Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление» в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Селюкова Лариса Николаевна
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление». Цель урока: 1. Образовательные цели: o закрепить полученные знания о СПП; o формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП; o тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; o систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ОГЭ. 2. Развивающие цели: o развивать умение излагать свою точку зрения, o развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы, o анализировать и оценивать собственную деятельность; o развивать навыки исследовательской деятельности; o стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий; 3. Воспитательные цели: • воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка; • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие. Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-практикум. Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация к данному уроку по теме «Сложноподчиненные предложения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селюкова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 8 с Тугулук Грачевского муниципального района Ставропольского края

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и закрепление».

Цель урока:

 

  1.  Образовательные цели:
  • закрепить полученные знания о СПП;
  • формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ОГЭ.

 

  1. Развивающие цели:
  • развивать умение излагать свою точку зрения,
  • развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
  • анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать навыки исследовательской деятельности;
  • стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;

  1. Воспитательные цели:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация  к данному уроку по теме «Сложноподчиненные предложения».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд 1

 Друзья мои! Я очень рада

      Войти в приветливый ваш класс.

      И для меня уже награда

      Вниманье ваших умных глаз.

 - Этими словами я хочу вам пожелать успехов на сегодняшнем уроке.

Слайд 2

« Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно».

 Б. Житков

-Когда будет от учения “радостно и победно”?  

 Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

-Вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения, а также мы постараемся, чтобы сегодняшний урок  был для вас интересным и  полезным.

2. Постановка темы и цели урока. 

  - Охарактеризуйте данное предложение.

   Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

- Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

- С какими предложениями мы будем работать на сегодняшнем уроке?

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Сложноподчиненное предложение». Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Слайд 3

(Записываем тему урока)

 

Слайд 4  А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество

В. Высоцкого. Кто такой Владимир Высоцкий?

Слайд 5 «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением»,  - писал  Р. Рождественский.

3. Актуализация знаний.                                                                                      А начнем повторение теоретического материала с заполнения «слепой» схемы.

Слайды 6-10  Расскажите о строении сложных предложений, заполнив «слепую» схему. 

 4. Закрепление изученного материала.

  4.1 Пунктуационная разминка. Слайд 11 

- в чем сходство 1 и 2 предложений?

- чем они различаются?

Запишите СПП, расставьте запятые, определите вид придаточного предложения.

 4.2 Цифровой диктант.

Перед вами предложения. Если это СПП, ставьте цифру "1", если нет - "0". (самостоятельная работа)  

Чуть брезжило, когда нас разбудили.

Когда садится солнце, море становится черным.

За окном ничего нет, кроме фонарей.

Что бы ни спросили товарищи у него, он мог обо всем рассказать.

Березки, словно девочки, стоят босые в снегу.                                                                                 

Слайд 12   Взаимопроверка – 11010.

4.3 Конструирование СПП (по группам).

Составьте СПП. Определите вид придаточных предложений.

  1. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, …  
  2. Я люблю отдыхать там, …    
  3. Я знаю, …  

        

 где прошло моё детство.

где течет ручеёк в овраге.

куда  хочется возвращаться вновь и вновь.

4.4 Комплексный анализ текста.

(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:                                                                                                                    Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…                                                                                                        (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!                                                                                   Р. Рождественский

 Слайд 13 Задания:

  • Укажите количество грамматических основ в предложении №14.
  • Составьте схему предложения №8.
  • Напишите синоним к слову бард.
  • Выпишите грамматическую основу предложения №11.
  • Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

5.Исследовательская работа (в парах).

 - Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских  писателей и поэтов 19 века?  

 - В каком типе речи  мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему?  

6. Домашнее задание (дифференцированное). Слайд 14

  • Упражнение 207.
  • Исследовательская работа «Сложноподчиненные предложения в прозе и поэзии 19 и 20 веков».

7. Рефлексия. Слайд 15

Я сегодня научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что было трудным на уроке?_____________________

8. Итог урока. Выставление отметок. Слайд 16

Урока время истекло…

Я вам,  ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Рабочий лист

ученика (цы) 

Тема урока - ______________________________________________________

Пунктуационная разминка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Цифровой диктант________________________________________________

 Чуть брезжило, когда нас разбудили.

Когда садится солнце, море становится черным.

За окном ничего нет, кроме фонарей.

Что бы ни спросили товарищи у него, он мог обо всем рассказать.

Березки, словно девочки, стоят босые в снегу.   

Конструирование сложноподчиненных предложений.

  1. Я люблю тот край, задумчивый и скромный, …  
  2. Я люблю отдыхать там, …    
  3. Я знаю, …  

        

 где прошло моё детство.

где течет ручеёк в овраге.

куда  хочется возвращаться вновь и вновь.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                   

Комплексный анализ текста.

(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:                                                                                                                    Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…                                                                                                        (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
                                                                                           Р. Рождественский.

Задания:

  • Укажите количество грамматических основ в предложении №14.
  • Составьте схему предложения №8.
  • Напишите синоним к слову бард.
  • Выпишите грамматическую основу предложения №11.
  • Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

1._________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Синтаксис. Члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)

Презентация к уроку русского языка "Однородные члены предложения" (закрепление)...