Лексика и фразеология - урок 2
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 5 - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_tema-leksika_i_frazeologiya-urok_2.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5 (7 класс)

Тема: Лексика и фразеология(§ 3)

Урок № 2

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. (§ 3,  Упр. 16).

Знаки препинания и орфограммы проверяются на местах. Морфологические разборы слов          наклоняюсь, двойного        выполняются на доске.

—  В каком значении употреблено выделенное слово?

—  Какие слова называют синонимами, и какой из синонимов к слову   кудрявый   не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником (см. слова в рамке)?

3.  Повторение. Вопросы к классу.

—  Что изучает фразеология?

—  Что называется фразеологизмом?

—  Могут ли фразеологизмы отражать характер человека, культуру, историю?

—  Приведите примеры таких сочетаний слов.

—  Как подчёркиваются фразеологизмы в предложении?

4.  Закрепление.

Задание 1.

На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.

Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.

        Урок 5(2)

        (7 класс)

3 а д а н и е 2. 

Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям:

Быстро бежать — ...(сломя голову);

 очень любить -...(души не чаять);

 осуждать недостатки кого либо — ...(разбирать по косточкам);

 крепко спать -...(без задних ног); 

медленно идти -... (черепашьим шагом);

 очень мало — ... (с гулькин нос).

……………………………………………………………………………………………………

Карточка № 1.      (А)

 Что такое фразеологизмы?  (Дайте ответы)

Укажите значение фразеологических оборотов.

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

 

Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.

……………………………………………………………………………………………………

Карточка № 2.    (В)

Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи. 

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.

…………………………………………………………………………………………………….

*3адание 4.     Работа с фразеологическим словарём (задание для группы).

Определите значение фразеологизмов.

Не солоно хлебавши, играть в бирюльки, филькина грамота, кисейная барышня,, турусы на колёсах, притча во языцех, попасть в цейтнот, казанская сирота, лезть на рожон.

        Урок 5(2)

        (7 класс)

* Задание 5.

На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.

Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом.

………………………………………………………………………………………………….

(Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.)

…………………………………………………………………………………………………..

* 3адание 6.  

Подберите синонимичные фразеологические единицы

Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.

……………………………………………………………………………………………………

( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.)

……………………………………………………………………………………………………..

*   Задание 7.

 

  Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок?

(Ответы: у разбитого корыта; за тридевять земель; при царе Горохе;

                 по щучьему веленью...)

Задание 8.

Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...

Чистосердечный, без предубеждений - с открытой душой ;

Урок 5(2)

        (7 класс)

влиятельный человек - птица высокого полёта;

пришёл не вовремя - нелёгкая принесла;

очень болтлив - язык без костей;

очень робок - тише воды;

держится неестественно прямо - как аршин проглотил;

часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;

бесследно исчез - канул в лету;

 понял вдруг настоящую правду - глаза открылись;

 бывалый - тёртый калач;

 * смел и великодушен - *рыцарь без страха и упрёка..

Задание 9. 

  Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?

Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.

Задание 10.    Игра. 

Запишите фразеологизмы с указанными словами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фразеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)

Душа, голова, руки.

5.  Выводы по уроку.

—  Что называется фразеологизмом?

—   Какие орфограммы встретились вам на сегодняшнем уроке?

……………………………………………………………………………………….

6.  Домашнее задание. Используя фразеологизмы, напишите небольшое сочинение

                о  своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера.

        Урок 5(2)   (7 класс)

Карточка № 1.      (А)

 Что такое фразеологизмы?  (Дайте ответы)

Укажите значение фразеологических оборотов.

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

 

Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.

……………………………………………………………………………………………………

                Урок 5(2)     (7 класс)

                

Карточка № 2.    (В)

Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи. 

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.

…………………………………………………………………………………………………….

Урок 5(2)     (7 класс)

Карточка № 3.     (С)

 

Что такое фразеологические обороты?

Приведите примеры 2-3 фразеологических оборотов и  объясните их значения.

……………………………………………………………………………………………………

        Урок 5(2)   (7 класс)

Карточка № 1.      (А)

 Что такое фразеологизмы?  (Дайте ответы)

Укажите значение фразеологических оборотов.

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

 

Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.

……………………………………………………………………………………………………

                Урок 5(2)     (7 класс)

Карточка № 2.    (В)

Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи. 

С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.

Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

Обобщающий урок по теме  «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности  (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"

урок-презентация по теме "Повторение лексики и  фразеологии"...