Грамоте учиться – всегда пригодится
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока. Грамоте учиться – всегда пригодится.
(урок развития речи)
Цели:
1) обучающая:
- учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на
основе личных наблюдений;
-развивать навыки анализа текста, умение создавать собственный текст;
2) воспитывающая:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность; интерес к русскому языку ;
3) развивающая:
- развивать мышление, связную речь учащихся (устную и письменную), эмоциональную сторону творческого воображения.
Дидактическое пространство урока.
1.Презентация к уроку.
2.Пословицы и поговорки о грамотности.
3. Тест
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
Ход урока.
Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком(Слайд 1)
1. Вступительное слово.
Чтение стихотворения учителем. О грамотее и больной ноге.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
(В.Гончаров)
Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)
У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)
У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.
2. Словарная работа. Грамота, грамотность.
У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности?
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма.
У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова.
(Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.)
У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика: Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать).
Ученик (заранее подготовленный): Неграмотность. В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей, в связи с чем в 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003-2012 годы Десятилетием грамотности. Ежегодно 8 сентября отмечается Международный день грамотности. (Слайды 2,3)Грамотность — праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу.
Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Ученик: Мы счастливые дети. Умеем писать и читать по –татарски, по-русски и по - английски. А умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка.
Я ко всем наукам ключ имею
Я со всей вселенною знаком
Потому что я владею
Русским всеохватным языком
У.: Обратите внимание на высказывания ценителей русского языка, в которых они говорят, чем богат и славен русский язык, почему его надо изучать: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим грозным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» И.С. Тургенев (Слайд 4)
«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» К.Г. Паустовский (Слайд5)
Ученик .Язык мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выразить свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться разговаривать и писать так, чтобы слушающим и читающим было всё понятно и интересно. Русский язык — это язык великого народа, — один из богатейших языков мира. Словарь современного русского языка содержит 1 млн. 204 тыс. 80 слов! Это великое богатство. Язык – важное средство общения. Ни будь русского языка, мы бы не смогли общаться, не смогли бы передать друг другу свои чувства, мысли, рассказать друг другу о себе, об окружающем нас мире.
6 слайд: О языке – текст М.Шолохова, русского писателя 20 века.
Индивидуальное сообщение учащегося: М.А. Шолохов (1905 – 1984) известный писатель, С малых лет Шолохов познал цену добру и злу, повидал голод и лишения, прошагал трудными дорогами Великой Отечественной. “Донские рассказы”, “Судьба человека”, романы: “Тихий Дон” стали лучшими произведениями 20 века., Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку... Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
7 слайд: Внимательно прочитайте текст, обратите внимание на значение слов:
ТЕКСТ
(1)Величайшее богатство народа - его язык! (2)Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
(3)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.(4)Их тысячи, десятки тысяч! (5)Как на крыльях, они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
(6)Различны эпохи, породившие пословицы. (7)Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. (8)Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. (М. Шолохов.)
Словарная работа.(Слайд8)
Несметные – огромные по количеству;
Запечатлеть – передать, воплотить в чем-либо;
Чеканных – /перен./ выразительных;
Афоризм – изречение, в краткой форме выражающее мысль;
Предрассудки – ложный взгляд на что-либо.
9 слайд: РАБОТА в группах:
1. Проведите лексический анализ текста;
2. Проведите морфемный анализ;
3. Проведите морфологический анализ;
4. Проведите синтаксический анализ.
В работе можете использовать опору:
Работа 1 группы: Лексический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на
теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)
А) Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме.
Б) Назовите изобразительно-выразительные средства языка:
Эпитеты -___________________________________________
Метафоры -__________________________________________
Олицетворения - ________________________________________
Сравнения - ___________________________________________
Работа 2 группы: Морфемный анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на
теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)
А) Определите значение суффиксов имен существительных.___________________
Б) Имеются ли сложные слова?____________________________________________
В) В чем особенность употребления суффикса –айш- у прилагательного величайшее (богатство)? _____________________________________________________________
Г) Выпишите однокоренные слова. __________________________________________
Д) Выпишите разные формы одного и того же слова___________________________
Работа 3 группы: Морфологический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)
А) Какие части речи наиболее часто употреблены в данном тексте?
