Действительные и страдательные причастия - урок2
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок 28 - 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28._deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya_-_urok2.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 28 (7 класс)
Тема: Действительные причастия настоящего времени (§ 16)
Цели: а) познакомить ребят со способами образования действительных причастий настоящего времени;
б) повторить окончания глаголов;
в) научить находить изучаемую орфограмму в суффиксах причастий и правильно писать её;
г) р/р. Составить предложения по опорным схемам.
Урок № 2
Ход урока
Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания
(§ 14 – правило; упр. 85 проверяется по цепочке, *упр. 84 выносится на доску)
3. Составьте предложения по заданным схемам.
Назовите причастия в предложениях.
Перечислите их морфологические признаки.
4. Повторение окончаний глагола. Орфографическая диктовка.
Определите спряжение глагола.
Ненавидишь ложь, замираешь от восторга, строят дом, проскочат вперёд, тяжело дышишь, присутствуешь на совещании, сбегаешь в магазин, зависишь от других, сделаешь свою работу, вертишь в руках, смотришь вокруг, борются за первое место.
Образуйте причастия от всех глаголов.
Урок 28
(7 класс)
— От глаголов какого вида нельзя образовать действительных причастий?
(От глаголов совершенного вида).
5. Новая тема. Запись на доске.
Борются за первое место — спортсмен, борющийся за первое место.
Смотреть вокруг — смотрящий вокруг.
Выделите суффиксы причастий.
От глагола какого спряжения образовано первое причастие? Второе причастие?
— От основы какого времени и какого вида глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия?
Изучение таблицы в учебнике.
Наблюдение за материалом на стр. учебника 42-43.
6. Закрепление.
Задание 1. Упр. 90.
Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов.
Пока класс работает, два человека работают по карточкам.
…………………………………………………………………………………………………….
Карточка № 1. (С)
Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени.
Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять,
Урок 28
(7 класс)
поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть..
От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему?
В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.
Подчеркните слова с орфограммами. С двумя причастиями составьте предложения, включающие в себя причастные обороты.
…………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 2. (СР)
От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.
……………………………………………………………………………………………………
Ещё два ученика (лучше если они сидят за одной партой) готовятся в это время рассказать о правописании действительных причастий настоящего времени, используя мнемонические приёмы, позволяющие запомнить то, что необходимо.
Ученики могут нарисовать рисунки, придумать афоризмы, создать зрительные образы, подобрать, ассоциации. Главное, чтобы новое правило просто и легко запоминалось.
Выполненное задание проверяется и оценивается в классе в конце урока.
Задание 2.
Отработка навыка правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Упр. 91 выполняется на доске.
Урок 28
(7 класс)
Задание 3.
Подберите к данным существительным зависимые слова — действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы причастий, подчеркните изучаемую орфограмму.
Всадник, карандаш, люди, ребёнок, рабочий, луга,
* волна, *шум прибоя (падающая, гнетущий, рокочущий).
Задание 4.
Приведите примеры причастий на -ущ-,-/ющ-
и однокоренных прилагательных на –уч-/- юч-
Объясните их различия
(колющий — колючий; горящий — горячий; кипящий — кипучий).
Эти причастия могут выступать и в роли прилагательных колющее средство).
7. Выводы по уроку.
— Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
—Какие орфограммы сегодня повторили?
— Какие новые орфограммы изучили?
…………………………………………………………………………………………………..
8. Домашнее задание.
§ 16, выучить правило; упр. 94*, 93.
Урок 28
(7 класс)
Карточка № 1. (С)
Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени.
Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять,
поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть..
От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему?
В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.
Подчеркните слова с орфограммами. С двумя причастиями составьте предложения, включающие в себя причастные обороты.
…………………………………………………………………………………………………..
Урок 28
(7 класс)
Карточка № 2. (СР)
От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.
Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.
……………………………………………………………………………………………………
Урок 28
(7 класс)
Карточка № 3. (Т)
Приготовьтесь рассказать о правописании действительных причастий настоящего времени.
Вы можете нарисовать рисунки, придумать афоризмы, создать зрительные образы, подобрать, ассоциации. Главное, чтобы новое правило просто и легко запоминалось.
………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа по теме "Действительные и страдательные причастия"
Задания по теме "Действительные ""...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...
презентация "Действительные и страдательные причастия"
В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...
Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)
В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....