Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Сборник содержит материалы для подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_ege.doc | 264 КБ |
shablon_sochineniya.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справочные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
№ | Содержание заданий | Примеры |
А1 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | балОванный баловАть бАнты включИт вручИт досУг тОрты завИдно зАгодя звонИт зонтЫ исчЕрпать каталОг квартАл клАла красИвее кремЕнь лгалА молЯщий наделИт накренИтся намЕрение началсЯ нАчатый облегчИт оптОвый освЕдомиться пОнял прислАла ревЕнь сверлИшь слИвовый срЕдства столЯр убыстрИть щавЕль |
А2 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости0 | Одеть кого-то, во что-то, надеть на кого-то, адресант отправляет, адресат получает, дипломатический (о дипломате), дипломатичный (о характере, поступке), ледовый (проф., геогр.), ледяной (изо льда, холодный), искусственный (неестественный), искусный (умелый, талантливый), доверительный (разговор, отношения), доверчивый (характер), ценностные ориентиры, ценный (имеющий цену, важный), безответственный (недобросовестный, о поступке), безответный (скромный, молчаливый, не дающий ответа), вековой (существующий веками), вечный (существующий всегда, вечно), виновный (юрид.), виноватый (чувствующий вину), высотный (на большой высоте), высокий (большого роста, качественный), благодарственное письмо, благодарный взгляд, пуганый (от пугать), пугливый взгляд, характер, инженерская фуражка, игровая площадка, игристый квас, живучий (крепкий), живительный (бодрящий), языковой форум, языковый рулет, фарш, представить документы, предоставить место, перетерпеть боль, претерпеть изменения, заполнить анкету, восполнить пробелы в знаниях, унижать кого-то, принижать значение, абонент (человек), абонемент (билет), зачинатель доброго дела, зачинщик плохого дела, наличность (деньги), наличие (присутствие, есть, имеется) |
А3 | Морфологические нормы (образование форм слова) | Верно: лягте, жжет, семьюдесятью семью, пятьюстами, двумястами, около полутораста человек, более (наиболее) высоко, более (наиболее) высокий, их друзей, попробует, наиболее успешно, красивый тюль, летние месяцы, договоры, поезжай домой, со ста сорока семью миллионами человек, шеренга солдат, промок до нитки, гораздо разумнее, кладите на место, около полутораста человек, к десятому мая, берёгший здоровье, на шкафу. Неверно: более (наиболее) выше, ихних друзей, попробовает, наиболее успешнее, летние месяца, договора, ехай домой, шеренга солдатов, промокнул до нитки, ложите на место, на шкафе. |
А4 | Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) | Деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол, обозначающий основное действие, относятся к одному лицу или предмету. Верно: Пользуясь рекомендациями специалистов, попытайтесь самостоятельно составить букет. (Вы пользуетесь, вы и попытайтесь). Доказывая теорему, обратите внимание на значение переменных. Возражая против отдельных положений доклада, присутствующие в целом согласились с докладчиком. (Присутствующие возражали и согласились) Идя вдоль берега, мы с наслаждением дышали свежим морским воздухом. Производя какое-нибудь вычисление в уме, посмотрите в зеркало, и вы убедитесь, что ваши зрачки расширяются. Проверяя диктант, многие ученики не находят ошибок. Окончив училище, мы уехали служить на Дальний Восток. Осознавая свои ошибки, можно найти новые, неожиданные решения. (Люди осознают и находят). |
А5 | Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение СПП | Все, кто учился в нашей школе, знает Инну Петровну Дронову. (1)Все знаЮт, 2)кто учился) Вопреки чему? Благодаря чему? Согласно чему? распоряжению. (неверно благодаря, согласно, вопреки чего?) Неверно: В Доме народного творчества города Зеленодольска выпускнице института культуры предложили работу и где она осталась надолго. Верно: по окончанИИ, по приездЕ, по прибытИИ, по звершенИИ. Неверно: по окончаниЮ, по приездУ, по прибытиЮ, по завершениЮ. Верно: По письмам и мемуарам, написанным… Неверно: По письмам и мемуарам, написанными… Неверно: На общем собрании группы студенты обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. Верно: На общем собрании группы студенты обсуждали вопросы дисциплины и возможности досрочной сдачи зачетов. Неверно: в газете «Московском комсомольце». Верно: в газете «Московский комсомолец». Неверно: доказывает о том… Верно: доказывает то… Верно: как…, так и; не только…, но и… Неверно: В Петрозаводске я исследовал и начал серьёзно интересоваться архивами. Исследовал что? Начал интересоваться чем? Верно: В Петрозаводске я исследовал архивы и начал серьёзно интересоваться ими. |
А6 | Синтаксические нормы | 1) Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились черты реализма, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы. СПП Уже в ранних произведениях Достоевского явственно обнаружились черты реализма, выделявшие его из среды писателей натуральной школы. Простое, с причастным оборотом. 2) Прекрасное мраморное изваяние Микеланджело, которое стало известно в мире под именем «Пьета», до сих пор остаётся памятником первого пребывания художника в Риме. СПП. Прекрасное мраморное изваяние Микеланджело, ставшее известным в мире под именем «Пьета», до сих пор остаётся памятником первого пребывания художника в Риме. Простое, с причастным оборотом. Невозможно заменить: 1) Дом, в котором расположился Чайковский, находился на самой окраине городка Клин. 2) В поздних музыкальных произведениях Бах всесторонне демонстрирует технические возможности, которыми располагает полифония. Глагол «располагает» непереходный, поэтому от него нельзя образовать страдательное причастие. 3) По мнению Д. Писарева, в личности Базарова сгруппированы такие (те) свойства, которые «мелкими долями рассыпаны в массах». 4) Но ведь есть же где-нибудь на свете человек, которого она полюбит! Глагол «полюбит» имеет форму будущего времени (что сделает?). Причастий будущего времени не бывает. |
