соколов, считались принадлежавшими землевладельцам; закон ограждал их от посягательств посторонних лиц. К большому сожалению, эта традиция национальной охоты утрачена.
Первые охоты появились на Руси в начале 15 века. В связи с этим во многом меняется быт. Возникает особый род княжеской прислуги – псари, появляются особые постройки – псарни. Красочны и ярки были охоты древней и средневековой Руси. Но к 19-началу 20 веков они переродились в царские охоты, пышные и истребительные. Огромное число различных зверей заранее собирали в одно место, и цари с приближенными хладнокровно расстреливали их из укрытий.
Крупнопоместные землевладельцы могли позволить себе содержать огромные псарни, приглашать гостей. Положение собак у некоторых помещиков было намного лучше, чем жизнь крепостных. Однако огромные просторы России, богатство животного мира позволили превратить охоту в занятие, доступное многим людям.
Постепенно стали складываться правила охоты, которые изучались и обобщались охотоведами в статьях и книгах. Были созданы специальные журналы.
В настоящее время в нашей стране сохранились добрые охотничьи традиции, основанные на бережном отношении к природе. В основном это заслуга простых охотников, которые свято придерживаются высоконравственных правил. Они никогда не станут убивать птиц в период гнездования, самок с детенышем или животное, попавшее в беду. Настоящий охотник не позволит себе стрелять, не целясь, по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Охотник оказывается с природой наедине и притом с оружием в руках. В этих условиях только личная совесть может определять поступки. Но есть люди без чести и совести. Это браконьеры. Они бездумно и жестоко уничтожают животных и птиц.
Охотничий трофей во все времена имел престижное значение и порождал множество небылиц. Редкий охотник может от них воздержаться. Есть даже французская поговорка: ХОРОШИЙ ОХОТНИК НЕМНОГО ЛГУН. Забавное хвастовство не имеет ничего общего с браконьерством, с варварским уничтожением природы.
Итак, охота – часть культуры народа. У каждого народа свои охотничьи приемы, свои традиции. Это связано с особенностями национального характера. К сожалению, цивилизация до известной степени стерла эти различия, огнестрельное оружие подчас оказывалось более действенным средством, чем местные способы охоты и традиции, но воспоминания о былых охотах живы в памяти народа, запечатлены в фольклоре, нашли отражение в литературе, живописи.
В книгах Аксакова, Тургенева, Толстого, Некрасова, Бунина, Пришвина и многих других писателей с большой впечатляющей силой воссозданы удивительные ощущения единства с природой, наслаждение от встреч с дикими животными и птицами, от наблюдений с ними.
Этим же добрым чувством единения человека и природы пронизана картина В.Г.Перова «Охотники на привале»
2. Рассказ о художнике.
Василий Григорьевич Перов прожил всего 48 лет. (1834-1882) Многие из его замыслов остались незавершенными. Но ему удалось сделать главное- показать русскую народную жизнь 60-70-х годов 19 века, с удивительным мастерством запечатлеть множество разнообразных характеров, лиц, сцен. Его картины дают нам возможность познакомиться с особенностями давно минувшей жизни. Главным достоинством искусства В.Г.Перова были искренность, простота и правдивость.
После трагической гибели семьи от эпидемии в 1870 году в творчестве Перова наступает перелом. Художник, пережив личную трагедию, словно пытается найти душевное успокоение в изображении светлых сторон в жизни человека. Он создает наполненные добродушным юмором жанровые картины, изображающие увлечения людей: «Птицелов» (1870), «Охотники па привале» (1871).
В конце 70-х годов Перов обращается к историческому жанру, надеясь ответить на волнующие вопросы народной судьбы. Он задумывает несколько картин, посвященных изображению народных восстаний под руководительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Но смерть в результате неизлечимой болезни, туберкулеза, не позволила осуществиться замыслам художника.
3. Беседа по картине.
