Рабочая программа 11 русс.яз
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Буриказганово
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
________/Л.Ф.Ахмадуллина/ Директор школы_______/А.В.Богданов/
________/А.Н.Балагтдинова/
Протокол №__
от «__»___________2012 г. «__»___________2012 г. Приказ № __от ____________2012 г
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
Балагтдиновой Алсу Ниязовны
(первая квалификационная категория)
по учебному курсу «Русский язык»
(базовый уровень)
11 класс
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по русскому языку(базовый уровень), авторской программы Н.Г.Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».-М.: Русское слово,2004 г. учителем русского языка Балагтдиновой А.Н (учебник:Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. )
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту среднего(полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ№ 1089 от 5 марта 2004 года);
Федеральному перечню учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2012-2013 уч.год.;
примерной программе основного общего образования по русскому языку;
авторской программе(Н.Г.Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».-М.: Русское слово,2004 г.)
учебному плану МОБУ СОШ с. Буриказганово;
примерному положению о рабочей программе, разработанной в ОУ;
Уставу ОУ.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно – тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения, список литературы, приложение.
Изучение курса на базовом уровне должен обеспечить формирование общекультурного уровня, который необходим для продолжения обучения выпускников. В связи с этим курс нацелен на формирование коммуникативных умений в различных сферах общения, на формирование умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств разного уровня: орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, т.е.соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Основное внимание на заключительном этапе обучения русскому языку уделяется системе формирования коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Выпускники учатся выбирать наиболее точные языковые средства в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения, а также оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Курс предусматривает повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке. Грамматические нормы, языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в устной речи и при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего(полного)общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной , нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, т.е.умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения; информационных умений и навыков;навыков самоорганизации и сморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях;нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями адекватного восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование);опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Для углубления и закрепления знаний учащихся включила в календарно- тематический план раздел “ Обобщение изученного»(6 часов), хотя его нет в программе Н.Г.Гольцовой « Русский язык.Программа курса 10-11 классы».
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культурологической компетенций.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Большое внимание уделяется на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, синтаксиса, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
С целью подготовки к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А,В,С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В рамках повышения языковой, языковедческой и коммуникативной компетенции введены часы по развитию речи, предусматривающие анализ текста различных жанров. Используются такие виды работ, как сочинение – рассуждение на основе данного текста или высказывания, сочинение- миниатюра и др.
Для активации познавательной деятельности учащихся программа включает разделы «Культура речи», «Стилистика», изучение которых предполагает, в первую очередь, отработку умения осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка; извлекать необходимую информацию, в том числе представленных в электронном виде на различных носителях.
Рабочая прорамма рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 9 часов, контрольные работы – 7 часов, тесты – 8 часов. Всего – 34 учебные недели, 2 часа в неделю
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки | Уроки развития речи | Контрольные работы | Тесты | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1 | Общие сведения о языке . | 1 | 1 | ||||
2 | Стилистика. Функциональные стили | 8 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
3 | Синтаксис и пунктуация | 51 | 41 | 5 | 5 | 4 | 3 |
4 | Культура речи | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 |
5 | Обобщение изученного | 6 | 5 | 1 | 3 | 3 | |
Итого | 68 | 52 | 9 | 7 | 8 | 11 |
Содержание программы учебного предмета.
Общие сведения о языке (1 час)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (51 час)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА (8 часов)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (1 час)
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | ||
планируемая | фактическая | |||||
Общие сведения о языке 1 ч. | ||||||
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах. | 1 | 03.09 | |||
Стилистика. Функциональные стили 8 ч. | ||||||
2 | Работа с терминами. Специфика научного стиля (на основе работы с текстом упр. 550). | 1 | 05.09 | |||
3 | Р/Р. Комплексный анализ текста с решением тестовых задач (Демоверсия 2009: А6-А11) | 1 | 10.09 | |||
4 | Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов. | 1 | 12.09 | |||
5 | Специфика публицистического стиля (на основе работы с текстами упр. 559-561). | 1 | 17.09 | |||
6 | Р/Р. Практическая работа. Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ. (ДВ 2009: А28-А30, часть В) | 1 | 19.09 | |||
7 | Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста. | 1 | 24.09 | |||
8 | Р/Р. Обучающая работа. Комплексный анализ текста на основе работы с упр. 569. | 1 | 26.09 | |||
9 | К/Р. № 1. Комплексный анализ текста с творческим заданием. | 1 | 01.10 | |||
Синтаксис и пунктуация 51 ч. | ||||||
