Публичная лекция "Культура речи"
статья по русскому языку по теме

Шимко Марина Валентиновна

В данной лекции рассматриваются основные критерии правильной красивой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lekciya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

Культура речи

Слово управляет мозгом, мозг – руками,
                     руки – царствами.

                                                                                                      В.Хлебников.

                                                            Солнце останавливали словом,

                                                            Словом разрушали города!

                                                                                                            Н.Гумилёв.

В феврале 1942 года, в блокадном Ленинграде Анна Ахматова создала мощное патриотическое оружие – стихотворение «Мужество», в котором есть такие слова:

                        Не страшно под пулями мертвыми лечь,

                        Не страшно остаться без крова, -

                        Но мы сохраним тебя, русская речь,

                        Великое русское слово.

Но не слишком ли громкие эти слова для нашего мирного времени? Нет, не громкие,  и к сожалению, чрезвычайно актуальные, ибо речевая культура современных россиян беспокоит всё общество. Что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным» языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой.

         Мы все считаем себя патриотами , но ведь Родина – это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

     Сократ считал, что человек – творец самого себя. Представления  о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

     Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться – учиться упорно и терпеливо. Л.Н.Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

     Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. И это не случайно. Так как свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива. И кто как не учитель обязан владеть этой культурой.

     Еще в 1968 году в фильме «Доживем до понедельника» имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой, в котором эта учительница произнесла такие слова: «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они всё ложат, ложат и смотрятся в него». Прошло время, а проблема осталась. А ведь речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учеников. Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя,  потому что именно в школе надо привить ребенку не только навыки орфографии и пунктуации,  но и привить вкус к настоящему, чистому, меткому, красивому русскому литературному языку, способному передать тончайшие движения человеческой души, сложнейшие понятия и умозаключения.

     В  устном общении современный человек проводит в среднем 65% своего рабочего времени (а люди нашей, учительской специальности и того больше). По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает наговорить около 400 томов объемом по тысяче страниц.

     А какого же качество общения? Исследования показывают, что общение людей без специальной речевой подготовки эффективно лишь на 50%, то есть половина информации теряется при передаче.

     Независимо от того, какую специальность изберут в дальнейшем сегодняшние ученики, они должны уметь выражать свои мысли. Если дети будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

   Культура речи  - это «живое», образное слово. В ней имеют значение три составные: кто говорит, что говорит и как говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.

   В наш стремительный век информатизации остро ощущается утрата речевых традиций. Мы перестали интересоваться богатейшими возможностями слова. Наша речь – безлика и стандартна. Общение сводится к переписке по e-mail и sms. А ведь как сказано в Библии: «Вначале было Слово!». И значит, слово не даром дано человеку…  Почему же наша речь стала немногословна, невнятна и невыразительна? Как вернуть богатство и выразительность русской речи?

     Ученые-лингвисты определяют 10 основных качеств (условий)  хорошей речи:

 Логичность (в логичной речи все положения обоснованы, непротиворечивы и последовательны).

Правильность (то есть, соблюдение норм литературного языка).

Красота (то есть, способность речи вызывать эстетическое переживание).

 Уместность (соответствие языковых средств определенной коммуникативной ситуации).

Выразительность (умение использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка). Ещё Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как  сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

Точность и  ясность  (вспомним  всем известное изречение: («Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»).

Богатство  (всем известно, что количество слов, используемых в речи – критерий её богатства и бедности).

Чистота (мы часто засоряем речь, употребляя без надобности диалектизмы, профессионализмы, просторечные слова, речевые штампы, канцеляризмы, слова-паразиты).

Содержательность (это означает то , что речь должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной.  Поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того).

Понятность (следует употреблять в своей речи только слова и термины, понятные собеседнику.  Если же этого не делать, то вполне может статься, что львиная доля информации, сообщаемой вами, останется неусвоенной собеседником).

     Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства является его визитной карточкой.

     Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

 И в конце своей лекции я еще раз хочу обратиться к словам А.А.Ахматовой:

                           …Мы сохраним тебя, русская речь,

                              Великое русское слово.

                              Свободным и чистым тебя пронесем,

                              И внукам дадим, и  от плена спасем…

     Задумаемся еще раз, к чему нас призывает поэт: сохранить слово! Ведь в слове – всё. И дом, и жизнь, и родина, и вера. Это и есть главный путь избежать опасности выродиться как нация.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и средства популяризации в публичной речи педагога

В данной статье содержится материал, посвященный способам организации и изложения информации в публичной речи педагога, использование ...

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Развити речи. Публичное выступление.

Публичное  выступление  Урок  развития  речи  в  8  классе  по  русскому  языку.  Удобно  работать  на  интерактивной  до...

Публичная речь

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического ...

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

Конспект урока по русскому языку на тему "Публичная монологическая речь" (11 класс)

Учебное занятие по теме публичная речь строится в форме лекции-беседы. Учащимся предоставляется возможность наблюдать фрагменты видеофильмов, анализировать их и находить закономерности. Получив необхо...