опорный конспект к заданию В (ЕГЭ)
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Данный опорный конспект поможет выпускникам школ в выполнении задания В в тестах ЕГЭ. Так как он основан на систематизации знаний школьной программы по разделам необходимым при решении тестовых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt_ege.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание В1. Способы словообразования Печать на одном листе с обеих сторон! |
Приставочный –исходное и новое слово относятся к одной части речи: мазать – ЗАмазать., куда – НЕкуда, большой – НЕбольшой. | Суффиксальный- новое слово, как правило, относится к другой части речи нежный - нежнО, управлять– управлЕНИе, узнавать –узнаваНИе, глупый –глупОСТЬ, | Приставочно-суффиксальный ПОДбородОК, ПО-русскИ, ИЗдавнА, БЕЗработНый, РАСкричатьСЯ, ПО-моЕМУ, БЕЗбилетНы БЕЗбиле | Бессуффиксный Только существительные от глаголов и прилагательных: выходить – ВЫХОД, ударять – УДАР, глубокий – ГЛУБЬ. |
Задание В2. Части речи |
Прилагательное | Деепричастие | Наречие | Местоимение |
Качественное имеет краткую форму, степени сравнения, сочетается со словом «очень» (легкий, простой, темный) Притяжятельное отвечает на вопросы чей? чья? чьи? (отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост) Все остальные – относительные (железная дверь, осенний день) Степени сравнения сравнительная превосходная простая простая суффиксы суффиксы (-Е, -ЕЕ,-ШЕ) (-ЕЙШ,-АЙШ) легче легчайший составная составная слова более слова самый, и менее + н.ф. наиболее, более легкий наименее + н.ф. самый легкий | Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? Обозначает добавочное действие к основному и не изменяется (нет окончания) Суффиксы: -А, -Я, -В, -ВШИ, -ШИ: кричА, бегаЯ, пробежаВ, умыВШИсь, принесШИ. | Отвечает на вопросы: где? куда? откуда? когда? почему? зачем? как? каким образом? в какой степени? в какой мере? Главный признак – неизменяемость (нет окончания) сидеть спокойно, удивительно яркий, прогулка пешком. Степени сравнения сравнительная превосходная простая простая суффиксы суффиксы -Е,-ЕЕ (-ЕЙ), ШЕ - АЙШЕ (-ЕЙШЕ) сильнее строжайше составная составная слова более, менее слова всего(всех), + наречие наиболее, наименее более сильно + наречие менее строго глубже всех Внимание! Чтобы отличить наречие от прилагательного, нужно установить от какого слова зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от сущ., то это прилагательное: лицо тоньше, класс дружнее. Если она зависит от глагола, то это наречие: нарезать тоньше, запеть дружнее. | Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Возвратное: себя. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, ее, его, их. Вопросительно- относительные кто(?) что(?) какой(?) каков(?) чей(?) который(?) сколько(?) Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько; кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то; кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо; кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь; кое-кто, кое-что, кое - чей, кое-какой. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего. Указательные: тот, этот, такой, таков, этакий, столько. Определительные: сам, самый, всякий, каждый, любой, иной |
Причастие |
Отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой?-ая?-ое?-ие? Действительные – действие выполняется самим предметом, лицом Суффиксы: -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ-(-ЯЩ-), -ВШ, -Ш- Читающий мальчик, упавшие листья. Страдательные – действие, которое испытывает на себе предмет. Суффиксы -ЕМ-(-ОМ-), -ИМ-, -НН-, -ЕНН-, -Т- Рассказанная история, посаженные цветы. |
Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия? |
Является постоянным признаком предмета: дорога длинна (сама по себе), утро туманно(само по себе) | Обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: скамейка покрашена (кем-то), бокалы наполнены (чем-то) |
Числительное | Союз – связывает между собой однородные члены или части сложного предложения | Предлог – вместе с окончаниями образует формы косвенных падежей сущ., числит., мест. | Частица |