А7 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте | (1)… (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов. (3)Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3–5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5)Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6)… углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете. (1) Проблема парникового эффекта не случайно стала в последние годы предметом пристального внимания учёных. |
А8 | Средства связи предложений в тексте | (5)Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6) Иными словами, углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете. |
А9 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | (1)… (2) 1Дело в том, 2 что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов. (3) 1 Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, 2 что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4) 1 Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, 2 где оно повысилось в 3–5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, 3 где автомобильного движения нет. (5) 1Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, 2 а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы. (6)… углекислый газ способствует созданию парникового эффекта на нашей планете. Правильный ответ: рост констатируется |
А 10 | Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи | Сложносочиненное предложение ССП 1. ССП с соединительными союзами: (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато): Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы 3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то): То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Сложноподчиненное предложение. СПП с союзами и союзными словами чтобы, что, когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, оттого что, так как, ибо, с тем чтобы, если, раз, хотя, пусть, пускай, ли, как ни, несмотря на то что, словно, будто, точно, так что, как, который, где. Бессоюзные БСП сложные – без союза. Простые предложения имеют одну грамматическую основу. Могут быть осложнены обособленным определением, обособленным приложением, обособленным обстоятельством, однородными членами, обращением, вводными словами и конструкциями. Необходимо различать БСП и простые предложения с однородными членами, при которых есть обобщающее слово. А снаружи все: и оконницы, и коньки, и ворота – оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. (Простое, с однородными подлежащими) Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи. Сложные предложения с разными видами связи. А бабушка всё повторяла, что будет каждую минуту думать о внуках, и, хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком, у него вдруг защемило сердце. С сочинительной и подчинительной связью. Состоит из четырех частей. |
А 11 | Части речи | 1. Разряды местоимений по значению Личные 1 лицо я, мы, 2 лицо ты, вы, 3 лицо он, она, оно,они Возвратное себя Относительные и вопросительные кто, что, какой, чей, который, сколько Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, её, их Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что Отрицательные никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего Определительные сам, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой Указательные тот, этот, такой, таков 2. Непроизводные предлоги: в, на, за, из-за, под, над, у, к, до, с, по, от, о, от. про, об. без, для 3. Производные предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, около, ввиду, вокруг, насчет, согласно, благодаря, вопреки, несмотря на, по причине, после, помимо 4. Сочинительные союзы: и, а, но, да, или, зато, либо ни-ни, то-то, не то – не то, не только – но и, тоже, также 5. Подчинительные союзы: чтобы, что, ли, когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, оттого что, так как, ибо, с тем чтобы, если, раз, хотя, пусть, пускай, несмотря на то что, как ни, словно, будто, точно, так что, ли 6. Частицы: не, ни, да, пусть, пускай, давай, бы, б, более, менее, самый, что за, как, ли, разве, неужели, вот, вон, даже, ведь, же, -ка, -то, всё-таки только, именно, просто. 7. Причастие: действительные суффиксы –ущ- -ющ- -ащ- -ящ- -вш- -ш- (читающий, летящий, прочитавший), страдательные –ен- -енн- (а.я)-н- (а,я)-нн- -т- -ем- -им- -ом- имеют полную и краткую форму (прочитанный, решённый, оберегаемый, хранимый, пробитый, данный, дано, дан, решено, решены) 8.Деепричастие: (что делая? что сделав?) читая, прочитав 9. Наречие: образа действия как? каким образом? весело; места где? куда? далеко, вперед; меры и степени в какой степени? насколько? немного; времени когда? как долго? сегодня; причины почему? отчего? поневоле, сгоряча; цели зачем? с какой целью? назло. Наречие в сравнительной степени: веселее, более (менее) весело. Наречие в превосходной степени: веселее всех. 10. Имя прилагательное: качественные по величине (большой) по возрасту (старый) по цвету (красный) по весу (лёгкий) по внешнему виду (красивый) по внутренним качествам (добрый); относительные материал, из которого сделан предмет (деревянный) признак по месту (городской) признак по времени (вчерашний) признак по назначению (спортивный); притяжательные признак предмета по принадлежности чей? (мамин, волчий, отцов, лисий). Имя прилагательное в сравнительной степени: (красивее, более красивый, менее красивый). Имя прилагательное в превосходной степени: (красивейший, самый красивый). Краткая форма (каков? каковы? каково? какова?): красив, красива, платье красиво, красивы. Следует различать 1) наречия (в парке было (как?) красиво) и прилагательные в краткой форме (платье (каково?) красиво) 2) наречия и прилагательные в сравнительной степени (как? красиво, более красиво, красивее; какой? красивый, более красивый, красивее). 11. Имя числительное: количественные ( целые (один, двадцать); дробные (одна вторая); собирательные (оба, обе, двое, трое)); порядковые (первый) |
