Русский язык. ЕГЭ.Часть С. Речевые клише
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Часть С всегда вызывает много вопросов. Этот материал будет полезен и учителю, и ученику при подготовке к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь учителю и ученику. | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть С. Речевые клише
1)Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения). | Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О. |
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). | Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека. В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества. |
Речевые клише:
- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
- Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
- Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.
2) Комментарий проблемы
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
- если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о… . Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном… .
3) Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише:
- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … .
4) Формулирование собственного мнения
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….
2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О. . Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…
5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…
К сожалению, в наше время часто..
Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.
2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…
3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…
5) Доказательство собственной точки зрения
Типы аргументов:
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из читательского опыта;
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа;
- выводы науки и статистические данные;
- события из жизни страны;
- обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
В этой части необходимо следовать правилам построения сочинения-рассуждения:
- тезис,
- аргументация,
- вывод.
Речевые клише:
Первый аргумент:
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название.
В этом произведении…
- Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Приведу еще один литературный аргумент, который показывает…
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что..
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …
!!!Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
6)Заключение
Заключение должно подвести итог рассуждениям над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.
Цели заключения | Примеры |
1)Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только современное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними. |
2)Дать оценку сказанному, высказать свое мнение | Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. |
3)Сделать прогноз, высказать предположение | Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О. , расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей. |
4)Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, призвать к действию | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и , часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому уз нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно способствовать деградации человеческой личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
Компетентностно-ориентированные задания Русский язык 4 класс "Словарик речевого этикета"
Проектная работа по русскому языку для учеников 4 класса....
Программа курса по выбору русский язык 9 класс" Основы речевой деятельности"
Цели и задачи курса, учебно-тематический план, рассчитанный на 34 часа в год...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Речевая ситуация. Этикетные слова".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
"Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка как инструмента активизации речевой деятельности учащихся".
Итоговая работа слушателя по программе "Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании" (05.05. - 16.05.2014 г.)....
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Комментарии
СПАСИБО!!!
Уважаемая Елена Анатольевна! Рада благодарить Вас от своего имени и от имени моей коллеги Грудской Т.А. Материал действительно важный, удобный в использовании. Цены Вам нет! С уважением Сергеева О.В.