Творческая работа на уроке русского языка
статья по русскому языку по теме

Кекух Ольга Леонидовна

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы  тем самым помогаем ученику  в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_ucheniyu.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроке русского языка

                                            Кекух Ольга Леонидовна

 «Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

          Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы  тем самым помогаем ученику  в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Остановлюсь на сочинении-миниатюре. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.  

         Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая.

         Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства.

          Темы беру разные: «Музыка дождя», « Шепот осенних листьев», « В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.

           Например, сочинение-миниатюра «Пробуждение весны».

На уроке  обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка («Времена года» Чайковского)  -  обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.

 

         

     

Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка, не только развития речи.

Так например,  опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства.

    Основой для построения высказывания может стать  практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.

    Поскольку русский язык и литературанеразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков.

   Это может быть

практическая часть к монологическому ответу на уроке

 работа над высказыванием известного драматурга

 отрывок из прекрасного художественного произведения при работе над орфограммами  + лингвистический анализ текста.

     А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение  к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка.

    Через творческие работы (лучшие из них демонстрируются на постоянно действующем стенде « Проба пера» )можно выйти на детскую одаренность.

Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке,как одна из эффективных форм повышения качества образования.

       Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на  уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся  работы с информацией.

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

       Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.

      Я к этому шла в три этапа.

      1 этап  - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;

      2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;

      3 этап – привлечение ребят среднего звена (это мои семиклассники) к исследовательской деятельности. Которая, повторюсь, развивает творческие способности.

      ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать,о обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников + наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.

    Перед учащимися  ставлю цель: научиться находить, отбирать и конкретизировать материал ( конкретно по теме).

   За курс 7-го класса такая работа проделана по всем темам.

   С каждым уроком увеличивается количество желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.

    Все это есть у меня на электронных носителях – прекрасный дидактический материал к любому уроку.

   На начальном этапе это выглядело просто в форме презентаций.

   Сейчас это уже вполне законченные исследовательские, творческие работы.

    Например, творческие группы самостоятельно изучают тему «Частица» - последнее, что мы изучаем в 7 классе:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  РАБОТЫ  (теоретические знания)

Задание «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

ТЕСТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ФОРМА КОНТРОЛЯ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ  (уже в 7 классе работа над частью «С» ЕГЭ).

Это творчество, побуждающее к знанию. Ожидаемый результат – повышение качества образования.

     Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательскойдеятельности и речевом творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие работы на уроках русского языка в 5-6 классах

Сегодня проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.Мы знаем, что в школе часто обучение ведётся как воспроизведение, запоминание, копирование. Постепенно ...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Работа с одаренными (творческими) детьми на уроках русского языка и литературы

   Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении «обычных» и одарённых дете...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Творческая работа на уроках русского языка

Опыт организации творческой работы на уроках русского языка по УМК В.В. Бабайцевой...