Рабочая программа 11 русс.яз
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_russ_yaz.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Буриказганово
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
________/Л.Ф.Ахмадуллина/ Директор школы_______/А.В.Богданов/
________/А.Н.Балагтдинова/
Протокол №__
от «__»___________2012 г. «__»___________2012 г. Приказ № __от ____________2012 г
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
Балагтдиновой Алсу Ниязовны
(первая квалификационная категория)
по учебному курсу «Русский язык»
(базовый уровень)
11 класс
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования по русскому языку(базовый уровень), авторской программы Н.Г.Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».-М.: Русское слово,2004 г. учителем русского языка Балагтдиновой А.Н (учебник:Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. )
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту среднего(полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ№ 1089 от 5 марта 2004 года);
Федеральному перечню учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2012-2013 уч.год.;
примерной программе основного общего образования по русскому языку;
авторской программе(Н.Г.Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».-М.: Русское слово,2004 г.)
учебному плану МОБУ СОШ с. Буриказганово;
примерному положению о рабочей программе, разработанной в ОУ;
Уставу ОУ.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, календарно – тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения, список литературы, приложение.
Изучение курса на базовом уровне должен обеспечить формирование общекультурного уровня, который необходим для продолжения обучения выпускников. В связи с этим курс нацелен на формирование коммуникативных умений в различных сферах общения, на формирование умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств разного уровня: орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, т.е.соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Основное внимание на заключительном этапе обучения русскому языку уделяется системе формирования коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Выпускники учатся выбирать наиболее точные языковые средства в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения, а также оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Курс предусматривает повторение и обобщение знаний по основам науки о русском языке. Грамматические нормы, языковые средства прежде всего рассматриваются с точки зрения их практического использования в устной речи и при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего(полного)общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной , нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, т.е.умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения; информационных умений и навыков;навыков самоорганизации и сморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях;нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями адекватного восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование);опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Для углубления и закрепления знаний учащихся включила в календарно- тематический план раздел “ Обобщение изученного»(6 часов), хотя его нет в программе Н.Г.Гольцовой « Русский язык.Программа курса 10-11 классы».
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культурологической компетенций.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Большое внимание уделяется на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, синтаксиса, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
С целью подготовки к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А,В,С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В рамках повышения языковой, языковедческой и коммуникативной компетенции введены часы по развитию речи, предусматривающие анализ текста различных жанров. Используются такие виды работ, как сочинение – рассуждение на основе данного текста или высказывания, сочинение- миниатюра и др.
Для активации познавательной деятельности учащихся программа включает разделы «Культура речи», «Стилистика», изучение которых предполагает, в первую очередь, отработку умения осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей и разновидностей языка; извлекать необходимую информацию, в том числе представленных в электронном виде на различных носителях.
Рабочая прорамма рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 9 часов, контрольные работы – 7 часов, тесты – 8 часов. Всего – 34 учебные недели, 2 часа в неделю
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки | Уроки развития речи | Контрольные работы | Тесты | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся |
1 | Общие сведения о языке . | 1 | 1 | ||||
2 | Стилистика. Функциональные стили | 8 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 |
3 | Синтаксис и пунктуация | 51 | 41 | 5 | 5 | 4 | 3 |
4 | Культура речи | 2 | 1 | 1 | - | 1 | 1 |
5 | Обобщение изученного | 6 | 5 | 1 | 3 | 3 | |
Итого | 68 | 52 | 9 | 7 | 8 | 11 |
Содержание программы учебного предмета.
