Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Давыдова Галина Вильгельмовна

 

         

Тема: «Однородные члены предложения».

 

Цели урока:

 

  1. образовательные:

а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;

б) уметь находить однородные члены в предложении;

в) соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

г) обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

  1. воспитательные:

а) формирование аккуратности, усидчивости,

внимательности, самостоятельности, уважения

друг к другу, умения работать в команде;

б) создание атмосферы творчества и успеха;

  1. развивающие:

а) формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

б) развитие умения анализировать, сравнивать,

обобщать и систематизировать предложенный

материал;

в) формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;

      г) развитие памяти, воображения и речи учащихся;

д) формирование положительной мотивации учебной

деятельности.

 

 

  1. Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания./упр. 184/

  1. 1-й учащийся вставляет пропущенные буквы и объясняет их выбор, разбирает 3 предложения;
  2. 2-й учащийся разбирает оставшиеся 4 предложения.

а) В это время 6 учащихся выполняют задание на карточке.

Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения.

 

Ст..ят последние дни поз..ней ос..ни. На синем неб… в..сят белые обл..ка. В пр..зрач..ном воздух.. плывут тонкие нити паутины. На высокой ел… уселась стайка ч..рных др..здов.

 

Карточка №2.

Произвести синтаксический разбор предложения, дать характеристику.

 

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

 

б) Учащийся у доски выполняет синтаксический разбор предложения.

 

Бе..шумно треп..тали на осинк.. разноцветные л..сточки.

 

  1. Синтаксическая разминка. «Собери слово».

Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.

 

Безрадостный  -  приставку

Ошибка  -  корень

Беспорядочный  -  суффикс

Красная  -  окончание

 

- Какое слово получилось?  (Безошибочная)

1) Составьте словосочетание с этим словом, назовите главное слово и укажите строение словосочетания.

2)Подберите синоним к слову безошибочная. (правильная, грамотная)

             Именно такой должна быть наша устная и           письменная речь,и над этим мы работаем на каждом уроке.

 

3Проверим, как вы знаете грамматические категории.

а) Поставьте слово в мужской род творительный падеж.

б) Во множественное число предложный падеж.

в) В средний род дательный падеж.

г) Назовите однокоренной глагол и определите спряжение и вид.

     III. Объяснение нового материала

Посмотрите на предложение, которое учащийся разбирал на доске.

Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.

Давайте уточним, какие это листочки, и заменим одно слово разноцветные на 2 или 3. (красные и жёлтые)

Бесшумно трепетали на осинке красные и жёлтые листочки.

Из курса начальной школы вы знаете, как называются такие члены предложения. (Однородные)

Итак, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока –  «Однородные члены».

Сегодня на уроке мы будем учиться

  1. находить однородные члены,
  2. соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами,  
  3. обосновывать постановку знаков препинания.

 

  1. Работа с учебником. (стр.78-79 до правила)

А) Отработка умения читать предложения с однородными членами,соблюдая правильную интонацию /материал для самостоятельного изучения/

Б) Изучение 2-го задания для самостоятельной работы

2)Сделайте самостоятельно вывод: какие члены предложения называются однородными?  

(Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одну и ту же синтаксическую функцию - являются одним и тем же членом предложения).

Проверка по учебнику (стр.79)

В) Попробуем сами составить предложения с однородными членами и прочитать их, соблюдая интонацию перечисления.

  1. Чтобы мы сразу начали урок и не теряли напрасно времени, что у каждого из вас должно быть на парте  к моему приходу? (Учащиеся составляют предложение с однородными членами)
  2. Продолжите предложения, соблюдая интонацию:

На уроке технологии мы вязали...

В 4 классе мы изучали существительное...

Надо найти в предложении подлежащее

Солнце осветило луг...

В свободное время я люблю...

Солнечный зайчик пробежал по стенам...

   3)Графическое изображение однородных членов.

А) Работа с предложениями, записанными на доске. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы:

(выполняет весь класс на доске)

 

Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья берёзы и осины.

Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.

Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.

Б) Составьте на основе содержания стихотворения предложение с подлежащим ЯБЛОКО, ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И сказуемым СВЕТИТСЯ.

 

Светится яблоко передо мной,

Будто не яблоко – шар земной.

Круглое. Выпуклое. Крутое.

Солнцем до самых краёв налитое.

 

В) Графический диктант. (Составить схемы однородных членов) (учащиеся выполняют самостоятельно в тетради)

  1. Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми.
  2. Ветер бросал горсти листьев на стол, на кровать, на пол, на книги.
  3. Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.
  4. Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
  5. Под весенним солнцем, под белыми облаками в теле берёзы копится живительный сок.
  6. Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи.
  7. Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.

 

4) Однородные члены связаны между собой интонационно в устной речи и при помощи союзов в письменной речи.

  1. Союзы, которые используются для связи ОЧП.(одиночные)

И, ДА (=И), ИЛИ  -  запятая не ставится

А, НО, (ДА =НО)  -  запятая ставится

IV. Обобщение изученного.

Работа с текстом на доске.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Книга  наш дру.. и сове..чик. Из кни..  журналов и брош..р мы узнаём много интересного о жизн.. на земл.. Над созданием кни.. трудят..ся п..сатели художники печ..тники. Тру.. их сложен но важен и поч..тен. Ты помни об этом и бер..ги книги!

v.Самостоятельная работа.

