Действительные и страдательные причастия - урок2
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок 28 - 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 28 (7 класс)

Тема:  Действительные  причастия настоящего времени  (§ 16)

Цели: а) познакомить ребят со способами образования действительных причастий настоящего времени;

             б) повторить окончания глаголов;

             в) научить находить изучаемую орфограмму в суффиксах причастий и правильно  писать её;

             г) р/р. Составить предложения по опорным схемам.

Урок № 2

Ход урока

Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания 

(§ 14 – правило; упр. 85 проверяется по цепочке, *упр. 84 выносится на доску)

3. Составьте предложения по заданным схемам.

Назовите причастия в предложениях.

Перечислите их морфологические признаки.

4. Повторение окончаний глагола. Орфографическая диктовка.

Определите спряжение глагола.

Ненавидишь ложь, замираешь от восторга, строят дом, проскочат вперёд, тяжело дышишь, присутствуешь на совещании, сбегаешь в магазин, зависишь от других, сделаешь свою работу, вертишь в руках, смотришь вокруг, борются за первое место.

Образуйте причастия от всех глаголов.

        Урок 28

        (7 класс)

— От глаголов какого вида нельзя образовать действительных причастий?

    (От глаголов совершенного вида).

5. Новая тема.              Запись на доске.

Борются за первое место — спортсмен, борющийся за первое место.

Смотреть вокруг — смотрящий вокруг.

Выделите суффиксы причастий.

 От глагола какого спряжения образовано первое причастие? Второе причастие?

— От основы какого времени и какого вида глаголов образуются действительные   причастия настоящего времени?

— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия?

Изучение таблицы в учебнике.

Наблюдение за материалом на стр. учебника 42-43.

6. Закрепление.                   

Задание 1.     Упр. 90. 

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов.

Пока класс работает, два человека работают по карточкам.

…………………………………………………………………………………………………….

Карточка № 1. (С)

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени.

Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять,

Урок 28

        (7 класс)

поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть..

От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему?

В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

Подчеркните слова с орфограммами. С двумя причастиями составьте предложения, включающие в себя причастные обороты.

…………………………………………………………………………………………………..

Карточка № 2. (СР)

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

……………………………………………………………………………………………………

Ещё два ученика (лучше если они сидят за одной партой) готовятся в это время рассказать о правописании действительных причастий настоящего времени, используя мнемонические приёмы, позволяющие запомнить то, что необходимо.

Ученики могут нарисовать рисунки, придумать афоризмы, создать зрительные образы, подобрать, ассоциации. Главное, чтобы новое правило просто и легко запоминалось.

Выполненное задание проверяется и оценивается в классе в конце урока.

Задание 2.    

Отработка навыка правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.  

Упр. 91 выполняется на доске.

Урок 28

        (7 класс)

Задание 3. 

Подберите к данным существительным зависимые слова — действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы причастий, подчеркните изучаемую орфограмму.

Всадник, карандаш, люди, ребёнок, рабочий, луга,

* волна, *шум прибоя  (падающая, гнетущий, рокочущий).

 Задание 4.

Приведите примеры причастий на  -ущ-,-/ющ- 

и однокоренных прилагательных на  –уч-/- юч-

Объясните их различия

(колющий — колючий; горящий — горячий; кипящий — кипучий).

Эти причастия могут выступать и в роли прилагательных колющее средство).

7. Выводы по уроку.

— Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

—Какие орфограммы сегодня повторили?

— Какие новые орфограммы изучили?

…………………………………………………………………………………………………..

8. Домашнее задание.   

     § 16, выучить правило; упр. 94*, 93.

        Урок 28

        (7 класс)

Карточка № 1. (С)

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени.

Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять,

поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть..

От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему?

В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

Подчеркните слова с орфограммами. С двумя причастиями составьте предложения, включающие в себя причастные обороты.

…………………………………………………………………………………………………..

        Урок 28

(7 класс)

Карточка № 2. (СР)

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

……………………………………………………………………………………………………

        Урок 28

(7 класс)

Карточка № 3. (Т)

Приготовьтесь  рассказать о правописании действительных причастий настоящего времени.

Вы можете нарисовать рисунки, придумать афоризмы, создать зрительные образы, подобрать, ассоциации. Главное, чтобы новое правило просто и легко запоминалось.

………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....