Лексика и фразеология - урок 2
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 5 (7 класс)
Тема: Лексика и фразеология(§ 3)
Урок № 2
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания. (§ 3, Упр. 16).
Знаки препинания и орфограммы проверяются на местах. Морфологические разборы слов наклоняюсь, двойного выполняются на доске.
— В каком значении употреблено выделенное слово?
— Какие слова называют синонимами, и какой из синонимов к слову кудрявый не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником (см. слова в рамке)?
3. Повторение. Вопросы к классу.
— Что изучает фразеология?
— Что называется фразеологизмом?
— Могут ли фразеологизмы отражать характер человека, культуру, историю?
— Приведите примеры таких сочетаний слов.
— Как подчёркиваются фразеологизмы в предложении?
4. Закрепление.
Задание 1.
На доске записаны устойчивые сочетания слов. Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, устно объясняя смысл каждого фразеологизма.
Держат..ся в тени, ут..ретъ нос, соб..рат..ся с мыслями, щ..котливый вопрос, пр..т..нуть руку помощи, держать в ч..рном теле, г..нять лодыря, пр..б..рать к рукам, вт..ратъ очки, калач..м не заманш.., в..сетпъ на телефоне, т..ж..лая артиллерия.
Урок 5(2)
(7 класс)
3 а д а н и е 2.
Подберите фразеологизмы к следующим словосочетаниям:
Быстро бежать — ...(сломя голову);
очень любить -...(души не чаять);
осуждать недостатки кого —либо — ...(разбирать по косточкам);
крепко спать -...(без задних ног);
медленно идти -... (черепашьим шагом);
очень мало — ... (с гулькин нос).
……………………………………………………………………………………………………
Карточка № 1. (А)
Что такое фразеологизмы? (Дайте ответы)
Укажите значение фразеологических оборотов.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.
……………………………………………………………………………………………………
Карточка № 2. (В)
Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.
…………………………………………………………………………………………………….
*3адание 4. Работа с фразеологическим словарём (задание для группы).
Определите значение фразеологизмов.
Не солоно хлебавши, играть в бирюльки, филькина грамота, кисейная барышня,, турусы на колёсах, притча во языцех, попасть в цейтнот, казанская сирота, лезть на рожон.
Урок 5(2)
(7 класс)
* Задание 5.
На доске записаны устойчивые сочетания. К данным фразеологизмам подберите противоположные фразеологические единицы.
Душа в душу; яблоку негде упасть; высоко летать, гладить по шерсти; во все лопатки; заварить кашу; жить своим умом.
………………………………………………………………………………………………….
(Ответы: как кошка с собакой; кот наплакал; низко падать; против шерсти; черепашьим шагом; расхлёбывать кашу; жить чужим умом.)
…………………………………………………………………………………………………..
* 3адание 6.
Подберите синонимичные фразеологические единицы
Тютелька в тютельку; гонять лодыря; от аза до ижицы; хоть пруд пруди; разогнуть спину; в мгновение ока; попасть в переделку; витать в облаках.
……………………………………………………………………………………………………
( Ответы: комар носа не подточит; плевать в потолок; от альфы до омеги; тьма-тьмущая; сбросить ярмо; сломя голову; попасть в переплёт; искать жар-птицу.)
……………………………………………………………………………………………………..
* Задание 7.
Какие фразеологические единицы вошли в нашу речь из сказок?
(Ответы: у разбитого корыта; за тридевять земель; при царе Горохе;
по щучьему веленью...)
Задание 8.
Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который...
Чистосердечный, без предубеждений - с открытой душой ;
Урок 5(2)
(7 класс)
влиятельный человек - птица высокого полёта;
пришёл не вовремя - нелёгкая принесла;
очень болтлив - язык без костей;
очень робок - тише воды;
держится неестественно прямо - как аршин проглотил;
часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;
бесследно исчез - канул в лету;
понял вдруг настоящую правду - глаза открылись;
бывалый - тёртый калач;
* смел и великодушен - *рыцарь без страха и упрёка..
Задание 9.
Какое из словосочетаний нельзя заменить антонимом?
Поднять тревогу, поднять занавес; глубокое уважение, глубокое озеро; отдать книгу, отдать честь; короткое замыкание, короткое пальто.
Задание 10. Игра.
Запишите фразеологизмы с указанными словами. Выигрывает тот, кто раньше всех запишет большее число фразеологизмов. (Работа выполняется по рядам.)
Душа, голова, руки.
5. Выводы по уроку.
— Что называется фразеологизмом?
— Какие орфограммы встретились вам на сегодняшнем уроке?
……………………………………………………………………………………….
6. Домашнее задание. Используя фразеологизмы, напишите небольшое сочинение
о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера.
Урок 5(2) (7 класс)
Карточка № 1. (А)
Что такое фразеологизмы? (Дайте ответы)
Укажите значение фразеологических оборотов.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.
……………………………………………………………………………………………………
Урок 5(2) (7 класс)
Карточка № 2. (В)
Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.
…………………………………………………………………………………………………….
Урок 5(2) (7 класс)
Карточка № 3. (С)
Что такое фразеологические обороты?
Приведите примеры 2-3 фразеологических оборотов и объясните их значения.
……………………………………………………………………………………………………
Урок 5(2) (7 класс)
Карточка № 1. (А)
Что такое фразеологизмы? (Дайте ответы)
Укажите значение фразеологических оборотов.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, глазом не моргнуть, открыть кому-нибудь глаза, смотреть во все глаза, мозолить глаза.
……………………………………………………………………………………………………
Урок 5(2) (7 класс)
Карточка № 2. (В)
Замените фразеологизмы синонимичными оборотами речи.
С некоторыми фразеологизмами составьте 2-3 предложения.
Покраснеть до ушей, навострить уши, развесить уши, прожужжать все уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс
Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"
урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"...