Сберечь в себе человеческое
методическая разработка по русскому языку по теме

Чернявская Юлия Григорьевна

Методическая разработка по литературе

Изучение повестей Василя Быкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-4.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

Методическая разработка

 к уроку литературы

«Сберечь в себе человеческое»

Изучение повестей Василя Быкова

Россия

Краснодарский край

Красноармейский район

ст. Новомышастовская

МБОУ СОШ № 12

Учитель русского языка и литературы

Чернявская Юлия Григорьевна

2012 год

Сберечь в себе человеческое.

Изучение повестей Василя Быкова

           Прошёл семьдесят один  год      с того рокового утра 22 июня, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнём каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие русского человека, истинная цена которых с годами раскрывается всё полнее. Поэтому закономерно появление новых книг о войне. Многие  писатели пытаются осмыслить истоки героического в человеке. Глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить. Естественно, чем полнее мы знакомим наших учеников с такими книгами, тем больше обогащаем их пониманием жизни, духовных стремлений человека, дающих ему силу для подвига.

            Всегда с интересом читают старшеклассники произведения белорусского писателя, Героя Социалистического Труда, лауреата ленинской премии Василя Владимировича Быкова. Ведь именно в этом возрасте каждый из них решает для себя проблемы ответственности и долга, цели и смысла человеческой  жизни. Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В.Быкова, как «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться», школьники делают и свой нравственный выбор, намечают и свою судьбу.

            В повести «Знак беды» внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки и их поведение в суровых испытаниях военных лет.. И хотя они – не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение – именно о борьбе с врагом. Более того, выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, даёт автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. «Знак беды» - книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт повести – конфликт между вооружённым врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и сила которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

            Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдёшь – сам погибнешь, налево пойдёшь – коня потеряешь, прямо пойдёшь… И выбирая между этими возможностями, народный  герой отвергает одни нравственные решения, утверждает другие, проявляя те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нём. Тему нравственного выбора исследует В.Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в повести «Сотников», учителя Мороза в «Обелиске». Герои повести «Знак беды» Петрок и Степанида Богатьки тоже делают свой выбор, определяющий их место в суровых военных испытаниях.

            Беседу по повести желательно начать с общей характеристики творчества писателя, краткого обзора уже известных ученикам произведений.

            В процессе беседы учитель направляет внимание учащихся на постижение истоков поступков Петрока и Степаниды, на их восхождение к последней жизненной вершине, показывает глубинную закономерность: в период грозных событий каждый оказывается перед чертой, которая определяет, по какую он сторону – середины не дано.

            Вопросы для обсуждения повести желательно предложить ученикам заранее, но после того, как книга уже прочитана. Это даст возможность ещё раз возвратиться к тексту, глубже осмыслить образы и ситуации произведения, перечитать одни страницы, задуматься над другими, утвердиться в выводах и оценках.

2.

               Начать беседу можно с вопроса о смысле заглавия: почему повесть названа «Знак беды»? Что стало знаком беды для его героев? Поиск ответа на эти вопросы позволит старшеклассникам увидеть смысл произведения, почувствовать его тон. Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа – война. Может, всё ещё обойдётся, надеются вначале герои повести. Но знак беды уже навис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мост. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев – пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают всё, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает её пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает всё Степанидино хозяйство: кур, корову…- всё, что можно съесть, съедено. Кажется, что животное чувство насыщения заменило фашистам человеческое представление о нормах морали. Знак беды проявляется в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя ещё большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, всё живое – в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии:

         Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки…- густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов, крапины…; от колодца ничего не осталось..; вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опалённая однобокая липа…, вороны чуяли…в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды…

        На уроке рассматриваются вопросы:

        - Какое отношение вызывают у вас герои повести Петрок и Степанида?

        - Какие различия в характерах Петрока и Степаниды вы увидели?

        - Что объединяет героев  в их отношении к врагам? Почему несовместимы

           нравственные принципы героев повести с жизнью в оккупации?

        - Чем вызван нравственный выбор героев повести?

        - Какой обобщающий смысл приобретает вступление в борьбу Петрока и Степаниды

           обыкновенных крестьян-хлебопашцев? Для чего автор вводит в повесть картины

           жизни 20-х годов?

        - Что сближает полицая Гужа с троцкистом Новиком?

        - Прочтите сцену гибели Степаниды. Что принесло ей успокоение в этот момент? Как

           вы понимаете слова: Но бомба дождалась своего часа?

        - Для чего на фоне запустения в начале повести автор рисует образ ожившей

          одинокой рябинки? Какую идею выражает этот образ?

