Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление».
Цель урока:
- Образовательные цели:
- закрепить полученные знания о СПП;
- формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ОГЭ.
- Развивающие цели:
- развивать умение излагать свою точку зрения,
- развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
- анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
- Воспитательные цели:
- воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация к данному уроку по теме «Сложноподчиненные предложения».
Ход урока:
- Организационный момент. Слайд 1
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Этими словами я хочу вам пожелать успехов на сегодняшнем уроке.
Слайд 2
« Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно».
Б. Житков
-Когда будет от учения “радостно и победно”?
Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
-Вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения, а также мы постараемся, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и полезным.
2. Постановка темы и цели урока.
- Охарактеризуйте данное предложение.
Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
- Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
- С какими предложениями мы будем работать на сегодняшнем уроке?
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложноподчиненное предложение». Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Слайд 3
(Записываем тему урока)
Слайд 4 А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество
В. Высоцкого. Кто такой Владимир Высоцкий?
Слайд 5 «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением», - писал Р. Рождественский.
3. Актуализация знаний. А начнем повторение теоретического материала с заполнения «слепой» схемы.
Слайды 6-10 Расскажите о строении сложных предложений, заполнив «слепую» схему.
4. Закрепление изученного материала.
4.1 Пунктуационная разминка. Слайд 11
- в чем сходство 1 и 2 предложений?
- чем они различаются?
Запишите СПП, расставьте запятые, определите вид придаточного предложения.
4.2 Цифровой диктант.
Перед вами предложения. Если это СПП, ставьте цифру "1", если нет - "0". (самостоятельная работа)
Чуть брезжило, когда нас разбудили.
Когда садится солнце, море становится черным.
За окном ничего нет, кроме фонарей.
Что бы ни спросили товарищи у него, он мог обо всем рассказать.
Березки, словно девочки, стоят босые в снегу.
Слайд 12 Взаимопроверка – 11010.
4.3 Конструирование СПП (по группам).
Составьте СПП. Определите вид придаточных предложений.
- Я люблю тот край, задумчивый и скромный, …
- Я люблю отдыхать там, …
- Я знаю, …
где прошло моё детство.
где течет ручеёк в овраге.
куда хочется возвращаться вновь и вновь.
4.4 Комплексный анализ текста.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский
Слайд 13 Задания:
- Укажите количество грамматических основ в предложении №14.
- Составьте схему предложения №8.
- Напишите синоним к слову бард.
- Выпишите грамматическую основу предложения №11.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
5.Исследовательская работа (в парах).
- Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских писателей и поэтов 19 века?
- В каком типе речи мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему?
6. Домашнее задание (дифференцированное). Слайд 14
- Упражнение 207.
- Исследовательская работа «Сложноподчиненные предложения в прозе и поэзии 19 и 20 веков».
7. Рефлексия. Слайд 15
Я сегодня научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что было трудным на уроке?_____________________
8. Итог урока. Выставление отметок. Слайд 16
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
Рабочий лист
ученика (цы)
Тема урока - ______________________________________________________
Пунктуационная разминка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Цифровой диктант________________________________________________
Чуть брезжило, когда нас разбудили.
Когда садится солнце, море становится черным.
За окном ничего нет, кроме фонарей.
Что бы ни спросили товарищи у него, он мог обо всем рассказать.
Березки, словно девочки, стоят босые в снегу.
Конструирование сложноподчиненных предложений.
- Я люблю тот край, задумчивый и скромный, …
- Я люблю отдыхать там, …
- Я знаю, …
где прошло моё детство.
где течет ручеёк в овраге.
куда хочется возвращаться вновь и вновь.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комплексный анализ текста.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Задания:
- Укажите количество грамматических основ в предложении №14.
- Составьте схему предложения №8.
- Напишите синоним к слову бард.
- Выпишите грамматическую основу предложения №11.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Урок русского языка "Синтаксис. Члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....
Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)
Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)...