КВН по теме "Односоставное предложение" в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Кашлева Елена Николаевна

Обобщение и повторение материала по теме "Односоставное предложение" в 8 классе в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс

КВН по теме «Односоставные предложения»

Разминка. Ответьте на вопросы:

Что называется предложением? (Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически).

Что такое словосочетание? (Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически, одно из которых главное, другое – зависимое).

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Подлежащее и сказуемое, сочетание самостоятельной части речи и служебной, однородные члены предложения).

Какие способы подчинительной связи вы знаете?  (Согласование, управление, примыкание).

Назовите члены предложения. (Подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение).

Какие виды сказуемых вы знаете? Приведите примеры. ( Простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

В каких случаях между подлежащим ставится тире? ( Если оба выражены существительными, инфинитивами, числительными, если один существительное, инфинитив, числительное, а другой числительное, инфинитив, существительное).

Когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится? ( Перед частицей НЕ и глаголом ЕСТЬ, когда подлежащее и сказуемое существительные, если подлежащее выражено местоимением, а сказуемое существительное, если подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое выражено прилагательным).

Что такое приложение? ( Определение, выраженное существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово).

Какие предложения по цели высказывания вы знаете? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете? (восклицательные и невосклицательные).

Какие виды осложнения вы знаете? (обращения, однородные члены, вводные слова, обособленные члены).

Определите виды односоставных предложений.

Как тебя зовут?

Береги платье снову, а честь смолоду.

Уже рассвело.

Мне было стыдно.

Сели за стол.

Тишина.

Хорошо!

Цыплят по осени считают.

Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.

Люблю грозу в начале мая

Бездонную бочку не наполнишь

Ответы:

неопределенно-личное

определенно-личное

безличное

безличное

неопределенно-личное

назывное

безличное

обобщенно-личное

назывное

определенно-личное

обобщенно-личное.

Задание по орфографии и пунктуации.

В это время творческая группа пишет рассказ, употребляя как можно больше односоставных предложений на тему «Однажды ночью…» (Страшная история).

Я глядел (во)все стороны ож…дая увид…ть грозные б…ст…оны башни и вал; но (н…)чего (не)видел кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч…тым  забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опуще(н,нн)ыми. Где(же) крепость? спросил я с удивлением. Да вот она отвечал …мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в…ехали. Я велел ехать к к…м…нданту и через минуту к…битка ост…новилась перед деревя(н,нн)ым дом…ком выстрое(н,нн)…м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

… Я вош…л в чистеньк…ю комнатку убра(н,нн)…ю (по)стари(н,нн)ому. В углу стоял шкаф с посудой; на стене в…сел диплом оф…церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст…вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр…бение кота.

Ответы.

Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым  забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?»- спросил я с удивлением. «Да вот она», -  отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте близ деревянной же церкви.

… Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

Перескажите сказку одним предложением. Можно употреблять сложные, осложненные.

8-а – «Три поросенка»

8-б – «Красная шапочка»

8-в – «Гуси-лебеди»

Конкурс капитанов.

  Даны характеристики трех предложений. Найдите вариант, в котором грамматические признаки несовместимы.

1 вариант

А.  Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Б.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, нераспространенное.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

2 вариант

А.  Предложение вопросительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

Б.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,  распространенное, осложнено однородными сказуемыми и вводными словами.

3 вариант

А.  Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Б.  Предложение побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, нераспространенное, осложнено обращением.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное,  назывное, распространенное.

Ответы: 1 вариант - В;         2 вариант - Б;       3 вариант - А.

Конкурс для болельщиков. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Шарля Перро и Ганса - Христиана Андерсена, представленные в таблице на болгарском, сербском и польском языках.

Болгарский

Сербский

Польский

Русский

1

Червената шапчица

Crvenkapica

Czerwony kapturek

2

Пепеляшка

Pepeljuga

Kopciuszek

3

Грозното патенце

Ruzno pace

Brzydkie Kacaztko

4

Малечка Палечка

Calineczka

5

Uspavana ljepotica

Spiaca krolewna

6

Храбрият шивач

7

Krolowa Sniegu

8

Snjeguljica i sedam patuljaka

9

Котаракът в чизми

Ответы:

Красная Шапочка

Золушка

Гадкий Утенок

Дюймовочка

Спящая красавица

Храбрый портняжка

Снежная королева

Белоснежка и семь гномов

Кот в сапогах

Придумайте подписи к картинке, используя разные виды односоставных предложений.

Вспомните по 3 пословицы среди обобщенно-личных и безличных предложений.

Раздаточный материал

Определите виды односоставных предложений.

1. Как тебя зовут?

Береги платье снову, а честь смолоду.

Уже рассвело.

Мне было стыдно.

Сели за стол.

Тишина.

Хорошо!

Цыплят по осени считают.

Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.

Люблю грозу в начале мая

Бездонную бочку не наполнишь

 Задание по орфографии и пунктуации.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Я глядел (во)все стороны ож…дая увид…ть грозные б…ст…оны башни и вал; но (н…)чего (не)видел кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч…тым  забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опуще(н,нн)ыми. Где(же) крепость? спросил я с удивлением. Да вот она отвечал …мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в…ехали. Я велел ехать к к…м…нданту и через минуту к…битка ост…новилась перед деревя(н,нн)ым дом…ком выстрое(н,нн)…м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.

… Я вош…л в чистеньк…ю комнатку убра(н,нн)…ю (по)стари(н,нн)ому. В углу стоял шкаф с посудой; на стене в…сел диплом оф…церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст…вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр…бение кота.

Пока выполняется  задание,  творческая группа пусть напишет рассказ, употребляя как можно больше односоставных предложений на тему «Однажды ночью…» (Страшная история).

Конкурс капитанов.

  Даны характеристики трех предложений. Найдите вариант, в котором грамматические признаки несовместимы.

1 вариант

А.  Предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Б.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, нераспространенное.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

  Даны характеристики трех предложений. Найдите вариант, в котором грамматические признаки несовместимы.

2 вариант

А.  Предложение вопросительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.

Б.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,  распространенное, осложнено однородными сказуемыми и вводными словами.

  Даны характеристики трех предложений. Найдите вариант, в котором грамматические признаки несовместимы.

3 вариант

А.  Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Б.  Предложение побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, нераспространенное, осложнено обращением.

В.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное,  назывное, распространенное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВН по теме «Односоставные предложения»

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

Определите виды односоставных предложений

Слайд 4

Надо писать правильно!

Слайд 5

Конкурс страшилок

Слайд 6

Эти чудесные сказки…

Слайд 7

Конкурс капитанов

Слайд 8

Конкурс болельщиков

Слайд 9

№ Болгарский Сербский Польский Русский 1 Червената шапчица Crvenkapica Czerwony kapturek 2 Пепеляшка Pepeljuga Kopciuszek 3 Грозното патенце Ruzno pace Brzydkie Kacaztko 4 Малечка Палечка Calineczka 5 Uspavana ljepotica Spiaca krolewna 6 Храбрият шивач 7 Krolowa Sniegu 8 Snjeguljica i sedam patuljaka 9 Котаракът в чизми

Слайд 10

Придумайте подписи к картинке, используя разные виды односоставных предложений

Слайд 12

Найдите по 3 пословицы среди обобщенно-личных и безличных предложений.

Слайд 13

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...