Б) О каком типе речи это свидетельствует? (повествование, описание, рассуждение)
В) Среди служебных частей речи особенно часто используется……………..
Д) Выпишите все предлоги из второго абзаца
Работа 4 группы: Синтаксический анализ текста. (если необходимо, учащиеся отвечают на теоретические вопросы, доказывают , составляют связный текст)
А) Охарактеризуйте предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ, осложненности.
Сделайте вывод: какие предложения преобладают в тексте и почему.
№1_____________________________________________________________________
№2_____________________________________________________________________
№3_____________________________________________________________________
№4_____________________________________________________________________
№5_____________________________________________________________________
№6_____________________________________________________________________
№7_____________________________________________________________________
№8_____________________________________________________________________
ТЕСТ.(слайд10)
1)Сформулируйте его главную мысль. Какой из следующих формулировок она соответствует?
А) Язык – величайшее богатство народа.
Б) Русский язык особенно богат пословицами.
В) Человеческие отношения запечатлелись в народных изречениях.
2. К какому стилю относится текст?
А) Художественный; Б) Научный; В) Разговорный; Г) Деловой;
Д) Публицистический.
3. Каков тип речи текста?
А) Повествование; Б) Описание; В) Рассуждение; Г) Смешанный текст.
4. Какое из следующих значений соответствует слову афоризм:
А) Изречение, лаконично выражающее какую-либо оригинальную мысль.
Б) Меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
5. Определите слова, не являющиеся синонимами.
А) богатства – сокровища; Б) пословица – афоризм;
В) опыт – мудрость; Г) правда – истина.
6. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
А) его – предлог; Б) и – союз;
В) дошли – глагол в форме прошедшего времени; Г) они – местоимение.
7. Какое слово с точки зрения морфемного состава является лишним?
А) накапливать; Б) перелетать; В) устремлять; Г) жить.
8. Раскройте скобки в написаниях не с различными частями речи:
(не)сметные, (не)обозримо.
А) раздельно, раздельно; Б) слитно, раздельно;
В) раздельно, слитно; Г) слитно, слитно.
9. В каком из слов текста количество звуков больше количества букв?
А) безграничная; Б) мудрость; В) любовь; Г) предрассудков.
10 Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения:
А) предложение №3 – простое, распространенное, грамматическая основа – русский язык богат;
Б) предложение №2 – простое, распространенное, осложнено однородными членами;
В) предложение №1 – простое, распространенное, побудительное;
Г) предложение №5 – сложное.
11. Укажите, чем является словосочетание меткий русский язык (предложение 3):
А) олицетворение; Б) метафора; В) эпитет; Г) сравнение.
Учитель. Подведение итога. Что для вас было ново на уроке?
Задание на дом ( творческое ): опираясь на данный текст, напишите сочинение - размышление: -Какие чувства вызывает данный текст?"(1группа)
-Роль русского языка в моей жизни? (2группа)
- Грамоте учиться – всегда пригодится? (3группа) (Слайд11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамоте учиться - всегда пригодится
Познавательная игра по русскому языку для 6-7 классов....
"Грамоте учиться - всегда пригодится".
Познавательная игра по русскому языку для учащихся 7-8 классов способствует воспитанию нравственных качеств у учащихся, развивает интерес к русскому языку как к учебному процессу....
Грамоте учиться - всегда пригодиться Познавательная игра для учащихся 6-7 классов
Цель : привить любовь к великому русскому языку , повысить общую языковую культуру , развить интерес к русскому языку как учебному предмету.Ученики делятся на две команды , или играет весь класс. Веду...
Грамоте учиться - всегда пригодится
Празднование Дня славянской письменности - 24 мая...
Грамоте учиться – всегда пригодится (познавательная игра для учащихся 6 – 7-х классов по русскому языку)
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету....
Грамоте учиться - всегда пригодится. (Познавательная игра по русскому языку для учащихся 5- 6 классов).
Познавательная игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов....