Описание филимоновской игрушки
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Сочинение-описание филимоновской игрушки».
Цель урока: научить уч-ся описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды, добиться привлечения познавательного материала, повторить сведения по теории сочинений.
Оборудование: мини выставка изделий прикладного искусства, выставка Филимоновских игрушек, книжная выставка.
Ход урока:
Вступительная беседа.
- Какие бывают игрушки?
- Из какого материала делают игрушки?
- Какая ваша любимая игрушка?
(дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции с применением телеуправления, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную народную потешку, разве что птичку-свистульку да матрешку.)
Исследование выставки.
- Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и Павловская шаль, и вещи из дерева, глины. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
- Давайте выясним значение выражения «народное декоративно-прикладное искусство»
Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
Задание: сделать морфемный разбор слова прикладной, подобрать однокоренные слова (клад, кладовая, кладоискатель).
В.И.Даль в своем словаре приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад. Толк да лад, тут и клад (запишите эти пословицы).
III. Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. Предмет описания – одна из Филимоновских игрушек, которые вы здесь видите.
- Посмотрите на эти игрушки. Из какого материала они сделаны?
- Как они разрисованы?
Все эти фигурки разрисованы в основном полосками: красная -жёлтая - зелёная; красная - жёлтая - зелёная.
- Давайте обратим внимание на изменение значения слова красный. В древности оно имело значение «красивый, прекрасный», а сейчас обозначает цвет. Однако в языке первое значение оставило свой след в целой группе слов: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота и т.д.
Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова: красный молодец, красна девица.
Словарь Владимира Даля отмечает такие сочетания: красная изба (чистая), красный угол в избе (передний), красная лавка (под окнами на улицу), красное крыльцо (парадное), красный денек (ведряный), красный поезд (свадебный).
Даль приводит и выразительные пословицы: Красную речь – красно слушать, Красному гостю – красное место, Первому гостю – первое место и красная ложка.
Словарная работа:
Краски: яркие, глаз радующие, желтая, красная, зеленая.
Филимоновские узоры: полоски, елочки, точки, кружочки, снежинки.
Форма игрушки: вытянутая, плавная.
Итак, игрушки разрисованы яркими красками, глядишь — и в глазах рябит, как от солнышка. Называются игрушки филимоновскими.
- Как вы думаете, почему филимоновские игрушки так назвали?
Игрушки эти делают в Тульской области в деревне Филимоново Одоевского района. В красивейшем месте высоко над рекой выстроилась деревня двумя рядами кирпичных домов. Сразу бросается в глаза кирпичная кладка изб — значит, богаты здешние края глиной. Глины около Филимонова много (аж 6 расцветок): серой, желтой, зеленой, белой, красной. А для игрушек брали совсем другую глину — синикой зовут. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Жители, чтобы прокормиться, лепили на продажу игрушки. Лепили в Филимонове игрушки женщины и девочки, начиная с 7—8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — больше зимой и весной.
Местная глина — синика — иссиня-чёрного цвета, жирная, тягучая. Эта глина легко мнётся, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Нет необходимости лепить её по частям, примазывая, их друг к другу. И вот комок этой глины в руках у мастерицы становится сначала колоколом юбки, и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку. В руках у мастерицы не остаётся ни одного лишнего комочка – весе точно рассчитано. Только уточку — свисток под мышкой у барыни — всегда лепят отдельно (показать игрушку «Барыня»). Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку — оленя или корову — отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги — подставки и свисток, а из другой -- длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного (показать игрушку «Олень»).
Готовые игрушки стоят и сохнут. Лепка, однако, не закончена. Мастерицы по несколько раз ещё «правят» готовые свистульки. «Глина у нас не послушная, и пока устроится, по три раза гладим», — обижаются они. В самом деле, синика будто живая. Застывая, глина «садится», «бугрится», «ведёт» игрушку. Игрушка то слегка «присядет» на один бок, то немножко покачнётся назад, то едва заметно склонится вперёд. Вся она словно тихо, медленно шевелится, движется. Тогда мастерицы снова возвращаются к игрушке, в которой раз гладят её поверхность, где надо, «подтягивают» и так — пока
она совсем «не замрёт». Наконец, форма застыла, и игрушки медленно сохнут в тёплом помещении, иногда по несколько дней. При высыхании светлеют и твердеют, «как каменные». Потом - обжиг в печи.