10 | Работа над ошибками К/Р. № 1. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. | 1 | 03.10 | |||
11 | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: В3) | 1 | 08.10 | |||
12 | Предложение. Классификация предложений. Простое предложение. | 1 | 10.10 | |||
13-14 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. (ДВ 2009:А8) | 2 | 15.10 17.10 | |||
15 | Р/Р. Текст. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей. (Спецификация ДВ 2009; ДВ 2009: А27, часть С) | 1 | 22.10 | |||
16 | Р/Р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте. (ДВ 2009: А6, А7) | 1 | 24.10 | |||
17 | К/Р. № 2. Сжатое изложение с творческим заданием (часть С). («Ласточки»,№ 1,см.в приложении) | 1 | 29.10 | |||
18 | Работа над ошибками изложения. Анализ выполнения творческого задания. | 1 | 31.10 | |||
19 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | 07.11 | |||
20 | Полные и неполные предложения. | 1 | 12.11 | |||
21 | Тире в простом предложении. | 1 | 14.11 | |||
22 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 19.11 | |||
23 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 21.11 | |||
24 | Р/Р. Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. (ДВ 2009: А27, А28, А 29, часть С) | 1 | 26.11 | |||
25 | Р/Р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. (ДВ 2009: часть С.) Обучающее домашнее сочинение. | 1 | 28.11 | |||
26 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 1 | 03.12 | |||
27 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Анализ домашних сочинений. | 1 | 05.12 | |||
28 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | 1 | 10.12 | |||
29 | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. | 1 | 12.12 | |||
30 | К/Р. № 3. Диктант с грамматическим заданием. (№ 2, « В станице», см. в приложении) | 1 | 17.12 | |||
31 | Анализ результатов диктанта и выполнения грамматического задания. | 1 | 19.12 | |||
32-33 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 2 | 24.12 26.12 | |||
34 | Обособленные приложения. | 1 | 14.01 | |||
35 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 16.01 | |||
36 | Обособленные дополнения. | 1 | 21.01 | |||
37 | Р/Р. Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Роль средств языковой выразительности в авторском тексте. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: В8) | 1 | 23.01 | |||
38 | К/Р. № 4. Контрольное сочинение. (ДВ 2009: часть С) | 1 | 28.01 | |||
39 | Анализ сочинений. | 1 | 30.01 | |||
40 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | 04.02 | |||
41 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 | 06.02 | |||
42 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращении. | 1 | 11.02 | |||
43-44 | Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при вставных конструкциях. | 2 | 13.02 18.02 | |||
45 | К/Р. № 5. Тест. (ДВ 2009: А5-А11, А19-А22, А26, В3, В5) | 1 | 20.02 | |||
46 | Анализ контрольного тестирования. | 1 | 25.02 | |||
47 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. | 1 | 27.02 | |||
48 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 04.03 | |||
49 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и придаточным. | 1 | 06.03 | |||
50-51 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 2 | 11.03 13.03 | |||
52 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 18.03 | |||
53 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 20.03 | |||
54 | Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении. | 1 | 01.04 | |||
55 | К/Р. № 6. Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач. (ДВ 2009: А8, А9, А19-А26, В4-В6) | 1 | 03.04 | |||
56 | Анализ контрольной работы. | 1 | 15.04 | |||
57 | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 08.04 | |||
58 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 10.04 | |||
59 | Знаки препинания при цитатах. | 1 | 15.04 | |||
60 | Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 1 | 17.04 | |||
Культура речи 2ч. | ||||||
61 | Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. (ДВ 2009: А1-А5,А11, А26) | 1 | 22.04 | |||
62 | Р/Р. О качествах хорошей речи. Практическая работа на основе упр. 549, 304. (ДВ 2009: часть С; Критерии К5, К6) | 1 | 24.04 | |||
Обобщение изученного 6 ч. | ||||||
63 | Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А1, А14) | 1 | 29.04 | |||
64 | Лексика. Фразеология. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Употребление в речи. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А2, А11, А30, В8) | 1 | 02.05 | |||
65 | Морфология. Орфография. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А3-А5, А10, А 26, В2; А12-А 18) | 1 | 06.05 | |||
66-67 | К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | 2 | 08.05 13.05 | |||
68 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | 15.05 |
Формы организации учебного процесса: урок, групповые, коллективные,индивидуальные формы работы с учащимися, тестирование.
Учебно-методический комплект:
Гольцова Н.Г.Программа курса.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 класс. Книга для учиеля.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 класс.Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень.
Меркин Б.Г., Смирнова.Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.
Мищерина М.А.Русский язык. ЕГЭ.
Петровская С.С., Черников И.Н., Шипицына Г.М. Сборник диктантов по русскому языку, М.:Просвещение,1998.
Приложение.
№ 1 Сжатое изложение.
ЛАСТОЧКИ
Еще в детстве я очень любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек. Спрячешься, бывало, в жаркий июльский день в высокой дозревающей ржи или на берегу реки в душистой траве посреди нескошенного цветущего луга, глядишь — не наглядишься на голубое летнее небо, по которому тихо плывут пушистые белые облака. Высоко-высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые быстрые ласточки.
Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. Я внимательно наблюдал, как с краев непросохшей лужи носят они в клювах липкую грязь, клеят из нее свои маленькие и опрятные жилища. Любовался потом, как выводят и кормят птенцов. Проснешься на сеновале, где под соломенной крышей на деревянных стропилах касатки слепили из грязи свои открытые, похожие на чашечки гнезда. Ныряя в ворота, над самой головою то и дело пролетают длиннохвостые птички. Я близко видел, как, уцепившись за край гнезда, они кормят своих детей, приветствующих родителей веселым и бодрым писком.
