Интегрированный урок "Обращение и личное письмо"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Интегрированный урок (риторика + русский язык). Целью урока является повторение речевых форм обращения, выделение их запятыми в письменной речи. Учить писать письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-1.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
Интегрированный урок
(риторика и русский язык)
«Обращение. Личное письмо»
Россия
Краснодарский край
Красноармейский район
ст. Новомышастовская
МБОУ СОШ № 12
Учитель русского языка и литературы
Чернявская Юлия Григорьевна
2012 год
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РИТОРИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК)
НА ТЕМУ:
«ОБРАЩЕНИЕ. ЛИЧНОЕ ПИСЬМО»
ЦЕЛЬ: повторить речевые формы обращений, выделение их запятыми в письменной речи, учить писать личные письма.
ХОД УРОКА
1. ЭПИГРАФЫ:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н.Кузовлева
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
И. Шаферан
П. УЧИТЕЛЬ:
Большое значение для установления и поддержания контакта имеют письма.
- Любите ли вы получать письма? Конечно, получать письма любят все, но не все умеют их грамотно писать. Сегодня мы начнём учиться писать письма.
Поскольку в них часто употребляются обращения, мы повторим изученное на уроках русского языка и риторики об обращении.
- Какие бывают обращения? Чем выражаются?
- От чего зависит выбор способа обращения? (От конкретной речевой ситуации).
- Как выделяются обращения в письменной речи? Приведите примеры обращений, которые уместно прозвучат в официальной или неофициальной обстановке.
- А как вы начнёте письмо, адресованное официальному лицу, с какого обращения? А если это дружеское письмо, каким будет обращение?
- Познакомимся с основаниями для характеристики письма.
1. адресант: официальный – неофициальный
2. адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый, близкий – родной.
3. информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.
4. коммуникативная задача: сообщить (оповестить), поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить и т.д.
2
- сравнительный анализ писем из упр. 57, 58 (стр.54)
- письма, которые мы прочли, разные, но в них можно выделить одинаковые части:
1. приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.
2. вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4. заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.
5. подпись, дата.
- охарактеризуйте основные части письма Ирины Семенко (упр.59).
- личные письма бывают разные: письма-просьбы, письма-поздравления и т.д.
- когда пишут письма-поздравления?
- какую коммуникативную задачу мы перед собой ставили в письме-поздравлении?
- какая речевая лексика использует при этом?
( поздравляю от всей души, от всего сердца, сердечно, горячо; разрешите поздравить, позвольте пожелать и т.д.).
- упр.60. анализ двух поздравительных писем.
Как выражают в них авторы свои пожелания?
- напишите поздравительное письмо. Подумайте, кого вы поздравите, с чем, чего пожелаете адресату, выделите в письме обращения.
ПИСЬМО Василенко Николая.
Дорогая мама!
Поздравляю тебя с днём рождения.
Будь счастлива, никогда не болей, не уставай, а мы с братом постараемся тебя не огорчать, моя родная. Прости за тройки.
Твой сын Артём.
Чтобы писать грамотные письма – поздравления, запомните советы Риторика:
1. Старайся писать ясно и просто.
2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.
3
5. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
Исполнение песни «Письмо учительнице». Музыка Я.Френкеля, стихи М.Танича.
III. Напишите дома благодарственное письмо своей первой учительнице. Подумайте, о чём вы ей расскажете, за что поблагодарите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ личное письмо
Правила написания.Пример....
Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»
Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является межпредметным и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...
Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).
Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма, с историей развития личного письма как эпистолярного жанра, развитие коммуникативных и...
Задания для написания Личного письма 10 класс
задания к написанию личного письма в формате ЕГЭ...
Личные письма.. Официальные письма
Этот материал учит, как правильно писать личные и официальные письма...
Интегрированный урок графики и письма в 8 классе на тему: «Письмо заглавной и строчной буквы О по контурным ориентирам» с использованием презентации «Осень».
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...