А 12 | Лексическое значение слова | Укажите значение слова АТМОСФЕРА в предложении 3. 1) газообразная оболочка Земли 2) природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания 3) окружающая обстановка 4) общество, люди |
А 13 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи | В отыменных именах прилагательных: Н –ан- -ян- -ин- кожаный, полотняный, пчелиный (исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый); НН –онн- -енн- экскурсионный, соломенный (искл. ветреный); НН – одна в корне, одна в суффиксе весенний, осенний. В отглагольных прилагательных и причастиях: Н 1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если нет приставки (кроме НЕ) или зависимого слова (вязаный, некрашеный), 2) в кратких причастиях (прочитана, покрашена); НН 1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть приставки (кроме НЕ) или зависимое слово (вязанный спицами, связанный), 2) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть –ова- -ева- (асфальтированный, балованный); 3) в полных причастиях, если они образованы от бесприставочного глагола совершенного вида (решённый от решить что сделать?, купленный, данный). В наречиях и кратких прилагательных пишется столько Н , сколько было Н в полных прилагательных, от которых они образованы (девочка воспитанная – девочка вежлива, воспитана; как? уверенно – уверенный, важно- важный). |
А 14 | Правописание корней | Чередование гласных в корне: -бир-а -бер-, -мир-а - мер-, -тир-а -тер-, - пир-а -пер-, -дир-а - дер-, -кас-а -кос-, -лаг- -лож-, -скак- -скоч-, -раст- -ращ- -рос-, -ровн- -равн-, -мок- -мак-, -зар- -зор-, -гар- -гор-, -плав- -плов-, -клон- -клан-, -твор- -твар-. Непроверяемые гласные в корне (словарные слова). Проверяемые гласные в корне (вожатый – водит) |
А 15 | Правописание приставок | -при- (приближение прибежать, присоединение приклеить, неполнота действия приоткрыть, близость приморский) -пре- (пере- преграда-перегородить, преступление – переступить; очень- пребольшой) преследовать, презирать (плохо относиться), призирать (присматривать), дом призрения, презрительный. После приставок на согласный вместо И пишется Ы, кроме МЕЖ- СВЕРХ- КОНТР- ПОСТ- ДЕЗ- ИНТЕР- безЫнтересный, НО постИндустриальный. В приставках без- бес- раз- рас- из- ис- чрез- черес- воз- вос- вз- вс- роз- рос- низ- нис- перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется З, перед глухими согласными (п, ф, к, х, т, ш, с, щ, ц, ч) пишется С (бездеятельный., бесполезный, низвергнуть, ниспадать). Есть приставки над- под- пред- к- с- от-. Нет приставок нат- пот- прет- од- з- . В слове «несдержанный» две приставки: не- с-. |
А 17 | Правописание суффиксов различных частей речи | 1. Чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ова- -ева-: я рисУю-рисОВАть я воЮю-воЕВАть. Не чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ыва- -ива- : я рассеИВАю – рассеИВАть. 2. Суффикс -ив- имеет на себе ударение: красИВый, правдИВый (искл.: милостИВый и юродИВый); в безударном положении пишется -ев-: боЕВой, сиренЕВый. В слове преодолевать два суффикса –Е- (преодолЕть) и –ВА- . 3. В суффиксах -лив- и -чив- пишется и: заботливый, заносчивый. 4. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных деловой, красноватый, даровитый; суффиксы -ев-, -еват-, -евит- - после мягких согласных, после шипящих и ц: вечевой, синеватый, глянцевитый. 5. –ЧАТ- решето-решетЧАТый, расплывЧАТый. 6. Суффикс -к-пишется 1) в качественных прил. (низкий, дерзкий) 2) в относительных прил. на -к, -ч, -ц (немецкий). Суффикс -ск- пишется в относительных прил. (городской). Запомните: выгореть-гореть, таять, сеять, веять, чуять, лаять, маяться, отчаяться, клеить, мелет-молоть-молотьба. |
А 18 | Правописание НЕ и НИ | НЕ пишется раздельно: 1. Со словами всех частей речи, если в предложении есть противопоставление с союзом а. 2.С именами существительными, если нельзя подобрать синоним без НЕ. Это не книга. 3. С именами прилагательными, наречиями на -О –Е, если есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, никогда не, совсем не= отнюдь не (вовсе не холодно, вовсе не холодный). 4.С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не к кому обратиться). 5. С краткими причастиями, глаголами, деепричастиями (не прочитана, не читал, не прочитав). 6. С полными причастиями, если есть зависимое слово (кроме наречия степени) Ещё не прочитанная книга. НЕ пишется слитно: 1. Со словами всех частей речи, если слово без НЕ не употребляется. 2. С именами существительными, прилагательными, наречиями на –О –Е, если слово можно заменить синонимом без НЕ: нежаркий=прохладный. 3. С отрицательными местоимениями и наречиями (под ударением): некого, некогда. 4. С полными причастиями, при которых нет зависимого слова: непрочитанная книга. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях и наречиях без ударения: никого, никогда. НИ пишется раздельно в отрицательных местоимениях, если есть предлог: ни у кого не узнал. НИ облачка (родительный падеж), куда бы ни, как ни, где ни (усиление утверждения), ни-ни (союз) , ни свет ни заря, ни на минуту, НЕ раз (много раз), НИ разу (никогда), Не один=много, НИ один=никто. НЕ мог НЕ выполнить=выполнил. НЕ то-НЕ то (не то снег, не то дождь). |