Всем, наверное, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские — касатки. Жизнь ласточек связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои уютные закрытые гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. Свои открытые, слепленные из грязи гнезда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревенских стен и крыш. Ласточки-касатки ловко ныряют в открытые ворота и двери, в открытые окна пустующих старых построек. И городские, и деревенские ласточки-касатки питаются исключительно насекомыми.
Почти вею свою жизнь ласточки проводят в воздухе — в полете. Широким своим ртом они ловко ловят летающих насекомых.
Особенно красивы деревенские ласточки-касатки. Хвост касатки украшен двумя длинными косицами. Ласточки-касатки умеют красиво петь. Усядется касатка на конец крыши, потряхивая длинными косицами, начинает щебетать свою несложную, но очень приятную песенку.
Городские ласточки живут не только в городах, где много каменных домов и построек. Живут они и в деревнях вместе с ласточками-касатками. Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. Случается, что в гнездо ласточки заберется нахал-воробей. Ласточки беспокойно вьются вокруг гнезда, стараясь выгнать незваного жильца. Иногда они бросают занятое воробьями гнездо и начинают лепить другое рядом.
Перед переменой погоды, перед грозою ласточки-касатки летают низко над землею. Идешь по дороге в поле, — над самой дорогой быстро проносятся, ловя у земли насекомых, длиннохвостые ласточки-касатки. Часто можно видеть ласточек, летающих над самой поверхностью пруда или широкой спокойной реки. Своей грудкою они касаются воды, оставляя на ней расплывающиеся кружки. Так они купаются и пьют на лету воду. Я не знаю птичек милее наших ласточек. Быстрым полетом своим они оживляют дождливое, хмурое или ясное летнее небо. Люди издавна относились к ласточкам с любовью, дали им ласкательное имя.
Кроме городских и деревенских ласточек, есть еще у нас ласточки-береговушки. Эти ласточки делают свои гнезда в береговых песчаных крутых откосах, роют в них глубокие норы. Ласточки-береговушки обычно летают над самой водою. От обыкновенных городских ласточек и ласточек-касаток их можно отличить по сероватому оперению.
Зимуют ласточки в далекой Экваториальной Африке и каждый год возвращаются на свою родину. В конце лета, перед отлетом, они собираются в небольшие стайки; их можно видеть сидящими на телефонных и телеграфных проволочных проводах, на голых, склонившихся над водою сучьях. Возвращаются ласточки на свою родину позднее других перелетных птиц.
«Ласточка на своем хвосте лето приносит», — говаривали, бывало, на деревне. Помню, еще в далеком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома, стоявшего среди большого леса, метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось. Приятель мой, пастушок Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки беспокоились, старались ее спасти. Сашка снял с крыши застрявшую ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана, беспомощно висит. Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой. Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее с повисшей, перевязанной мною, сломанной лапкой, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась. Я узнал ее по слот манной висевшей лапке. Трудно понять, как многие перелетные птицы, в том числе и ласточки, находят путь к своим старым гнездам. Над лесами, над морями, над высокими горами, над обширной степью они пролетают многие тысячи верст, безошибочно находят место, где когда-то сами родились.
(По И. Соколову-Микитову)
№ 2. Диктант с грамматическим заданием.
В станице
В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.
Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржание. Как будто невиданный улей, разноголосо-растерянно гудит нестройным больным гудом.
Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.
Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать.
Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.
(По А. А. Серафимовичу)
Грамматическое задание
1. Определите стиль данного текста;
2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия, 1 деепричастия (1 вариант – из 1- 3 абзацев, 2 вариант – из 4,5 абзацев);
3. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка
Интернет-ресурсы
Для учителя
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
http://gvozdikova.ucoz.ru/
http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp
http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html
http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76
http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/
Для учеников
www.ege.edu.ru - сайт информационной поддержки ЕГЭ
http://www.km-school.ru – КМ-школа
www.rustest.ru - Федеральный Центр тестирования
http://testonline.rustest.ru - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-125936-1427374957.jpg)
Рабочая программа по руссому языку . 5 класс ( ШКОЛА 2100, БУНЕЕВ)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы) Рабочая программа рассчитана на 140 часаов в год (...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-139057-1477495984.jpg)
Рабочая программа 11 русс.лит
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по русскому языку(базовый уровень), программы по русской литературе для национ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/02/picture-467145-1406965682.jpg)
Рабочая программа элективного курса по руссому языку (8 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку ( 8 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344564-1384443348.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса «Старая Русса в культурном наследии России»
Любовь к родному краю, знание его истории, культурных и православных традиций – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества. Сохранение обычаев, фольклора, пред...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/05/picture-1457360-1709631935.jpg)
Адаптированные рабочие программы 7 класс русс яз и лит-ра
Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе 7 класс...