Общие сведения о языке (1 час)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (51 час)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА (8 часов)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Иинформационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (1 час)
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание | ||
планируемая | фактическая | |||||
Общие сведения о языке 1 ч. | ||||||
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах. | 1 | 03.09 | |||
Стилистика. Функциональные стили 8 ч. | ||||||
2 | Работа с терминами. Специфика научного стиля (на основе работы с текстом упр. 550). | 1 | 05.09 | |||
3 | Р/Р. Комплексный анализ текста с решением тестовых задач (Демоверсия 2009: А6-А11) | 1 | 10.09 | |||
4 | Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов. | 1 | 12.09 | |||
5 | Специфика публицистического стиля (на основе работы с текстами упр. 559-561). | 1 | 17.09 | |||
6 | Р/Р. Практическая работа. Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ. (ДВ 2009: А28-А30, часть В) | 1 | 19.09 | |||
7 | Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста. | 1 | 24.09 | |||
8 | Р/Р. Обучающая работа. Комплексный анализ текста на основе работы с упр. 569. | 1 | 26.09 | |||
9 | К/Р. № 1. Комплексный анализ текста с творческим заданием. | 1 | 01.10 | |||
Синтаксис и пунктуация 51 ч. | ||||||
10 | Работа над ошибками К/Р. № 1. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. | 1 | 03.10 | |||
11 | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: В3) | 1 | 08.10 | |||
12 | Предложение. Классификация предложений. Простое предложение. | 1 | 10.10 | |||
13-14 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. (ДВ 2009:А8) | 2 | 15.10 17.10 | |||
15 | Р/Р. Текст. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей. (Спецификация ДВ 2009; ДВ 2009: А27, часть С) | 1 | 22.10 | |||
16 | Р/Р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте. (ДВ 2009: А6, А7) | 1 | 24.10 | |||
17 | К/Р. № 2. Сжатое изложение с творческим заданием (часть С). («Ласточки»,№ 1,см.в приложении) | 1 | 29.10 | |||
18 | Работа над ошибками изложения. Анализ выполнения творческого задания. | 1 | 31.10 | |||
19 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | 07.11 | |||
20 | Полные и неполные предложения. | 1 | 12.11 | |||
21 | Тире в простом предложении. | 1 | 14.11 | |||
22 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | 19.11 | |||
23 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 21.11 | |||
24 | Р/Р. Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. (ДВ 2009: А27, А28, А 29, часть С) | 1 | 26.11 | |||
25 | Р/Р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. (ДВ 2009: часть С.) Обучающее домашнее сочинение. | 1 | 28.11 | |||
26 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 1 | 03.12 | |||
27 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Анализ домашних сочинений. | 1 | 05.12 | |||
28 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. | 1 | 10.12 | |||
29 | Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. | 1 | 12.12 | |||
30 | К/Р. № 3. Диктант с грамматическим заданием. (№ 2, « В станице», см. в приложении) | 1 | 17.12 | |||
31 | Анализ результатов диктанта и выполнения грамматического задания. | 1 | 19.12 | |||
32-33 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | 2 | 24.12 26.12 | |||
34 | Обособленные приложения. | 1 | 14.01 | |||
35 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 16.01 | |||
36 | Обособленные дополнения. | 1 | 21.01 | |||
37 | Р/Р. Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Роль средств языковой выразительности в авторском тексте. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: В8) | 1 | 23.01 | |||
38 | К/Р. № 4. Контрольное сочинение. (ДВ 2009: часть С) | 1 | 28.01 | |||
39 | Анализ сочинений. | 1 | 30.01 | |||
40 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | 04.02 | |||
41 | Знаки препинания при сравнительном обороте. | 1 | 06.02 | |||
42 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращении. | 1 | 11.02 | |||
43-44 | Вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при вставных конструкциях. | 2 | 13.02 18.02 | |||
45 | К/Р. № 5. Тест. (ДВ 2009: А5-А11, А19-А22, А26, В3, В5) | 1 | 20.02 | |||
46 | Анализ контрольного тестирования. | 1 | 25.02 | |||
47 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. | 1 | 27.02 | |||
48 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | 04.03 | |||
49 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним и придаточным. | 1 | 06.03 | |||
50-51 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 2 | 11.03 13.03 | |||
52 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 18.03 | |||
53 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | 20.03 | |||
54 | Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении. | 1 | 01.04 | |||
55 | К/Р. № 6. Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач. (ДВ 2009: А8, А9, А19-А26, В4-В6) | 1 | 03.04 | |||
56 | Анализ контрольной работы. | 1 | 15.04 | |||
57 | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при диалоге. | 1 | 08.04 | |||
58 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 10.04 | |||
59 | Знаки препинания при цитатах. | 1 | 15.04 | |||
60 | Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 1 | 17.04 | |||
Культура речи 2ч. | ||||||
61 | Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. (ДВ 2009: А1-А5,А11, А26) | 1 | 22.04 | |||
62 | Р/Р. О качествах хорошей речи. Практическая работа на основе упр. 549, 304. (ДВ 2009: часть С; Критерии К5, К6) | 1 | 24.04 | |||
Обобщение изученного 6 ч. | ||||||
63 | Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А1, А14) | 1 | 29.04 | |||
64 | Лексика. Фразеология. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Употребление в речи. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А2, А11, А30, В8) | 1 | 02.05 | |||
65 | Морфология. Орфография. Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А3-А5, А10, А 26, В2; А12-А 18) | 1 | 06.05 | |||
66-67 | К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | 2 | 08.05 13.05 | |||
68 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | 15.05 |
Формы организации учебного процесса: урок, групповые, коллективные,индивидуальные формы работы с учащимися, тестирование.