А 19 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1. Пишется раздельно: в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, как только, только бы, иметь в виду, в виде, как бы, как будто, где бы, то есть, тут же, там же, тот же, к тому же, то же самое, та же, те же, где же, за счёт, бок о бок, с течением, не так ли, не правда ли, всё же, надо ли, вряд ли, потому что, всё равно, так как, не только, при этом, во что бы то ни стало, как бы то ни было. 2. Пишется слитно: сгоряча, зачастую, впереди, позади, спереди, сзади, справа, слева, направо, попросту, налево, вправо, влево, наконец, вскоре, несмотря на, несмотря на то что, подолгу, повсеместно, причём, итак (вывод), итого (итог), вследствие (предлог), впоследствии (наречие), попозже, откуда, напротив, налегке, полегче, повсюду, попусту, неужели, впервые, ввиду непогоды, вдвое, надвое, вдогонку, впросак, вровень. 3. Пишется через дефис: кое-как, как-то, как-нибудь, как-либо, скажи-ка, во-первых, по-русски, точь-в-точь, давным-давно, всё-таки. 4. Различать: Я тоже буду участвовать. Я смотрел то же, что и вчера. – Я смотрел то самое, что и вчера (ЖЕ можно опустить). Я также согласен. Небо хмурилось так же, как и вчера. – Небо хмурилось так, как и вчера (ЖЕ можно опустить). Я тренируюсь, чтобы выступить хорошо. Что бы ни случилось, я помогу. – Что ни случилось бы…(БЫ можно опустить или переставить). Одеться (как?) по-зимнему. Идти по зимнему лесу (по лесу). Выполнить сначала трудное задание. - С начала урока. Поэтому я пришёл.- Мы шли по этому берегу (по берегу). На встречу с другом. - Навстречу другу (к другу). - Двигаться навстречу (наречие). Положить деньги на счёт. – Узнать насчёт отпуска. Во время отпуска – прийти вовремя. Смотреть вверх – в верх дома. Маленький, зато удаленький (зато=но). – Я взялся за то дело, которое мне поручили. Не ныряй вглубь – в глубь степи. Затем=потом – за тем поворотом. Притом – при том учреждении (при учреждении). Оттого что – от того здания. Вначале – в начале сентября. Тотчас – в тот час. 5. Пол-Тамбова (перед большой буквой), пол-лимона (перед –л-), пол-арбуза (перед гласной), полгорода (перед согласной). |
А 20 | Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами | 1. В простом предложении (с одной грамматической основой) запятая не ставится. Небо горело огнями в бездонной синеве ( ) и казалось чужим и далёким. Запятая не ставится. Это простое предложение с однородными сказуемыми. 2. В сложносочиненном предложении перед союзом И запятая ставится. Всё внизу уже тонуло в сумерках (, ) и только верх кургана освещался красными лучами солнца. Две грамматические основы. Запятая ставится. 3. В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если есть общий второстепенный член. В саду раздавались голоса и слышался смех. В саду – общий второстепенный член, относится к первому и второму предложениям. |
А 21 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями) | 1) […cущ., | прич.оборот |, …]. 2) […|прич.оборот | cущ. …]. 3) […личное мест.., | прич.оборот |, …]. 4) […|прич.оборот |, личное мест. …]. Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, если стоят после определяемого существительного. Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед и после личного местоимения. Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение. Обособляются всегда обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом. Топонимические словари (1), содержащие информацию о географических названиях, (2) дают много ценного для историков языка, (3) помогая им находить корни давно утраченных живой речью (4) слов. В данном предложении два причастных оборота: 1) содержащие информацию о географических названиях (определяемое слово «словари» стоит впереди), этот оборот выделяется запятыми с двух сторон; 2) давно утраченных живой речью (определяемое слово «слов» стоит после оборота), этот оборот не выделяется запятыми. 3) Деепричастный оборот помогая им находить корни давно утраченных живой речью слов выделяется запятой. Не обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед определяемым существительным. |
А 22 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Вводные слова и конструкции (бесспорно, конечно, может быть, к сожалению, к счастью, по-моему, говорят, разумеется, кажется, как известно, можно сказать, видимо, по мнению автора, во-первых, одним словом, однако (если нельзя заменить союзом НО), впрочем, например, и т.п.) не являются членами предложения и выделяются запятыми с двух сторон. НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными словами КАК БУДТО, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК, ВСЁ-ТАКИ, ОСОБЕННО, СОВЕРШЕННО, ОДНАКО=НО, МЕЖДУ ТЕМ. Следует различать: Кажется, будет дождь. КАЖЕТСЯ вводное слово. Небо кажется серым. Слово «кажется» является сказуемым. Пушкин с его (1) совершенно (2) безупречным чувством прекрасного и удивительно ясным мышлением счёл нужным чётко определить своё отношение ко «вкусу». Чувство соразмерности и сообразности – вот в чём (3), по мнению великого поэта, (4) состоит истинный вкус. Ответ 3,4 |
А 23 | Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами) | 1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и...и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, либо... либо, то... то и др., например: Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток, и самих людей. Темнота раннего зимнего утра скрывала площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток, и самих людей. 2. Если однородные члены соединены парными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько...настолько, хотя и... но, если не... то и т.п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. 3. Запятая не ставится между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо. 4. Запятая не ставится внутри выражений фразеологического характера, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад. |
