Работа с одаренными (творческими) детьми на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении «обычных» и одарённых детей в обычном классе. При работе беру за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными (творческими) детьми
на уроках русского языка и литературы.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении «обычных» и одарённых детей в обычном классе. При работе беру за основу развивающую систему обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Система развивающего обучения строится на следующих принципах:
- обучение на высоком уровне трудности;
- быстрый темп изучения программного материала;
- осознанное обучение;
- общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.
Наряду с традиционными приёмами и методами работы я использую технологию развития критического мышления, групповые и коллективные формы работы, использую проблемные методы обучения.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы работы с одарёнными (творческими детьми):
-индивидуализация обучения;
-принцип опережающего обучения;
-принцип комфортности в любой деятельности;
-принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
-принцип развивающего обучения;
-внеурочная деятельность (предметные недели, предметные олимпиады).
Каждый учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс.
Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются:
- формирование мотивации, интереса, познавательной потребности;
- создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика;
-ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития («могу сам») - в зону ближайшего развития («могу с учителем»);
- реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству;
- реализация принципа относительной успешности обучения;
- учет механизма развития способностей: операция - действие - способ деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
1) Создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию.
2) Вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему.
3) Сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Например, на первом уроке русского языка в 6 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: «Что такое язык? Из чего он состоит?» Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов. В конце учебного года проведём заключительный урок «Слово в гостях у 5 родственников», на котором рассмотрим слово с точки зрения всех разделов лингвистики, то есть произведём все виды разборов.
В начале изучения раздела «Морфология» возможно составление сопоставительной таблицы «Части речи и члены предложения». При составлении задаю такие вопросы:
-Почему части речи выполняют разные роли в предложении?
- Почему ученые разделили все слова на части речи?
Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений. При изучении лексики спросим у детей:
-Как проникли к нам иностранные слова?
-Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова?
Для детей 10-12 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом ВУЗ. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаю материал других предметов: литературы, истории, географии, ИЗО, музыки ( использую межпредметные связи).
Вопросы нужно ставить в обобщённой форме:
- Что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке?
-Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века?
Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Активно на уроках использую составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческие задания, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), работу по алгоритму (например, правописание НЕ с существительными, 6 класс), создание буклетов (например к заключительному уроку по теме «Лексика» учащиеся готовили буклеты «Жаргонизмы моих сверстников» и «Профессионализмы, которые используют мои родители», 6 «А» класс).
На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием.
Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка, составление синквейнов); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда «обычные» дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации. Например, после изучения романа А. С. Пушкина «Дубровский» учащиеся группами и индивидуально защищали свои мини-проекты «Герб Троекуровых» и «Герб Дубровских» (6 «А» класс).
Ожидаемый результат в работе с одарёнными (творческими детьми):
-повышение показателей успешности детей на городских предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
-повышение качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Выступление на районном семинаре по данной теме....
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...
работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не тольк...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...