1.Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов (три кинофильма) или числа (девяносто, сто один). Количественные числительные могут называть: а) целые числа (шесть падежей); б) дробные числа (две третьих участка) - это дробные числительные; в) количество от двух до десяти предметов как единое целое (четверо ровесников, семеро храбрых, оба, обе) – это собирательные числительные. 2. Порядковые числительные –отвечает на вопрос который? и имеет счетно-порядковое значение (первый, двадцать второй, двести семьдесят восьмой) | сочинительные и, а, да, но, или, либо, зато, но зато, однако, также, тоже, ни…ни, то…то, не то…не то, | подчинительные что, чтобы, как, будто, когда, едва, пока, лишь, только, как только, потому что, так как, для того чтобы, если, хотя, как будто, словно и др. | Непроизводные без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через | Производные – образованы от других частей речи. вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, ввиду, в заключение, в связи, благодаря, несмотря на и др. | Образуют форму глагола: бы, б, пусть, пускай, да, давай, давайте Выражают различные значения: Отрицание: не, ни Усиление: даже, даже и, ни, ведь, и же, уж, все, все-таки, -то, еще, ни Вопрос: разве, неужели, ли (ль), что ли Восклицание: что за, как, ну и Сомнения: вряд ли, едва ли, авось Уточнение: именно, точно, прямо, как раз Выделение, ограничение: только, лишь, почти, исключительно. Указательные: вон, а вот, вот, а вон, это Смягчение просьбы: -ка |
Внимание! В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего его части могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что сколько) и относительные наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего зачем). Они называются союзными словами. Союзные слова являются членами предложения. | Различайте предлоги сочетания слов |
Несмотря на дождь Насчет меня В течение недели Вследствие болезни Навстречу друзьям | Не смотря в таблицу На счет в банке В течении реки В следствии по делу На встречу с друзьями |
Задание В3. Способы подчинительной связи |
Примыкание | Согласование | Управление |
К главному слову примыкает неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив сидеть тихо, сидеть согнувшись, желание учиться. | От главного слова к зависимому можно задать вопрос какой?-ая?-ое?-ие? При изменение главного слова меняется и зависимое! Красивая девочка (о красивой девочке), мой наряд (о моем наряде), наш сад (о нашем саде) | Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (т.е. можно задать падежные вопросы (кого? чего? кому чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? и др.) Нет друзей, прийти к другу, мечтать о чем-то, гордясь собой |
Грамматическая основа – это предложение, а не словосочетание! |
Задание В4. Виды односоставных предложений |
1. Назывные Один главный член – подлежащее. Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз! | 2. Определенно-личные Один главный член –сказуемое. К нему можно подставить местоимения Я,ТЫ, МЫ,ВЫ. Люблю грозу в начале мая. Стремитесь к добру. | 3.Неопределенно-личные Один главный член –сказуемое. К нему можно подставить местоимение ОНИ. По радио объявляют посадку. Уже грузят багаж. Подали грузоподъемники. | 4.Обобщенно-личные Если действие выражается обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто (пословицы, поговорки, афоризмы и т.п.) На деньги ума не купишь. Цыплят по осени считают. | 5. Безличные Нет и не может подлежащего (лица, производящего действия). Светало. В доме тихо. Мне не спалось. |
Задание В5. Обособленные члены Обособленные – выделенные интонационно при произношении и запятыми на письме (определения, обстоятельства, приложения, дополнения) |
Обособленные определения могут быть выражены: - причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами) - прилагательными с зависимыми словами - одиночными прилагательными и причастиями Обособляются в следующих случаях: 1. Если стоят после определяемого слова: Тропинка, петляющая между деревьями, вывела нас к морю. Дни, теплые, мягкие, радовали нас. 2. Если относятся к личному местоимению (во всех случаях): Увлеченная чтением, она не услышала звонка. А он, мятежный, просит бури. 3. Если можно заменить придаточным причины (потому что, так как): Измученная многодневной засухой, земля жадно утоляла жажду. 3. Если можно | Приложение – определение, выраженное сущ. Между одиночным приложением и определяемым словом ставится дефис: инженер- механик, герой-рассказчик, Москва-река. Обособляются: 1. Если относятся к личному местоимению (во всех случаях): Он, охотник, знал все тайны звериных и птичьих следов. 2. Если стоят после определяемого слова: Мне часто снятся все ребята, друзья моих военных лет. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. 3. Если приложение с союзом КАК имеет значение причины (потому что, так как): Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире: Их встретила в доме горничная – молодая женщина. | Обособленные обстоятельства могут быть выражены: - одиночными деепричастиями: Улыбаясь, он заснул. Волны несутся, гремя и играя. - деепричастия с зависимыми словами (деепричастные обороты): Не думая ни о чем, он пошел дальше. - существительные с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие и др. С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями. |