А 24 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП) | Двоеточие а) вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (= а именно): Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи. б) вторая часть дополняет смысл первой (= что): Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет. в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что): Я удивился: в двери торчала записка. Тире. а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия: Тише едешь — дальше будешь. Прихожу к колодцу — никого уже нет. б) во второй части содержится указание на следствие, неожиданный результат действия или быструю смену событий: Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах. в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части: Молвит слово — соловей поет. г) вторая часть содержит противопоставление: Семь раз примерь — один раз отрежь. Следует различать БСП и простое предложение с однородными членами, при которых есть обобщающее слово. 1.Если обобщающее слово впереди, то после него ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: полегшие травы, тускло блистающие солончаки, голубое марево над дальними курганами. 2.Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире, например: Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. Следует различать БСП и простое предложение, в котором ставится ТИРЕ между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи. Моя родина – Тамбов. |
А 25 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1. Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидные вёсла (3) которой (4) берут начало от папирусных лодок. 1-ое предложение: Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью 2-ое предложение: серповидные вёсла (3) которой (4) берут начало от папирусных лодок. Запятая ставится на месте цифры 2 2. Жимолость (1) плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами (4) отличается высокой зимостойкостью. 1-ое предложение: Жимолость отличается высокой зимостойкостью. 2-ое предложение: плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами. Запятая ставится на месте цифр 1,4. |
А 26 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи | I. Было довольно темно (1) и (2) когда он прикатил в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он приедет. Ответ: 1,2.3,4 1.Было довольно темно. 2. И Машенька уже не надеялась. 3. Когда он прикатил в дачный городок. 4. Что он приедет. II. Он весь дрожал (1) и (2) чтобы согреться (3) начал махать руками (4) как будто призывал кого-то. Ответ 2, 3, 4. 1. Он весь дрожал (1) и начал махать руками. 2. Чтобы согреться. 3. Как будто призывал кого-то. III. Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги. Ответ : 1, 2, 4. 1. Резвый ветер с моря надул паруса. 2. И громкая песня разлилась над простором Волги. 3. Когда солнце взошло. 4. и (КОГДА) городские стены остались за кормою последнего струга. Однородное подчинение придаточных. IV. В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра сказала (4) что десерт невкусный. Ответ: 1, 2, 3, 4. V. В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) ТО сестра сказала (4) что десерт невкусный. Ответ: 1, 3, 4. |
А 27 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | СЖАТИЕ ТЕКСТА. В природе существует много примеров того, как растения используют сопротивление воздуха для размножения, ведь растения прочно закреплены в земле и не могут передвигаться, как животные, поэтому им приходится распространять свои семена другим способом. Например, крошечные семена одуванчика висят на так называемых летучках, лёгких, как пух, похожих на маленькие парашютики, и ветер легко может сорвать их с цветка и унести далеко-далеко. Летучки тормозят падение семян на землю, семена падают на землю далеко от материнского цветка, и там из них вырастают новые одуванчики. 1. Из каждого предложения необходимо выделить главное. 2. Найти ответ, в котором содержится главная информация. растения используют сопротивление воздуха для размножения крошечные семена одуванчика висят на так называемых летучках Летучки тормозят падение семян на землю, семена падают на землю далеко от материнского цветка, и там из них вырастают новые одуванчики. Ответ. Многие растения используют сопротивление воздуха для размножения, например, семена одуванчика падают на землю далеко от материнского растения, так как летучки, прикреплённые к ним, тормозят их падение. |
А 28 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 1. Прочитайте текст. 2. Прочитайте варианты ответов. Каждый вариант ответа проверьте по тексту. |
А 29 | Функционально-смысловые типы речи | 1. Рассуждение. Тезис, аргументы, вывод. Размышления. (5)Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной – войны да восстания рабов? (6)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение? 2. Повествование. Последовательность событий. (Прозвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Начался урок.) Преобладают глаголы. (5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса. (9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя. 3. Описание. Портрет. Интерьер. Пейзаж. Преобладают прилагательные. (4)Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых… При выполнении заданий «Предложение 5 объясняет высказанное в предложении 4 суждение» внимательно прочитайте указанные предложения. |
А 30 | Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами | Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Добро – зло. Архаизмы – устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух, качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. Неологизм – слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставит на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п. |
В1 | Основные способы словообразования | Способы словообразования. Суффиксальный: прекрасно (от прекрасный), чтение (от читать), преодолевать (от преодолеть). Приставочный: пришёл (от шёл), проиграть (от играть), невысокий (от высокий). Бессуффиксный: зелень (от зелёный), синь (от синий), рань (от ранний), говор (от говорить), свет (от светить), угроза (от угрожать). Бессуффиксным способом образуются от глаголов, реже – от прилагательных имена существительные, у которых нет суффикса. Приставочно-суффиксальный: слева (левый), справа (правый), во-вторых (второй), по-летнему (летний), по-английски (английский), собеседник (беседа). Сложение: стенгазета (стенная газета), кресло-качалка. (кресло и качалка). |
