Окончание как формообразующая морфема. Форма слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

урок в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

9.11.12

Русс

Класс

Тема

Окончание как формообразующая морфема.         Форма слова

Цель

Повторить значение слова окончание и его роль в слове;

Развивать навыки выделять окончания в словах, определять грамматическое значение окончания, разграничивать формы слова и однокоренные слова

Способствовать формированию

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Работа у доски с орфограммами

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

III. Введение в тему урока.

Давайте построим дом.  

Поднимем стены;

Приделаем прихожую;

За домом сделаем террасу;

Под всем этим сооружением будет фундамент!

А вот крышу???

От того, какой она будет формы, дом перестанет быть домом?

Так и со словами. От того, какой формы будет окончание, лексическое значение слова  не изменится.

Итак, о чем будем говорить на уроке?

Окончание. Форма слова.

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Актуализация и углубление изученного.

1. Беседа по вопросам после рубрики «Вспоминаем то, что знаем» (§20). А на третий вопрос вы ответите в конце урока.

2. Работа над понятиями грамматика, грамматическое значение.

– Прочитайте, как называется 4­й раздел учебника.

– Что же обозначает слово грамматика, откуда оно произошло? Об этом узнаем из этимологической справки после вопросов на повторение.

3. Чтение текста «Из этимологического словаря» о значении слова грамматика.

– Устно задайте вопросы к тексту и ответьте на них.

Работа в парах.

– Как вы поняли, для чего нужна грамматика, чему она учит?

– Почему трудно было понять текст? (Написан на древнерусском языке.)

4. Развитие умений читательской деятельности.

1) Упр.194 – развитие умений ознакомительного чтения: вычитывать главную информацию из текста, формулировать ответы на вопросы.

– Кто был автором первой научной грамматики русского языка? Назовите его самую известную книгу.

– Почему М.В. Ломоносова помнят до сих пор, в чём его заслуга?

(Начал впервые говорить и писать понятным современному человеку русским языком, а не на древнерусском – вспомните текст из грамматики М. Смотрицкого перед упр. 201.)

2) Упр195 – развивается умение анализировать художественный текст–описание внешности человека с точки зрения выявления в нём выразительных средств – повтора слов в разных формах.

Ученики читают текст изучающим чтением – выявляют особенности использования разных форм прилагательного круглый при создании портрета героя, а также находят другие формы указанных слов, называют их грамматические признаки.

– Сделайте вывод о грамматических отличиях прилагательных и существительных (см. вопрос в конце упражнения).

– В какой части слова отражены названные вами признаки форм слов?

– Сделайте вывод, почему окончание является формообразующей морфемой.

5. Чтение текста в рамке об окончании как словообразующей морфеме.с.106

– Какие грамматические значения может выражать окончание?

– Определите, какие признаки есть у разных изученных вами частей речи.

– Какие ещё формообразующие морфемы знаете?

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), вычитывать разные виды информации, разграничивать основную и дополнительную информацию.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Строить связное монологическое высказывание заданного стиля.

V. Развитие

учебно­языковых

и речевых умений.

Составление кластера

слова

  формы                              однокоренные

                                             

                     ЛЗ

Одно                                     разное

Подберите  формы слова к слову

Дом ( дома, дому, домом, о доме)

Однокоренные слова

Домашний,  надомный, домовой, домики, и т.д.

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VI. Итог урока.

Верные и неверные утверждения

1.Окончания образуют форму слова             +

2.Суфффикс и приставка образуют форму слова                                                                  -

3.для образования новых слов используют приставку и суффиксы                                   +

4. слова день и дневной однокоренные        +

5. Окончание входит в основу слова             -

Взаимопроверка , оценивание

VII. Домашнее задание.

1. Составить устный рассказ с опорой на схему.

2. Упр.199


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окончания или формообразующие суффиксы неопределенной формы глагола. Проблемы преемственности начальной и основной школы.

 В условиях внедрения единого стандарта образования, в частности преподавания русского языка как государственного, остро встает вопрос преемственности между начальным и средним ступенями. В процессе и...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Учебно-методический комплекс по теме: «Морфемы. Однокоренные слова и формы слова»

Данный УМК может быть использован полностью или частично для работы на уроках русского языка в 6 классе...

Проверочная работа №1 по теме "Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм"

Проверочная работа №1 по теме "Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм" поможет проверить и закрепить знания и навыки по данной теме. Задания воставлены в формате ЕГЭ-2...

Проверочная работа №2 по теме "Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм"

Проверочная работа №2 по теме "Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагольных форм" поможет проверить и закрепить знания и навыки по данной теме. Задания воставлены в формате ЕГЭ-2...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...