Учебно-методический комплект:
Гольцова Н.Г.Программа курса.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 класс. Книга для учиеля.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 класс.Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень.
Меркин Б.Г., Смирнова.Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.
Мищерина М.А.Русский язык. ЕГЭ.
Петровская С.С., Черников И.Н., Шипицына Г.М. Сборник диктантов по русскому языку, М.:Просвещение,1998.
Приложение.
№ 1 Сжатое изложение.
ЛАСТОЧКИ
Еще в детстве я очень любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек. Спрячешься, бывало, в жаркий июльский день в высокой дозревающей ржи или на берегу реки в душистой траве посреди нескошенного цветущего луга, глядишь — не наглядишься на голубое летнее небо, по которому тихо плывут пушистые белые облака. Высоко-высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые быстрые ласточки.
Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые веселые ласточки лепили свои гнезда. Я внимательно наблюдал, как с краев непросохшей лужи носят они в клювах липкую грязь, клеят из нее свои маленькие и опрятные жилища. Любовался потом, как выводят и кормят птенцов. Проснешься на сеновале, где под соломенной крышей на деревянных стропилах касатки слепили из грязи свои открытые, похожие на чашечки гнезда. Ныряя в ворота, над самой головою то и дело пролетают длиннохвостые птички. Я близко видел, как, уцепившись за край гнезда, они кормят своих детей, приветствующих родителей веселым и бодрым писком.
Всем, наверное, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские — касатки. Жизнь ласточек связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои уютные закрытые гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев, хлевов и овинов. Свои открытые, слепленные из грязи гнезда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревенских стен и крыш. Ласточки-касатки ловко ныряют в открытые ворота и двери, в открытые окна пустующих старых построек. И городские, и деревенские ласточки-касатки питаются исключительно насекомыми.
Почти вею свою жизнь ласточки проводят в воздухе — в полете. Широким своим ртом они ловко ловят летающих насекомых.
Особенно красивы деревенские ласточки-касатки. Хвост касатки украшен двумя длинными косицами. Ласточки-касатки умеют красиво петь. Усядется касатка на конец крыши, потряхивая длинными косицами, начинает щебетать свою несложную, но очень приятную песенку.
Городские ласточки живут не только в городах, где много каменных домов и построек. Живут они и в деревнях вместе с ласточками-касатками. Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. Случается, что в гнездо ласточки заберется нахал-воробей. Ласточки беспокойно вьются вокруг гнезда, стараясь выгнать незваного жильца. Иногда они бросают занятое воробьями гнездо и начинают лепить другое рядом.
Перед переменой погоды, перед грозою ласточки-касатки летают низко над землею. Идешь по дороге в поле, — над самой дорогой быстро проносятся, ловя у земли насекомых, длиннохвостые ласточки-касатки. Часто можно видеть ласточек, летающих над самой поверхностью пруда или широкой спокойной реки. Своей грудкою они касаются воды, оставляя на ней расплывающиеся кружки. Так они купаются и пьют на лету воду. Я не знаю птичек милее наших ласточек. Быстрым полетом своим они оживляют дождливое, хмурое или ясное летнее небо. Люди издавна относились к ласточкам с любовью, дали им ласкательное имя.
