Занимательная орфография
методическая разработка (русский язык) по теме

Боровко Светлана Михайловна

Занимательная орфография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_orfografiya.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

                     Занимательная орфография

№ 1.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, л
иса в лесу как-то заблудилась.
В л
ес на выручку лисы много лис явилось.

№ 2.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в
конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 3.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву
д тогда.
Значит
просьба – попросить,
А
ходьба будет ходить.
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 4.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно, и опасно 
Букву
т писать напрасно.
Всем
известно, как прелестно
Букву
т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать;
Здравствуй – здравия желать.

№ 5.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.
После всех
шипящих букв:
После
ж и после щ, после ч и после ш.
Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю, как имя Юра.

№ 6.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.

№ 7.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По, понятно вам, предлог.
Прокрадется он в село –
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.

Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

№ 8.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь
Вперед за дело.
Не забудь о том, что
рожь,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят
Ь всегда.
Но вот
 луч, и еж, и врач
Иных требуют
задач.
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за
туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

№ 9.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
 не пишешь ты.
Но
болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

№ 10.

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.

№ 11.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из-, ли, ис-, ли, раз- и рас-?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты
 з
Перед
 б, г, д, в, ж.
Не забудь про
л. про м, и, конечно, букву з.
Извергаться, разжимать, пишем букву з,
Но
рассвет, искать, всплакнуть пишем только с.

№12.

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,
В корне
а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отл
ожить и изложить
Букву
о здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи

№ 13.

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Подросла сирень в саду,
Я с
растеньем к вам иду.
Корень
-рос- влюбился в о,
Ему очень повезло.
Там, где есть
 -ст- и -щ-,
Пишем только букву
а.
Кустик быстро под
растал,
Летом вишенкою стал.
Исключение:
росток
Мы напишем через
о.

№ 14.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,
Букву
 ё в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.

№ 15.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция
Пишем
ия, слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить
 и поторопись.
Цифру дали циркачу, 
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган с цыганкою дружны.
Стоят на
цыпочках с ребенком,
Не смея
цыкнуть на цыпленка.

№ 16.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,
С
 Сашей в школе подружился.
С
 Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его
Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.

№ 17.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где
И, вот, пожалуйста, смотри.
У
3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и еще раз о вещи.
Но о мор
е во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране родной друг мой проживает.

№ 18.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,
Недоволен я
грачом.
Букву
О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с
товарищем моим
Мы за
птицей последим.
Принесла та наконец
Букву
Е к себе в конец.
Буква
 О под удареньем,
Буква
 Е без ударенья.

№ 19.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (как
ой?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись
вопрос задать, чтобы правильно писать.

№ 20.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь не мучь!

№ 21.

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не я жить не буду.
Потому что без нее
Я
не стою ничего

№ 22.

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит
Ь вообще.
Вот смотри:
зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь,
Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь.
Ты
рисуешь и поешь, с Ь ты живешь.
У
II-ого же лица Ь пиши всегда

.№ 23.

-тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь, не забудь о нем, чудак.
Но
купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

№ 24.

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а, 
В корне
И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только
е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.

№ 25.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
-ить,
Исключив
стелить и брить.
И еще:
смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Занимательные задачи по орфографии для 5-6 классов

Занимательные задачи  по орфографии  для  5-7 классов. Данные упражнения помогут избавиться  от ошибок в самых простых словах, развить внимательность, терпение и наблюдательно...

Занимательные упражнения по орфографии (5 -9 классы )

Выполняя такие упражнения, учащиеся запоминают трудности при написании слов, словарные слова, правила орфографии....

Занимательные упражнения по орфографии

В тестах по занимательной грамматике используются упражнения с такими заданиями: «Угадай общий для этих слов конец», «Угадай общее для этих слов начало». Эти упражнения с успехом можно использовать на...

Орфография_Принципы русской орфографии

В тетрадь для правил учащихся...

Мастер-класс: «Учись весело: «Занимательная орфография»»

Мастер-класс предназначен для учителей-словесников,занимающихся внеклассной работой.Тема актуальна.Наша жизнь требует от человека творческого подхода к решению различных задач, непривычных дейст...

Трудные случаи орфографии в занимательной форме 6 класс

Рабочая программа по факультативу "Трудные случаи орфографии в занимательной форме" 6 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, поможет шестиклассникам лучше овладе...


 

Комментарии

Боровко Светлана Михайловна

Занимательная орфография