Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Знания, умения, навыки: Обучающиеся должны знать понятие «синонимы» и уметь находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, пользоваться словарем синонимов. Кроме того, обучающиеся должны - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; - осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу. Перечень универсальных учебных действий: - личностные (Л), - коммуникативные (К), - познавательные (общеучебные и логические) (П), - регулятивные (Р). |
1. Самоопределение к деятельности (3 мин). Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся: -включение в учебную деятельность. | Учитель: Здравствуйте. Начнем урок с проверки домашнего задания. Вы выполняли тест по теме «Лексика» (проверка по образцу) Открываем тетради с домашней работой. Поставьте на полях «+», если в домашней работе все получилось, «+/-», если получилось частично, «-», если не получилось. Записываем число, классная работа. Обучающиеся проверяют домашнюю работу и проводят самооценку.
| Умение организовывать себя, настраиваться на работу. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: Смыслообразование (Я должен посмотреть…). Самооценка домашнего задания. |
2. Актуализация теоретических знаний Цели для учителя: -актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: -фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
Чтение текста Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружье. И еще надо не забыть провизию. — Про что не забыть? — Не про что, а то, что едят. — А-а! — сказал Пух радостно. — А мне показалось, ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем. И он отправился в путь.
Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду? (Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд - Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи) | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Логические: анализ, сравнение, синтез. Коммуникативные: Умение вступать в диалог. Умение участвовать в коллективной учебной проблеме. Регулятивные: Контроль и оценка прогнозирования |
4. Постановка проекта выхода из затруднения. «Открытие» учащимися нового знания. (7 мин). Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи нового способа действий. | Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это
Попробуйте дать определение термина, опираясь на знания о происхождении слова
Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как в учебнике даётся определение синонимов, читай вслух
Спишите со слайда определение в тетрадь, Сделаем вывод: на какие признаки надо обратить внимание, чтобы доказать, что какие-то слова являются синонимами Подчеркните ключевые слова в определении | Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы; осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решении упражнений. Развитие навыка сотрудничества. Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Формирование целостности восприятия, анализ и осмысление полученной информации. Анализ речевых конструкций. |
5. Первичное закрепление (10 мин). Цели для учителя: -создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: -усвоение нового способа действий. | Сегодня мы познакомились с новым явлением лексики и для ваших дальнейших наблюдений и закрепления понятия предлагаю отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Читай вслух Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, лыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Запишите их в строчку (Собрались, сбежались, приплелись). Докажите, опираясь на определение, что это синонимы Все ли слова абсолютно одинаковы по смыслу? Какое слово обозначает действие, проявляющееся в самом медленном темпе? В самом быстром? Вывод: у синонимов есть смысловые отличия. Все ли слова допустимо употреблять в любой речевой ситуации? Например, учителю на уроке? вывод: у синонимов есть стилистические отличия
Что еще общего у этих слов ? (приставки) Объясните написание приставок, выделяя их 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Запишите слова в строчку Докажите на этих примерах только что сделанные выводы
Игра «Лото» К картинке справа и слева подобрать слова синонимы,
Бегемот, гиппопотам Алый, красный Боец, воин Волк, бирюк Голубой, лазурный … Проверяем, поставьте +, кто сделал без ошибок
Какое слово вызвало затруднение? Как вышли из ситуации? А что делать, если значение слова не знаем? Мы уже знаем, что ответы на многие вопросы можно найти в разных источниках. Напомните мне их. Для подбора синонимов тоже существует специальный словарь. (показ словаря, знакомство с ним) Тренировочное упражнение в парах. Найдите по закладке синоним к слову «путь, работа»
- Работа в группах
Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Каждая группа должна выписать на доску слова-синонимы и защитить свой ответ, для этого мы выработаем критерии оценки ответа группы.
На доске
Критерии | 1 | 2 | 3 | Аккуратно написано 0,1,2,3 |
|
|
| Правильно написано 0,1,2,3 |
|
|
| Полный ответ 0,1,2,3 |
|
|
| Устное выступление 0,1,2,3 |
|
|
| Итого |
|
|
|
0 -3 б- «-« 4-9 б. – «+,-« 10-12 б. «+»
1-я группа Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.
2-я группа)
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
3-я группа
На фоне красного заката Цветочек аленький сияет. И песни звонкие соловушка В вечерней дымке рассыпает Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ по образцу
Мы считаем, что (примеры слов) являются синонимами, потому что они являются (часть речи) и имеют близкое значение.
Пока представители групп пишут свой ответ на доске, мы играем в игру «Подскажи словечко»
Я называю слово, кидаю мяч кому-либо, а в ответ должна получить слово синоним. Огромный, сверкать, крохотный, мчаться, врун, сверстник, путь, известный, зной, торопиться, отвага, смелый, машина,
Выполните транскрипцию слова «вьюги» Выполните орфографический разбор слова «дрожит» Выполните разбор слова по составу «аленький» Поставьте себе плюс за работу, в соответствии с критериями | Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|