В старину печи для обжига в Филимонове устраивали на склонах оврагов. И сейчас два таких горна сохранились на окраине деревни. Выложены горны местным кирпичом, имеют круглую форму, широкие, глубокие, а под ними печь с топкой в сторону оврага. Обжиг начинался по весне, когда к первым весенним ярмаркам готовили на продажу посуду и игрушки. Это было целым событием в деревне Филимоново. Собирались вокруг горнов не только мастера, а кто хотел, «и бабы, и детки — сейчас горн будут топить!». Изделия плотно укладывали по стенам. Сверху горн закрывали черепицей, чтобы жарче топился. Печь закладывали берёзовыми дровами, понемногу огонь разгорался. 8—9 часов продолжался обжиг. Потом жар спадал, и горн медленно остывал. С волнением и тревогой ожидали результат обжига. Верили, что удача в руках умелого мастера. В процессе обжига происходит удивительное превращение — глина теряет свою природную окраску и становится белой (показать белую игрушку).
В наше время игрушки обжигают не в земляном горне, а в большом электрическом муфеле.
После обжига игрушки раскрашивают... В старину краски на яйцах разводили, кисточки из куриных перышек делали. Красят их в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, ёлочки, цветка, ягодки, кружочка, точечки. Смотришь на филимоновскую игрушку, и глаз ликует от переливчатой пестроты.
Немного мастериц осталось в Филимонове, но промысел не умрет. Во многих населенных пунктах Тульской области группы энтузиастов создают студии по изготовлению игрушек. Молодые мастера прошли курс обучения у ветеранов, приобрели навыки и делают уже неплохую игрушку.
Создана такая студия художественно-прикладного искусства и в с. Спасское («Зодь»).
Словарная работа.
1.Украшать, красота, Филимоново, Филимоновская игрушка, талантливые мастера.
Основная мысль сочинения.
Задания:
Внимательно рассмотрите игрушки и скажите, что вас в них привлекает, что нравится? (необычность, простота, что они игрушки-свистульки)
Какие мысли у вас возникают, когда вы рассматриваете филимоновские игрушки? (весело на душе, радостно, игрушки какие-то фантастичные).
Что бы вы сказали о мастерицах филимоновских игрушек? (это небогатые люди; у них развита фантазия; это женщины с крепкими цепкими пальцами; это труженицы).
Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к филимоновским игрушкам. («Чудо-игрушка», «Филимоновская красота», «Филимоновские свистульки», «Звонкоголосая игрушка», «Глиняное чудо»)
Работа над композицией и планом сочинения.
- Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трех частей.
Для нашего сочинения он может быть таким:
Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, филимоновской игрушке.
Основная часть: описание игрушки.
Общий вид игрушки (материал, форма, цвет).
Описание изготовления и красок игрушки.
Впечатление от филимоновской игрушки.
Заключение: мое отношение к игрушке, мастерству художников-земляков, к народному прикладному искусству.
V. Самостоятельная работа.
Озаглавить свое сочинение и описать одну из игрушек.
VI. Итоги урока.
-Что больше всего вас заинтересовало?
- Что было удачного в работах и ответах одноклассников?
VI. Домашнее задание: дописать сочинение;
подготовить небольшое сообщение о каком-либо другом виде прикладного искусства (хохломская деревянная посуда, Павловская шаль, каргопольская игрушка, гжель и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Филимоновская игрушка"
Конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:Филимоновская игрушка....
Презентация "Филимоновская игрушка"
Филимоновская игрушка...
Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"
Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - ...
Урок по ФГОС "Филимоновская игрушка"
Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламе...
Филимоновская игрушка. Занятия по лепке из пластилина для групп детей 5, 6 и 7-8 лет.
Игрушки выполняются полностью из пластилина....
Сжатое изложение "Филимоновская игрушка"
Текст создан с учетом регионального компонента.Рекомендована работа в течение 2-х уроков: на 1-м уроке ведется подготовительная работа с использованием изображений разных филимоновских игрушек (в инте...