1. Картина «Охотники на привале» завоевала большую популярность. Как вы думаете, почему? | Картина создает веселое настроение, хочется улыбнуться, т.к. в ней много юмора. |
2. На картине мы видим заросшие уже оголившимися кустами болото, порыжевшую листву. На темно-сером небе вьются стайки птиц. Все просто и мирно, неярко и скромно, и все так дорого, так близко и сокровенно душе русского народа, что испытываешь какое-то трудно-объяснимое чувство. Кто из героев картины привлекает внимание в первую очередь и почему? | Пожилой охотник комично вытаращил глаза и растопырил пальцы, по-детски выражает страх или даже ужас, что просто невозможно не улыбнуться. |
3. Чем он отличается от других? | Выразительно жестикулирует и гримасничает, он уверен в себе; именно он ведет рассказ, а два других охотника его слушают. |
4. как вы думаете, правдивую историю рассказывает помещик? | Несоответствие между возрастом и жестами, мимикой наводит на мысль, что он рассказывает небылицу. |
5. На ваш взгляд, что изображает охотник, так азартно жестикулируя? | Возможно, изображает надвигающегося крупного зверя или момент борьбы с ним, неожиданность с каким-то фантастическим существом: лешим, русалкой – или пытается убедить в небывалых трофеях. |
6. Как ведут себя два других героя? | Каждый по-своему воспринимает неправдоподобный рассказ старого чудака. |
7. Чье восприятие наиболее забавно? | Наиболее комично поведение новичка, который расположен напротив старого охотника. |
8. А он точно – новичок в охотничьем деле? | Он верит каждому слову рассказчика, а это выдает его неопытность, незнание того, какие ситуации на самом деле могут случаться на охоте. |
9. Докажите, что молодой охотник верит каждому слову? | Он привстал от удивления, подался вперед, забыл о зажженной папиросе, взгляд устремлен на рассказчика. Мы видим изумление на его лице. |
10. Что еще выдает неопытность молодого человека? | Он одет в новый полушубок на меху, только у него полное снаряжение: патронташ, ягдташ, рог, ружье, можно предположить, что и собака его. Сразу видно, что он долго и тщательно собирался на охоту, давно мечтал об этом дне. |
11. Что можно сказать о социальном положении третьего охотника? | Судя по одежде, он представитель низшего сословия, возможно, крестьянин. |
12. как он воспринимает байки помещика? | Недоверчиво почесывает за ухом, сдвинув набекрень шляпу. Он не верит ни единому слову враля-помещика. |
13.Почему он слушает с недоверием? | Потому что он сам опытный охотник и знает цену рассказам старого фантазера. Возможно, он уже неоднократно слышал эти выдумки. |
14. Итак, на одной поляне собрались разные по возрасту, характеру и социальному положению люди. Но всех троих объединяет страсть к охоте. Почему художник изобразил именно осенний пейзаж? | Осень – самое благоприятное время для охоты: прилетают вальдшнепы, животные и птицы за лето набрали вес, вырастили потомство. |
15. Какая деталь указывает на то, что осенняя охота удалась? | Богатые трофеи: птица, заяц. Над болотом кружатся птицы, значит, дичи достаточно много. |
16. Каково отношение автора картины к своим героям? | Изображение охотников окрашено легким, добродушным юмором. Совершенно очевидно, что автор не осуждает своих героев, он лишь слегка над ними посмеивается. |
17. О чем же хотел сказать художник этой картиной? | Известно, что Перов любил поохотиться. Художнику было интересно наблюдать за охотниками. Ему нравились эти люди, бескорыстно любящие природу и страстно увлеченные охотою. Своими впечатлениями он и решил поделиться со зрителем. |
Да, действительно, живописец просто хотел добродушно посмеяться над естественными человеческими слабостями.
Я до зари выслушивать готов
Охотников живые разговоры,
Рассказы их, волнующие споры, -
В них столько ярких, драгоценных слов.
В них золото болот и темь лесов,
Озер и рек блестящие просторы
И голоса зверей и птичьи хоры,
И дым благоухающий костров.
Как поучительны их приключенья!
Но захлестнет, бывает, увлеченье –
И полумиф расскажет вам герой…
Охотник сам, не осужу сурово,
Хоть за голову схватишься порой,
Как на картине памятной Перова.
(М.Гордон. Из сонетов охотника. Привал.)
4. Словарно-стилистическая работа.
Рассказ – байка, выдумка, небылица, фантазия.
Собака – пес охотничьей породы, легавая, собака хороших кровей.
Дичь – дикая птица.
Ягдташ – сумка для дичи.
Патронташ – сумка, перевязь с гнездами для ружейных патронов.
Манок – свисток для подманивания зверей, птиц.
5. Написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Перова "Охотники на привале"
Сочинение по картине Перова "Охотники на привале". Урок проводится после изучения темы "Причастие". Повторение суффиксов причастий, причастного оборота. 7 класс....
Разработка урока развития речи в 8 классе с мультимедийным приложением.Сочинение публицистического характера с описанием местности,памятника.
Подготовка к сочинению - описанию местности,архитектурного памятника предусматривает большую подготовительную работу и групповую работу на уроке....
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Конспект урока. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин
Для учащихся 3 класса Программа ПНШ...
Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»...
План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера
Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.Задачи:- определить алгоритмы сравнительной характеристики- раскрыть особенности алгорит...