В2 | Части речи | Смотри А 11. Имена сушествительные, образованные путём перехода из других частей речи. Я верю в будущее (существительное от причастия). Взрослые (сущ.) сидели на балконе. В класс пришёл НОВЕНЬКИЙ (сущ.) В класс пришёл новенький (прил.) ученик. |
В3 | Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание |
|
В4 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные | ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С главным членом – сказуемым 1. Определенно-личное. Сказуемое выражено: - глаголом 1 и 2 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения: (1) Иду в школу. 2) Идёшь в школу? 3) Идём в школу. 4) Идёте в школу?) - глаголом повелительного наклонения: (1) Помоги другу. 2) Помогите друзьям.) 2. Неопределённо-личное. Сказуемое выражено: - глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения: (В городе построят новый стадион.) - глаголом множественного числа прошедшего времени: (В городе построили новый стадион.) 3. Безличное. Сказуемое выражено безличным глаголом, личным глаголом в безличной форме, наречием, словом категории состояния, неопределённой формой глагола, словом НЕТ. Рассвело. Смеркается. Мне грустно. Не бывать этому. Пословицы, поговорки, крылатые выражения относятся к определённо-личным, неопределённо-личным, безличным предложениям с обобщённым значением. С главным членом – подлежащим Назывное. Осень. Весёлые каникулы. Время, проведённое с пользой. 1) Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! 2 безличных предложения. 2) Насколько же ярче и богаче была история Афин (двусоставное), где детей растили для всего многообразия жизни (односоставное, неопределённо-личное)! 3) Друг мой Демьян, не говори красиво! Предложение простое. «Друг мой Демьян» - обращение, не является членом предложения. Сказуемое «не говори». Подлежащего нет. Предложение односоставное, определённо-личное. 4) Давайте вспомним хрестоматийный пример фанатизма (односоставное-определённо-личное): во время Второй мировой войны японские камикадзе гибли, атакуя самолётами американские корабли (двусоставное). |
В5 | Простое осложненное предложение | 1) Один знакомый Белинского захотел представить его своему товарищу, инженерному офицеру. Предложение простое, осложнено обособленным приложением. 2) Топонимические словари, содержащие информацию о географических названиях, дают много ценного для историков языка, помогая им находить корни давно утраченных живой речью слов. Предложение осложнено обособленным определением «содержащие информацию о географических названиях» и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «помогая им находить корни давно утраченных живой речью слов». 3) Деревня, далёкая деревня, – в ней только можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Предложение простое, осложнено однородными членами (полную, не оскорблённую) и необособленным согласованным распространённым определением «не оскорблённую людьми». 4) От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. Осложнено обособленным дополнением (кроме памяти о воинской доблести) и однородными членами с обобщающим словом (осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов). 5. А порою, к сожалению, подобное случается. Осложнено вводным словом. 6. То же было и позже, в годины народных бед и военных гроз. Осложнено уточняющим обособленным обстоятельством (когда? позже когда именно? в годины народных бед и военных гроз) |
В6 | Сложное предложение | Сложносочиненное предложение ССП 1. ССП с соединительными союзами: (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато): Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы 3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то): То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега. Сложноподчиненное предложение. СПП Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением). Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять, был больше похож на лес. Придаточные определительные предложения, относящиеся к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., называются местоименно-определительными. Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. СПП с придаточными изъяснительными отвечают на падежные вопросы и присоединяются союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не — ли, ли — или, то ли — то ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.): Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. Придаточные обстоятельственные СПП с придаточными времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. СПП с придаточными места где? куда? откуда? (союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств): А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота. [ ,(где ), ]. СПП с придаточными причины (Почему? Отчего?) присоединяются союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и под.: Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны. СПП с придаточными условия. При каком условии? присоединяется с помощью союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.: Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею. СПП с придаточными цели. вопросы с какой целью? зачем? и присоединяется союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только: Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться. СПП с придаточными уступки вопросы несмотря на что? вопреки чему? присоединяется союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером. Как ни странно, но вид бумажек немного успокоил председателя. СПП с придаточными сравнения. Вопросы как? как что? подобно чему? присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы: Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. СПП с придаточными образа действия вопросы как? каким образом? и присоединяется союзным словом как: Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно. СПП с придаточными меры и степени вопрос до какой степени? и присоединяются союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько. Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы. СПП с придаточными присоединительными (союзные слова что, отчего, почему, зачем). Я здоров, чего (= этого) и вам желаю. СПП с двумя или несколькими придаточными. 1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени). Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/. 2) параллельное подчинение: к одной главной части относятся разнотипные придаточные: Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3. 3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно): Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать. Бессоюзное сложное предложение БСП – сложное предложение, в котором части связаны по смыслу, интонационно Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка. Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах. |
В7 | Средства связи предложений в тексте | (9)Безыскусственность жизни, простота отношений! (10)Сюда надо бежать от праздности (10, с помощью наречия). (22)Пограничники стали дозорными большой войны. (23)Их выстрелы слышали не только в окрестных сёлах. (23 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения). (24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (25 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима). (12)Словами убеждать бесполезно. (13)Лучше всего убеждать и вдохновлять удаётся силой собственного примера. (13 связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного антонима) –(3)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?! (4 соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения). (19)Штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к природе надо брать. (20)Но одновременно с этим надо усилить пропаганду в защиту природы, вести её не только пафосно. (20 соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора). |
В8 | Речь. Языковые средства выразительности | Тропы 1. Метафора – употребление слова в переносном значении. Нос корабля, ножка стола, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая строится на нескольких ассоциациях по сходству и включает несколько слов (два, три, четыре). 2. Метонuмия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. а) связь между предметом и материалом, из которого сделан предмет. Не то на серебре – на золоте едал. б) связь между содержимым и содержащим. Я три тарелки съел! в) связь между действием и орудием действия. Перо его местию дышит. г) связь между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. д) связь между местом и людьми, находящимися в этом месте. Учитель вошёл в класс, и класс замер. 3. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. О чём ты воешь, ветр ночной. 4. Синeкдоха – частный случай метонимии: Начальство недовольно (вместо начальник); Все флаги в гости будут к нам (в значении корабли) 5.Сравнение – оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: И сияет роса на траве серебром. б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури…в) сравнительным оборотом с союзами: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. г) с помощью слов подобный, похожий: Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 6. Эпитет – необычное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное-приложение (весёлый ветер, чёрная тоска, седая старина, мороз-воевода). 7.Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении (море по колено, слезы текут ручьем). 8. Литόта – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 9. Перифраза (перифраз) –описательный оборот речи, применяемый для замены слова (лев – царь зверей). 10. Аллегόрия – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность - волк). 11. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 12. Пафос – способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. 13. Сарка́зм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. Фигуры речи (приёмы). 1. Анaфора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. 2. Антитеза – противоречие, противопоставление. Ты богат, я очень беден. 3.Градация – расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Прошептал, проговорил, прокричал. 4. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи Рассказ он написал замечательный. 5. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение находящихся рядом предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. 6. Эпuфора – стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? 7. Риторический вопрос – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? 8. Риторическое восклицание – стилистическая фигура, которая представляет собой восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! 9. Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? 10. Парцелляция – такое членение предложений, при котором содержание высказывания содержится не в одном, а в двух или нескольких предложениях. Он равнодушно вошёл в аудиторию. Постоял. Подумал. Сел. (Ср. Он равнодушно вошёл в аудиторию, постоял, подумал и сел.) 11.Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, седая юность, ненавидящая любовь, сияет ночь, бедный богач. 12. Аллитерaция – намеренное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания определенного образа. Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. Водопад.) Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). 13. Ассонaнс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков для усиления выразительности поэтической речи. Забил заряд я в пушку туго и думал: Угощу я друга! Синтаксические средства выразительности: восклицательные предложения, вопросительные предложения, однородные члены предложения. Лексические средства выразительности: 1. Авторские новообразования – слова, придуманные автором с целью создания яркого, необычного, запоминающегося образа. Летят вдали красивые осенебри, но если упадут, их человолки загрызут… (Вознесенский). 2. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Используются в публицистике как средство выразительности для создания контраста. Добро – зло. 3. Контекстуальные антонимы. Слова, которые вступают в антонимические отношения только в условиях определённого контекста. За пределами контекста антонимами они не являются. Речи словно мёд, а дела как полынь. 4. Архаизмы – устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище. 5. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух, качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. 6. Индивидуально-авторское образование – слово, которого нет в толковом словаре, оно существует только в авторском контексте, однако о значении его можно догадаться, так как оно образовано с помощью известных морфем, т.е. суффиксов, приставок, корней. 7. Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник, камзол, городовой, коллективизация. 8. Книжная лексика. Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить. 9. Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько значений, связанных между собой. Серп луны – жнут серпами. Кисть руки – кисть винограда, малярная кисть. 10. Неологизм – слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. 11. Омонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне. 12. Оценочная лексика: Экспрессивная лексика. Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика может выражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач. Эмоциональная лексика. Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво. Фамильярная лексика. Лексика, свойственная разговорной речи и имеющая слишком непринуждённый, бесцеремонный характер. Врать, трепаться, старушенция, 13. Просторечная лексика – грубые слова, употребляющиеся преимущественно в повседневной разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Дылда, жрать, дрыхнуть, башка, втемяшиться, вылуплять зенки 14. Профессионализм – слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров. 15. Разговорная лексика – слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка. 16. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. 17. Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор. 18.Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставить на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п. 19. Лексический повтор – намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. |
Предварительный просмотр:
План сочинения.
1. Проблема.
2. Комментарий проблемы по тексту.
3. Авторская позиция.
4. Моя позиция и 2 аргумента.
5. Вывод.
План сочинения.
1. Вступление, которое подводит к проблеме. 1-ый абзац.
2. Комментарий проблемы по тексту. 2-ой абзац
3. Авторская позиция. 3-ий абзац
4. Моя позиция и 2 аргумента. 4-5-ый абзац
5. Вывод. 6-ой абзац
1. Как начать сочинение? Как сформулировать проблему?
1-ый вариант. В прочитанном мною тексте А.И.Иванов поднимает проблему …
2-ой вариант. Какую роль играет книга в нашей жизни? Над этим вопросом размышляет А.И.Иванов в прочитанном мною тексте?
2. Комментарий проблемы по тексту.
1-ый вариант. Герой вспоминает (что?) … (по содержанию текста). Вместе с публицистом мы задумываемся (над чем?) (по содержанию текста). Писателя волнует (что?) … Эта проблема поднимается другими писателями, публицистами (учёными, философами): (назвать двух-трёх авторов).
2-ой вариант. Чтобы заинтересовать читателя (привлечь внимание читателя к данной проблеме…), писатель (приводит примеры, ссылается на мнение …, делится своими наблюдениями…). Автор (осуждает, восхищается, негодует, рассуждает)… Проблема, которую анализирует писатель, по-прежнему актуальна, так как в наши дни…
3. Авторская позиция.
1-ый вариант. По мнению А.И.Иванова, …
2-ой вариант. Позиция А.И.Иванова заключается в том, что…
4. Моя позиция и 2 аргумента.
1-ый вариант. Я согласен с мнением писателя в том, что…
2-ой вариант. С позицией автора трудно не согласиться, ведь примеры, подтверждающие этот вывод, можно найти в произведениях литературы.
3-ий вариант. Я поддерживаю позицию автора и также думаю, что…
и 2 аргумента (можно два литературных).
1. Назвать произведение художественной литературы, в котором затрагивается данная проблема. Назвать автора произведения.
2. О чём рассказывает автор? Какие поступки совершают герои данного произведения?
3. Вывод. ( Связь данного произведения с анализируемым текстом.)
Так, Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» показывает … Герои романа своими поступками подтверждают...
Например, А.С.Пушкин в поэме… написал о том, что…
Аргумент с опорой на знания или жизненный опыт
Мне нравится смотреть цикл программ… В одной из передач обсуждался вопрос о… Ведущий и участники сумели донести до зрителя…
5. Вывод.
1 вариант. Таким образом, прав автор: …
2 вариант. Следовательно, автор прочитанного текста абсолютно прав, так как…
3 вариант. Итак, затронутая автором проблема очень важна, потому что…
Концовка сочинения должна подводить итог написанному и связывать воедино размышления над самим текстом и приведённые Вами аргументы. В сочинении должно быть не менее 150 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1
Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА по русскому языку. ...
Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"
Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Материал для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А15"
Учебный тренажер включает задания для отработки орфограмм "Правописание приставок", "Правописание разделительных Ъ и Ь", "Правописание букв И-Ы на стыке приставки и корня" (задание А15 ЕГЭ...
Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А18"
Презентация представляет собой учебный тренажер, предназначенный для отработки навыка слитного и раздельного написание НЕ с различными частями речи (задание А18). Может быть использован как...
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...