Кроме городских и деревенских ласточек, есть еще у нас ласточки-береговушки. Эти ласточки делают свои гнезда в береговых песчаных крутых откосах, роют в них глубокие норы. Ласточки-береговушки обычно летают над самой водою. От обыкновенных городских ласточек и ласточек-касаток их можно отличить по сероватому оперению.
Зимуют ласточки в далекой Экваториальной Африке и каждый год возвращаются на свою родину. В конце лета, перед отлетом, они собираются в небольшие стайки; их можно видеть сидящими на телефонных и телеграфных проволочных проводах, на голых, склонившихся над водою сучьях. Возвращаются ласточки на свою родину позднее других перелетных птиц.
«Ласточка на своем хвосте лето приносит», — говаривали, бывало, на деревне. Помню, еще в далеком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома, стоявшего среди большого леса, метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось. Приятель мой, пастушок Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки беспокоились, старались ее спасти. Сашка снял с крыши застрявшую ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана, беспомощно висит. Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой. Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее с повисшей, перевязанной мною, сломанной лапкой, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась. Я узнал ее по слот манной висевшей лапке. Трудно понять, как многие перелетные птицы, в том числе и ласточки, находят путь к своим старым гнездам. Над лесами, над морями, над высокими горами, над обширной степью они пролетают многие тысячи верст, безошибочно находят место, где когда-то сами родились.
(По И. Соколову-Микитову)
№ 2. Диктант с грамматическим заданием.
В станице
В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.
Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржание. Как будто невиданный улей, разноголосо-растерянно гудит нестройным больным гудом.
Только пенисто-клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.
Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники-коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать.
Вокруг ветряков с возрастающим гомоном все шире растекается людское море: седобородые мужики, бабы с измученными лицами; ребятишки шныряют между ногами. И все это тонет в громадной, все заливающей массе солдат. В рваных гимнастерках, в вылинявших ситцевых и холщовых рубахах, в черкесках, иные до пояса голые, и по бронзово-мускулистому телу накрест пулеметные ленты. Нестройно, как попало, глядят во все стороны над головами темно-вороненые штыки, а потемнелые от старости ветряки с удивлением смотрят: никогда еще не было такого.
(По А. А. Серафимовичу)
Грамматическое задание
1. Определите стиль данного текста;
2. Выполните морфемный разбор 1 глагола, 1 причастия, 1 наречия, 1 деепричастия (1 вариант – из 1- 3 абзацев, 2 вариант – из 4,5 абзацев);
3. Выпишите из текста примеры различных средств художественной выразительности языка
Интернет-ресурсы
Для учителя
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
http://gvozdikova.ucoz.ru/
http://www.e-g-r.ru/index.php?pl=uroki&id=0&PHPSESSID=c0d896780c112066a0cd88d689834596
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_litera.asp
http://jagrovavv.edurm.ru/p3aa1.html
http://www.proshkolu.ru/user/bulygina76
http://peressa2009.narod2.ru/Elektivnie_kursi/
Для учеников
www.ege.edu.ru - сайт информационной поддержки ЕГЭ
http://www.km-school.ru – КМ-школа
www.rustest.ru - Федеральный Центр тестирования
http://testonline.rustest.ru - сайт тренировочного тестирования (ЦТ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по руссому языку . 5 класс ( ШКОЛА 2100, БУНЕЕВ)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы) Рабочая программа рассчитана на 140 часаов в год (...
Рабочая программа 11 русс.лит
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по русскому языку(базовый уровень), программы по русской литературе для национ...
Рабочая программа элективного курса по руссому языку (8 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку ( 8 класс)...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса «Старая Русса в культурном наследии России»
Любовь к родному краю, знание его истории, культурных и православных традиций – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества. Сохранение обычаев, фольклора, пред...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Адаптированные рабочие программы 7 класс русс яз и лит-ра
Адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе 7 класс...