Рабочая программа элективного курса по руссому языку (8 класс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку ( 8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_russkomu_yazyku_8-klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменностепная средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО _______________Юрина Л.Н. Протокол №____от_________ «_____»______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Каменностепной СОШ ____________Поротикова Е.Н. «_____»______________2013г. | «Утверждено» Директор МОУ Каменностепной СОШ ____________Шевлякова Л.Е. «_____»______________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
8 класс
«Обучение различным видам изложения»
Учитель высшей
квалификационной категории
Филатова Марина Юрьевна
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка
Развитие связной речи – сложный и многогранный раздел обучения русскому языку. Личностный успех в современном мире невозможен без умения выражать свои мысли и в устной, и в письменной форме.
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Рыбниковой, «система в проведении письменных работ приведет к положительным результатам, даст развитие учащимся, обогатит их навыками изложения мысли, сэкономит время, повысит качество работы».
Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.
Курс «Обучение различным видам изложения рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 8-х классов.
Цели курса:
- Сформировать у обучающихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для воспроизведения «чужого» речевого высказывания в различных ситуациях общения.
- Обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.
- Развить творческие способности обучающихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы | Виды деятельности | Виды контроля |
1. | Устная и письменная речь. Основные требования к письменной работе. | 1 | Лекция, беседа | Составление опорной схемы «Формы речи» |
2. | Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложе-ний в тексте. | 1 | Работа с таблицей «Стили речи», составление опорной схемы «Типы речи», анализ текстов | Практическая работа (определение видов связи предложений в тексте) |
3. | Классификация изложений. | 1 | Лекция, беседа | Составление таблицы «Классификация изложений» |
4-5. | Приемы работы над изложением. | 2 | Чтение, слушание текстов разных стилей и типов речи, составление простого и сложного плана, пересказ, анализ текстов | Комплексный анализ текста |
6. | Подробное изложение | 1 | Анализ текстов, подробный устный пересказ исходного текста | Составление цитатного плана текста |
7-8. | Выборочное изложение | 2 | Анализ текста, составление материалов к изложению | Языковой разбор текста |
9-10. | Сжатое изложение | 2 | Составление таблицы «Виды сжатия текста» | Сжатый пересказ исходного текста |
11-12. | Изложение с творческим заданием | 2 | Составление композиционной схемы исходного текста | Выполнение творческого задания |
13. | Изложение с грамматическим заданием | 1 | Редактирование исходного текста | Практическая работа (формулирование грамматического задания к исходному тексту) |
14. | Изложение-миниатюра | 1 | Комплексный анализ текстов | Выбор текста для изложения-миниатюры |
15-16. | Итоговая контрольная работа. | 2 | Изложение |
17. | Анализ контрольной работы. | 1 | Редактирование, работа над ошибками |
Содержание программы
- Формы речи: устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Оформление письменной работы. Принципы построения текста.
- Стили речи: разговорный и книжные. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Композиционная схема текстов разных типов.
- Классификация изложений:
А) по способу восприятия текста
- слуховое восприятие
- зрительное восприятие
- слуховое и зрительное восприятие
Б) по характеру воспроизведения текста
- подробное
- выборочное
- сжатое
- с творческим заданием
- с грамматическим заданием
- изложение-миниатюра
- Приемы работы над изложением (приемы – определенные действия, направленные на решение промежуточных задач при подготовке к изложению): чтение (слушание), анализ содержания исходного текста, анализ структуры исходного текста, устный пересказ, составление плана, языковой разбор, составление рабочих материалов, сопоставление разных изложений (например, подробного и сжатого) одного текста, редактирование. Задачи чтения (слушания) – первоначальное знакомство с содержанием текста (или восстановление в памяти ранее прочитанного), правильное его понимание, эмоциональная оценка прочитанного (услышанного). Задачи различных видов анализа текста – понимание текста как тематического, смыслового и структурного целого: коммуникативной установки автора, темы и основной мысли, причинно-следственных связей и отношений, членения текста на микротемы, разнообразия способов связи предложений и частей в тексте. Составление плана – вид речевой деятельности, средство осмысления и запоминания текста и организации его воспроизведения. Различия между планом текста и композиционной схемой текста типа описания, повествования, рассуждения. Назначение такого приема, как составление рабочих материалов, - помочь обучающимся успешно решить задачи воспроизведения текста. Редактирование –прием, направленный на исправление, совершенствование уже написанного текста.
- Виды изложений. Подробное изложение предполагает последовательное полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных коммуникативной установкой и замыслом автора. Выборочное изложение – воспроизведение части текста, связанной с определенной тематикой. Изменение типа исходного текста, его композиции при выборочном изложении. Сжатое изложение как особый вид пересказа текста. Виды сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение. Возможность изменения типа текста в зависимости от объема работы и характера сжатия. Изложение с творческим заданием – возможность решить дополнительную творческую задачу. Оно предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного текста (например, в подробный пересказ текста ввести описание, при сжатой передаче содержания текста выразить свою оценку к излагаемому, переставить части текста, в описание ввести характеристику объекта). Изложение с грамматическим заданием предполагает изменение грамматического строя исходного текста (например, изменение лица рассказчика). Изложение-миниатюра и цель его проведения (активизации употребления в речи определенной грамматической категории).