         Отметив, что и гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном – в конечном выборе, ученики определяют истоки этого выбора. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям. Но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность и совершают всё то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает: хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок ещё пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов несовместима с

3.

нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твёрдость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды:

         - Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера вашего не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку

           всем вам!

          Эта сцена напоминает другую.  В горящей  истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты: где бомба? Не знать им покоя ни днём, ни ночью. И эта неожиданная мысль принесла успокоение и была последним проблеском истерзанного сознания перед забытьём, из которого она уже не вернулась.

          В заключение учитель обобщает ответы учеников, уточняет их выводы. Нужно особенно подчеркнуть: когда Петрок и Степанида понимают, что война – это и личная их беда, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает – появляется нечто более важное: ненависть к новой власти, непокорённость  перед насилием… Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие вилы человеческой души. По - горьковски  романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В.Быкова, и в их гибели мы видим то «безумство храбрых», перед которым бледнеют от страха враги.

          Война в творчестве В.Быкова многообразна, повёрнута к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести «Карьер». Война изображается здесь ретроспективно – сквозь воспоминания главного героя повести Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но остался жив: его подобрали, вылечили, он снова воевал…

          Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей ещё до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городке. Но вот – провал. Арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, думает о ней. Опыт научил его, что за всё надо платить – за хорошее и плохое,  которые так крепко связаны между собою.

         Но всё дело в том, кто платит. Платит, конечно  же, тот, кто меньше всего повинен, кто не рассчитывает на выигрыш, кто от рождения обречён давать – в отличие от тех, кто научился лишь брать и взыскивать. В своё время он заплатил ею и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления.

        Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за своё вынужденное согласие служить в полиции. И она не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере её нет. И Агеев копает, перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких её следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья – ничего: значит, жива, значит нет его вины…

         В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего ещё не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

         Глубоки, узнаваемы многие картины жизни, рисуемые автором. Вот отец рассказывает сыну о своём расстреле:

4.

         …Агеев налил из термоса остывшего уже чая, медленно помешивал ложечкой в

            кружке.

         - Вот на этом обрыве,- почему-то дрогнувшим голосом сказал он, кивнув в сторону

           карьера.

        - Как?

          Кажется, это удивило сына, который, поперхнувшись, с куском хлеба в руке

          вскочил со стульчика и вытянул шею…

        - В этой яме?

        - В этой.

          Сын  побежал к обрыву…

        А как созвучны нашему времени размышления о вере в человека:

 

       …Готовы не верить долгим голам дружбы, знакомства, совместной работы…испытанью смертью…

       Как же тогда… человеческая судьба?

       Или в такой обстановке одна судьба ничего не стоит? Так сколько же тогда судеб чего-нибудь стоят? Сто? Тысяча? Десять тысяч? Нет, видимо, если ничего не стоит одна, так мало стоят и десять тысяч. Таков уж элементарный закон арифметики. Арифметики, но не войны. У войны свои, далеко не человеческие законы, они будут править людьми, пока будут войны.

        Заставляют о многом задуматься страницы, посвящённые Семёну Ивановичу Семёнову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них – бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он всё время только и говорит об общественности, общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семёнову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шарапову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключён из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина:  нельзя оценивать человека по бумажке… И фактически одной из причин провала Марии и Агеева тоже была боязнь, что ему перестали доверять…

         Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино,- а точнее тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

         Остановившись на повести «Карьер», учитель даёт общую характеристику книги, затем выступают ученики с короткими сообщениями, подготовленными дома: «Тема веры в человека и ответственности за него в повести», «Общее и различное в изображении войны в повестях «Знак беды» и «Карьер», «Утверждение высоких идеалов человечности в «Карьере».

         После прослушивания сообщений и их обсуждения – заключительное слово учителя. Естественно, что путь рассмотрения повести на уроке учитель избирает исходя из поставленных им целей и возможностей своего класса: может быть, это будет беседа по двум произведениям или беседа «Тема войны в творчестве В.Быкова», или диспут, посвящённый нравственным проблемам, поднятым писателем.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сберечь здоровье наших школьников

Рекомендации и советы - как сберечь здоровье в школьном возрасте....

Как сберечь голос

В помощь учителю...

Как сберечь зрение ребёнка

В данной статье представлена информация родителям о сохранении здоровья школьника...

Беседа "Сберечь зрение-сохранить здоровье"

Для формирования у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Взять на себя ответственность - самый серьезный человеческий страх

Взять на себя отвественность -  самый серьезный человеческий страх...