Упр.192

VI.Домашнее задание. Упр 194.

Выучить правило в стихах.

 

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

                                         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.          

Тема: «Однородные члены предложения».

Цели урока:

образовательные:

а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;

б) уметь находить однородные члены в предложении;

в) соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

г) обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

воспитательные:

а) формирование аккуратности, усидчивости,

внимательности, самостоятельности, уважения

друг к другу, умения работать в команде;

б) создание атмосферы творчества и успеха;

развивающие:

а) формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

б) развитие умения анализировать, сравнивать,

обобщать и систематизировать предложенный

материал;

в) формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;

      г) развитие памяти, воображения и речи учащихся;

д) формирование положительной мотивации учебной

деятельности.

Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания./упр. 184/

1-й учащийся вставляет пропущенные буквы и объясняет их выбор, разбирает 3 предложения;

2-й учащийся разбирает оставшиеся 4 предложения.

а) В это время 6 учащихся выполняют задание на карточке.

Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения.

Ст..ят последние дни поз..ней ос..ни. На синем неб… в..сят белые обл..ка. В пр..зрач..ном воздух.. плывут тонкие нити паутины. На высокой ел… уселась стайка ч..рных др..здов.

Карточка №2.

Произвести синтаксический разбор предложения, дать характеристику.

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

б) Учащийся у доски выполняет синтаксический разбор предложения.

Бе..шумно треп..тали на осинк.. разноцветные л..сточки.

Синтаксическая разминка. «Собери слово».

Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.

Безрадостный  -  приставку

Ошибка  -  корень

Беспорядочный  -  суффикс

Красная  -  окончание

- Какое слово получилось?  (Безошибочная)

1) Составьте словосочетание с этим словом, назовите главное слово и укажите строение словосочетания.

2)Подберите синоним к слову безошибочная. (правильная, грамотная)

             Именно такой должна быть наша устная и           письменная речь,и над этим мы работаем на каждом уроке.

3Проверим, как вы знаете грамматические категории.

а) Поставьте слово в мужской род творительный падеж.

б) Во множественное число предложный падеж.

в) В средний род дательный падеж.

г) Назовите однокоренной глагол и определите спряжение и вид.

     III. Объяснение нового материала

Посмотрите на предложение, которое учащийся разбирал на доске.

Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.

Давайте уточним, какие это листочки, и заменим одно слово разноцветные на 2 или 3. (красные и жёлтые)

Бесшумно трепетали на осинке красные и жёлтые листочки.

Из курса начальной школы вы знаете, как называются такие члены предложения. (Однородные)

Итак, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока –  «Однородные члены».

Сегодня на уроке мы будем учиться

находить однородные члены,

соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами,  

обосновывать постановку знаков препинания.

Работа с учебником. (стр.78-79 до правила)

А) Отработка умения читать предложения с однородными членами,соблюдая правильную интонацию /материал для самостоятельного изучения/

Б) Изучение 2-го задания для самостоятельной работы

2)Сделайте самостоятельно вывод: какие члены предложения называются однородными?  

(Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одну и ту же синтаксическую функцию - являются одним и тем же членом предложения).

Проверка по учебнику (стр.79)

В) Попробуем сами составить предложения с однородными членами и прочитать их, соблюдая интонацию перечисления.

Чтобы мы сразу начали урок и не теряли напрасно времени, что у каждого из вас должно быть на парте  к моему приходу? (Учащиеся составляют предложение с однородными членами)

Продолжите предложения, соблюдая интонацию:

На уроке технологии мы вязали...

В 4 классе мы изучали существительное...

Надо найти в предложении подлежащее

Солнце осветило луг...

В свободное время я люблю...

Солнечный зайчик пробежал по стенам...

   3)Графическое изображение однородных членов.

А) Работа с предложениями, записанными на доске. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы:

(выполняет весь класс на доске)

Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья берёзы и осины.

Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.

Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.

Б) Составьте на основе содержания стихотворения предложение с подлежащим ЯБЛОКО, ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И сказуемым СВЕТИТСЯ.

Светится яблоко передо мной,

Будто не яблоко – шар земной.

Круглое. Выпуклое. Крутое.

Солнцем до самых краёв налитое.

В) Графический диктант. (Составить схемы однородных членов) (учащиеся выполняют самостоятельно в тетради)

Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми.

Ветер бросал горсти листьев на стол, на кровать, на пол, на книги.

Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.

Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

Под весенним солнцем, под белыми облаками в теле берёзы копится живительный сок.

Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи.

Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.

4) Однородные члены связаны между собой интонационно в устной речи и при помощи союзов в письменной речи.

Союзы, которые используются для связи ОЧП.(одиночные)

И, ДА (=И), ИЛИ  -  запятая не ставится

А, НО, (ДА =НО)  -  запятая ставится

IV. Обобщение изученного.

Работа с текстом на доске.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Книга  наш дру.. и сове..чик. Из кни..  журналов и брош..р мы узнаём много интересного о жизн.. на земл.. Над созданием кни.. трудят..ся п..сатели художники печ..тники. Тру.. их сложен но важен и поч..тен. Ты помни об этом и бер..ги книги!

v.Самостоятельная работа.

Упр.192

VI.Домашнее задание. Упр 194.

Выучить правило в стихах.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....