Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-х классах. «Грамоте учиться - всегда пригодится»
материал (6 класс)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-х классах.
«Грамоте учиться - всегда пригодится»
Подготовила: Тарасова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
это клад, это достояние…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.С.Тургенев
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
«Путешествие по стране Грамматике»
В игре участвуют учащиеся 6 А и 6 В . Участники разделены 2 команды; все остальные ученики этих классов – болельщики.
Команды выбирают капитанов.
Домашнее задание командам: придумать название команде и девиз, связанные с русским языком; подобрать 5-7 пословиц о русском языке.
Болельщики принимают активное участие в конкурсе, если на вопросы не отвечают члены команды, то болельщики могут помочь команде своего класса и получить очко. Необходимо подготовить поощрительные жетоны для болельщиков.
Ведущий – учитель.
Члены жюри - ученики из обоих классов (по 2 учащихся) и два ученика 11 класса.
Все конкурсы строго хронометрируются, за этим следит хранитель времени учащийся, выбранный из любого класса.
Оформление класса: на доске карта страны Грамматики, но города, в которых предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры.
Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Сценарий мероприятия.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Грамматика Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побываем лишь в нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.
1. Д/З Представление команд ( капитан команды; название, связанное с русским языком, девиз )
У ворот страны стоит строгая стража, чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти первое испытание.
2. Д/З Пословицы о русском языке.
Команды по очереди называют пословицы, они не должны повторяться.
Каждый ответ оценивается одним баллом. Если команда не отвечает, то болельщики помогают: баллы команде и болельщикам.
3. Город ФОНЕТИКА
Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).
1 команда [Л,ОН] - [ НОЛ,] ( лен – ноль ), [ Й, ЭЛ,] - [ Л,ЭЙ,] (ель – лей). | 2 команда [ПРУТ] –[ ПРУТ] (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ,] (брат- брать). |
Реши звуковые пропорции.
1 команда кот арап ток = ? ( пара) | 2 команда сорт ложь трос = ? ( шел ) |
-В какой город мы побывали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)
- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? ( улица Гласная и Согласная).
4. Город ЛЕКСИКА
В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и происхождение. (ЛЕКСИКА)
А. Исправь речевые ошибки. | |
1 команда: В этом рассказе рассказывается о море. ( Рассказывается в рассказе) У нее были прекрасные коричневые глаза. ( Карие) Мама сварила рыбий суп. (Рыбный) | 2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов) Я весело брел по тропинке. ( Шагал) Одень пальто, на улице холодно. (Надень) |
Б. Пословицы перепутались, соберите их | |
1 команда: Любишь кататься – люби и саночки возить. Ученье свет – неученье тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму. Добрая слава лучше богатства. На языке мед, а под языком лед. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. | 2 команда: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не место красит человека, а человек место. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рубашка беленькая, да душа черненькая. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов, которые употребляются в современном языке.
УСТА (рот, губы); ПЕРСТ (палец); ОЧИ (глаза); ЧАЯТЬ (очень ждать чего-либо); ТЩАНИЕ ( усердие, старание), ШЕЛОМ ( шлем ).
5 . КОНКУРС КАПИТАНОВ
Объясни значения выражений: КРАСНАЯ СТРОКА, ЗАРУБИТЬ НА НОСУ, ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ, ДОЛГИЙ ЯЩИК.
6. Город ОРФОЭПИЯ
А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно ставить в словах ударение. (ОРФОЭПИЯ)
Задание на карточках каждой команде.
Прочитай слова, правильно поставь ударение: магазин, километр, звонишь, изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.
7. Город ФРАЗЕОЛОГИЯ
Что это за город, в котором можно вставлять палки в колеса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки? (ФРАЗЕОЛОГИЯ)
а. Кто больше назовет фразеологизмов со словом ВОДА ( команды говорят по очереди, побеждает последняя).
б. Подбери синонимы к фразеологизмам: ждать у моря погоды, считать ворон, ни зги не видно, как сельдей в бочке, повесить нос, сидеть сложа руки, держать язык за зубами, работать спустя рукава.
в. Объясни значение фразеологизма. Бить баклуши, вставлять палки в колёса; работать спустя рукава, водить за нос.
8. Город (МОРФЕМИКА)
В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в разных вариантах, образуя новые слова.
А.Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые
Сено вал Зал ежи Глазо мер Яр марка | Хор овод Воз ок Пчело вод Гриб очки | Зверо лов Банк рот Поле вод Под уш ка |
(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):
Б. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить; окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))
9. Город МОРФОЛОГИЯ
А в этом городе живут части речи, назовите их.
А . .Поспорили жители города, к каким частям речи отнести эти слова:
1.Команда: МОСТОВАЯ, БОЛЬНОЙ – существительное или прилагательное;
2.Команда: СТЕКЛО, ПЕЧЬ – существительное или глагол.
Б. Какие это слова? Запиши имена существительные.
(П | А) | ЛЬ | (М | А) |
(П | О) | ЛЬ | (К | А) |
(К | И) | ЛЬ | (К | А) |
(Г | И) | ЛЬ | (З | А) |
В. Подбери имена прилагательные – определения к словам: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, ФАМИЛИЯ, ШАМПУНЬ, КОЛЬРАБИ.
Г. Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:
1 Команда: ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ.
2 Команда: ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.
10. Город СИНТАКСИС
В этом городе нас научат правильно составлять текст. (СИНТАКСИС)
- Собери текст (Предложения перепутаны)
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Кругом не слышалось почти никакого шума… Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них. Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? ( И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Подведение итогов и награждение победителей.
Зрители определяют самого умного члена команды.
Активные болельщики получают призы.
Оценочный лист команды
№п/п | Название станции | балл | Результат | место |
1 | Представление команд | 1 | ||
2 | Пословицы о русском языке | 1 | ||
3 | Город ФОНЕТИКА. | |||
Какие слова записаны в транскрипции | 1 | |||
Реши звуковые пропорции | 1 | |||
4 | Город ЛЕКСИКА | |||
Исправь речевые ошибки | 1 | |||
Собрать пословицы | 1 | |||
Устаревшие слова | 1 | |||
5 | КОНКУРС КАПИТАНОВ | 2 | ||
6 | Город ОРФОЭПИЯ | 1 | ||
7 | Город ФРАЗЕОЛОГИЯ | |||
а | 1 | |||
б | 1 | |||
в | 1 | |||
8 | Город (МОРФЕМИКА) | |||
а | 1 | |||
б | 1 | |||
9 | Город МОРФОЛОГИЯ | |||
А | 1 | |||
Б. | 1 | |||
В. | 1 | |||
Г. | 1 | |||
10 | Город СИНТАКСИС | |||
текст | 1 | |||
автор | 1 | |||
итог | 21 | |||
Баллы болельщиков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов "Грамотеи"
Игра "Грамотеи" для обучающихся 6-х классов направлена на повышение интереса к изучению русского языка. Помогает обобщить пройденный материал....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!»
Мероприятие носит познавательный характер, в то же время проводится в игровой форме. Такое сочетание позволяет ребятам учиться играя.Каждый класс из параллели представляет команду и болельщиков. Коман...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»...