Задание В6. Виды сложного предложения |
Придаточные определительные – отвечают на вопрос КАКОЙ? и присоединяются к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ, КТО и др. Мы ночевали в гостинице, в которой уже останавливались. Над долиной, где мы ехали, опустились тучи. | Придаточные изъяснительные – отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главному 1) при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, и др. 2) при помощи союзных слов КТО, ЧТО, КАК, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др. 3) при помощи частицы ЛИ. Я сказал мальчикам, что заблудился. Я не знаю, буду ли дома вечером. | Придаточные обстоятельственные 1. Образа действия и степени - как? каким образом? в какой степени? 2. Места – где? куда? откуда? 3. Времени – когда? с каких пор? до каких пор? 4. Причины –почему? отчего? 5. Условия – при каком условии? 6. Сравнения – как что? подобно чему? 7. Цели –зачем? с какой целью? 8. Следствия – что из этого следует? 9.Уступки – несмотря на что? вопреки чему? |
Последовательное подчинение – от главного предложения задаем вопрос к 1-му придаточному предложению, от 1-го придаточного задаем вопрос к 2-му придаточному, от 2-го к 3-му и т.д. (друг за другом, последовательно): И теперь страшно вспомнить (что?), что сделалось с моей матерью (когда?), когда забрали отца. | Однородное подчинение – от главного предложения к придаточным задаются одинаковые вопросы. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка. Внимание! Иногда второй союз может отсутствовать, Но все-таки каждый надеялся, что операция пройдет успешно и __он уцелеет. | Параллельное подчинение – от главного предложения к придаточному задаются разные вопросы. Когда погасли вспышки молний, мы увидели, как полыхает огромный дуб на берегу реки. Пока укладывали вещи в коляску, Трофим попросил, чтобы ему позволили попрощаться с барыней. |
Задание В7. Средства связи предложений в тексте |
Лексический повтор: Вокруг города по низким холмам раскинулись ЛЕСА, могучие нетронутые. В ЛЕСАХ попадались глухие озера с огромными соснами. Однокоренные слова: Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким ТАЛАНТЛИВЫМ, но прекрасно знал разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному – первый признак ТАЛАНТЛИВОСТИ. Синонимы: В лесу мы видели ЛОСЯ. СОХАТЫЙ шел вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы: У природы много ДРУЗЕЙ. НЕДРУГОВ у нее значительно меньше. Личные местоимения: Он неожиданно вернулся в родное село. ЕГО приезд обрадовал мать. Указательные местоимения (такой, тот, этот) Над поселком плыло темное небо с яркими, иглистыми звездами. ТАКИЕ звезды бывают только осенью. Местоименные наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. ТАК он и делал. Союзы: Обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. Синтаксический параллелизм: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. |
Задание В8 |
А Анафора – повторение слов в начале предложения. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Антитеза – противопоставление. Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую. Б Бессоюзие – пропуск между словами и предложениями союзов. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. В Вопросно-ответная форма изложения – автор сначала ставит вопрос, а потом сам на него отвечает. Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет! Г Гипербола – преувеличение В сто сорок солнц закат пылал. Редкая птица долетит до середины Днепра. Градация (от лат. «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего. Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. Дом Обломовых…все беднел, мельчал, и, наконец, незаметно потерялся. Д Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями определенной местности: кочет - петух, бурак – свекла, цибуля – лук. Ж Жаргонизмы – слова и выражения определенных социальных групп: тачка (автомобиль), клава (клавиатура), перо (нож). И Инверсия – нарушение прямого порядка слов. Прямой порядок слов: Мой брат купил вчера книгу. Инверсия: Купил вчера книгу мой брат. Ирония – скрытая насмешка. Посмотрите на него: каков Геракл! (о слабом, хилом человеке) Индивидуально-авторские слова - новые слова, создаваемые поэтами, писателями. Громадьё, медногорлый, стихачество (В. Маяковский) К Контекстные (контекстуальные) антонимы – это слова, приобретающие противоположное значение в определенном контексте. Погнался за крохою – потерял ломоть. | Контекстные (контекстуальные) синонимы – слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удержала его. Л Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова. И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой. Литота – преуменьшение Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. М Метафора - скрытое сравнение: костер рябины красной, взрыв ярости, сыплет черемуха снегом. Метонимия – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные: город отмечал юбилей, читать Пушкина, съесть всю тарелку. Многосоюзие – намеренный повтор союзов: И цветы, и шмели, и трава, и колосья, Н Неполные предложения - предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый по речевой ситуации: Он стрелял, как всегда, победоносно, я – довольно тихо. О Олицетворение – свойства человека переносятся на животных, неодушевленные предметы. Отговорила роща, журавли не жалеют, молчит лес. Оксюморон – соединение логически несовместимых понятий: живой труп, веселая печаль, красноречиво молчать. П Парцелляция – разделение предложения на части. Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Все живое вокруг. Р Разговорная лексика (разговорные слова) - слова, которые употребляются в разговорной речи, в повседневной сфере общения. Риторический вопрос – это вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность: И кому же в ум придет на желудок петь голодный? | Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. Риторическое обращение – обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу: Поля! Я предан вам душой. С Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста. Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. Сравнение (сравнительный оборот ) – один предмет сравнивается с другим при помощи: 1. слов как, будто, точно, словно, похоже и т.п. Глаза, как небо, голубые. Ты прошла, словно сон мой, легка. 2. формой творительного падежа: Заботы пчелами кружились вокруг. 3. сравнительной степенью: бежал быстрее лани. Т Термины – слова или сочетания слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, искусстве: суффикс, парцелляция, сила тока, оксид и др. Ф Фразеологизм ы – устойчивые сочетания слов: скрепя сердце, бить баклуши, кот наплакал. Ц Цитирование – приводить цитату из кого-нибудь (какого-нибудь автора) из чего-нибудь (какого-нибудь сочинения). Э Эмоционально – оценочные слова – слова, которые не только определяют понятия, но выражают отношение к ним говорящего. Эмоциональная окраска слова может выражать как положительную, так и отрицательную оценку: белый (нейтрал.) – белоснежный (+) – белесый(-) Эпитет – образное использование прилагательных. Роща золотая, березовый язык, темная судьба. Эпифора – повторение слов в конце предложения. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в обучении математики опорных конспектов
Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...
Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.
В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...
Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"
Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...
Физика. 7класс. Опорные конспекты и разноуровневные задания Марон А.Е 2009г.
Для учеников 7-х классов Прочитать, просмотреть, разобраться, усвоить-понять и применять на практике.Для закрепления материала - порешать выбранные здесь задачи....
Опорный конспект по заданию 7 (грамматические ошибки) ЕГЭ по русскому языку
На занятиях по подговке к ЕГЭ по русскому языку использую опорные конспекты. Практика показывает, что ребята так лучше запоминают материал, да и повторять потом легче. Предлагаю Вашему вниманию такой ...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....
Комментарии
Данный опорный конспект будет
Данный опорный конспект будет хорошим помощником как выпускникам школ, так и преподавателям.