Календарно-тематическое планирование курса «ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИЗЛОЖЕНИЙ»
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Тип урока (занятия) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Формы речи. Стили речи | Устная и письменная речь. Основные требования к письменной работе | 1 | Лекция с элементами беседы | Формы речи. Отличие устной речи от письменной. | Знать формы существования речи. Уметь определять принадлежность текста к устной или письменной речи по свойственным той или иной форме признакам. | Составление опорной схемы «Формы речи» | 5.09. | ||
2. | Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложений в тексте | 1 | Практикум | Стили речи: разговорный и книжные. Типы речи. | Знать, какие стили речи существуют, классификацию книжных стилей речи, их признаки; типы речи (описание, повествование, рассуждение). Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю и типу речи. | Практическая работа (определение видов связи предложений в тексте) | Электронная таблица «Стили речи» | 12.09 | ||
3. | Виды изложений | Классификация изложений | 1 | Лекция с элементами беседы | Виды изложений: подробное, выборочное, сжатое, с творч. заданием, с граммат. заданием, миниатюра. | Знать различные виды изложений. Уметь сравнивать исходный текст с его изложением и определять вид изложения. | Составление таблицы «Классификация изложений» | 19.09 | ||
4-5. | Приемы работы над изложением | 2 | Практикум | Простой и сложный план текста, его пересказ, анализ текстов | Знать приемы работы над изложением: составление плана, выбор ключевых слов и выражений, устный и письменный пересказ, анализ текста. Уметь выбирать ключевые слова и выражения из текста, составлять план, редактировать текст. | Комплексный анализ текста | 26.09 3.10 | |||
6. | Подробное изложение | 1 | Практикум | Подробный устный и письменный пересказ исходного текста. Цитатный план. | Знать, что подробное изложение – пересказ не менее 70 % исходного текста с сохранением стилистики автора. Уметь создавать подробное изложение текста. | Составление цитатного плана текста | 10.10 | |||
7-8. | Выборочное изложение | 2 | Практикум | Анализ текста, составление материалов к изложению | Знать отличия выборочного изложения от других видов изложения. Уметь отбирать материал из текста для выборочного изложения. | Языковой разбор текста | 17.10 24.10 | |||
9-10. | Виды изложений | Сжатое изложение | 2 | Практикум | Приемы сжатия текста | Знать приемы сжатия текста. Уметь применять приемы сжатия при переработке текста. | Сжатый пересказ исходного текста | Презентация «Приемы сжатия текста» | 31.10 14.11 | |
11-12. | Изложение с творческим заданием | 2 | Практикум | Составление композиционной схемы исходного текста | Знать, что такое творческое задание к изложению. Уметь отбирать материал для творческого задания. | Выполнение творческого задания | 21.11 28.11 | |||
13. | Изложение с грамматическим заданием | 1 | Варианты грамматических заданий для изложения | Уметь редактировать исходный текст, исходя из задания (изменять лицо, рассказывать от лица другого героя и т.п.). | Практическая работа | 5.12 | ||||
14. | Изложение-миниатюра | 1 | Комплексный анализ текстов | Знать отличительные черты изложения-миниатюры. Уметь передавать содержание исходного текста в форме миниатюры. | Выбор текста для изложения-миниатюры | 12.12 | ||||
15-16. | Итоговая контрольная работа | 2 | Контрольное занятие | Уметь передавать содержание исходного текста в сжатой форме | Изложение | Сжатое изложение | 19.12 26.12 | |||
17. | Анализ контрольной работы | 1 | Занятие коррекции знаний | Знать приемы редактирования, уметь применять их; уметь выполнять работу над ошибками. | над ошибками | Презентация «Приемы редактирования текста» | 28.12 |
Литература
для учителя:
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
- Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. Купалова А.Ю. – М.: Просвещение, 1995.
- Ткачева Т.Л. Практический материал к урокам русского языка: пособие для учителей. 8 класс. – Минск: Юнипресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...
Рабочая программа элективного курса "Грамматика английского языка" 9 класс
Элективный курс "Грамматика английского языка" актуален для учителе англиского языка, которые готовят учащихя к сдаче ЕГЭ и ГИА...
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 9 класс
Данный элективный курс расчитан на 34 учебных часа, состойт из двух рабочих программ, расчитаных на 1 полугодие каждая. Темы программа следующие : "Современный английский язык" и "Практиче...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
рабочая программа элективного курса "Деловой английский язык" 11 класс
Аннотация к рабочей программе по элективному курсу«Деловой английский язык» для учащихся 11 классов 1. Рабочая программа по элективному курсу «Деловой английский язык» составлена на о...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...