Заочная олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Материалы  заочной олимпиады по русскому языку среди обучающихся 5-8 классов  общеобразовательных школ образовательного округа включают в себя олимпиадные задания, ответы и шкалу баллов за каждое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_v_okruge_2011.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Заочная олимпиада по русскому языку. 2011 год

 5-6 классы

Составитель: Лаздан Н.А., учитель русского языка МБОУ «Иштанская СОШ»    

                   

1.  Какие звуки может обозначать буква Г?                                                                                                                                                                                   

                                                                                        (2 балла)

2. Сколько значений слова «стол» представлено в следующих примерах? Дайте им краткое определение.

1.В адресном столе мне дали адрес Петрова.

2.На обеденном столе разложили чертежи и документы.

3.Больному прописали диетический стол.

4.Давай переставим письменный стол к окну.

5.Какой у вас сегодня богатый стол!

6.Если вы потеряли сумку, обратитесь в стол находок.

                                                                                                                              (3 балла)

3. Укажите, в каких предложениях слово СЛЕПОЙ является прилагательным, а в каких предложениях – существительным:

1. Он был слепой, совершенно слепой от природы.

2. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется.

3. «В тот день немые возопиют и слепые прозрят», -  подумал я, следя за ним на таком расстоянии, чтобы не терять его из вида.

4. «Что, слепой? – сказал женский голос, - буря сильна; Янко не будет».

5. Да и в самом деле, что это за слепой! Ходит везде один…

6. «Ну-ка, слепой чертенок, - сказал я, взяв его за ухо, - говори, куда ты ночью таскался с узлом, а?»

7. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…

                                                                                                                                             (7 баллов)

4. Отметьте предложения, где устаревшие слова употреблены в несвойственных им значениях.

А) Василий пил мёд из медной ендовы.

Б) Взмахнула Василиса Прекрасная десницей — и стало озеро.

В) Иван запряг кобылу в зипун и поехал в город.

Г) Федот купил на базаре три алтына шелку.

                                                                                    (4 балла)

5.  Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, второй звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.

                                                                                                                (6 баллов)

6.  Какие слова обозначают профессии людей? Чем занимаются данные специалисты?

А) риелтор;  Б) провокатор; В) корректор;  Г) кондуктор; Д) редуктор.

                                                                                                                 (6 баллов)

7. Для каких из этих слов формы множественного числа могут образовываться от других корней?

А) человек;  Б) друг;  В) животное; Г) ребенок; Д) год.

                                                                                                       (5 баллов)

8. Составьте четверостишие, используя в качестве рифмы слова:

Птица – не сидится;  моря – богатыря                          (5 баллов)

                                                                                                     

Заочная олимпиада по русскому языку. 2011 год

7-8 классы

 Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка:

Щавель, эксперт, газопровод, звонит, столяр, баловать, торты, танцовщик, заржаветь, ходатайствовать.                                              (5 баллов)

2. На каком фонетическом законе основана рифма в 1-й и 2-й строке?

Ходит ветер взад-вперед,

Ветки клонит, листья рвет.

И летят во все концы

Золотые сорванцы.

                     (Н. Егоров)                                                                                         (2 балла)

3. Замените английские выражения русскими фразеологизмами:

Когда море вернет всех погибших в нем –

У него еще за ушами не просохло –

Для каждой собаки наступит ее день –

Не стоит пороха и дроби –

Черная овца в семье –                        

                                                                                                                              (5 баллов)                 

4. Какие части речи обладают категорией числа?

А) числительные;  Б) прилагательные;  В) существительные; Г) глаголы;  Д) наречия.

                                                                                                     (3 балла)

5.  Подобрать к каждому из следующих слов синоним с таким расчетом, чтобы по начальным буквам можно было прочесть известный афоризм:

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка,

иносказание.

                                                                                                         (5 баллов)

6.   Слова каких знаменательных частей речи могут оканчиваться на мягкий знак? Приведите примеры.

                                                                                                          (4 балла)

7. Продолжите семантические пропорции с использованием предлагаемых слов и придумайте совершенно новую пару. 

Лошадь: табун = птица: стая =…

Дополнительные слова: собака, отара,  рыба, человек.

                                                                                                                     (5 баллов)

8. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1.Собрание (провести, произвести).

2.Замечание (дельное, деловое).

3.Грубый (невежда, невежа).

4.Берег (каменный, каменистый).

5.Признательность (государства, людей).

6.Глинистый (грязь, берег).                                                                        

                                                                                        (6 баллов) 

9. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Магическая сила слова». Объём сочинения не менее 50 и не более 100 слов.

                                                                                                                   (10 баллов)

Заочная олимпиада по русскому языку. 2011 год

 5-6 классы  

 ОТВЕТЫ                    

1. [г] –год   [г'] – гиря  [к] – друг   [х] – бог

                        ( 2 балла – по 0,5 за правильный ответ)

2.  Представлено 3 значения слова «стол»:

1 – предмет мебели (2 и 4 предложения), 2 – продукты питания, пища (3 и 5 предложения), 3 – учреждение или отделение (1 и 6 предложения).

                                 (3 балла – по 1 баллу за значение с правильными примерами)

3.

 1. Он был слепой (прилаг.), совершенно слепой  (прилаг.) от природы.

2. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой (сущ.) не так слеп (прилаг.), как оно кажется.

3. «В тот день немые возопиют и слепые (сущ.) прозрят», -  подумал я, следя за ним на таком расстоянии, чтобы не терять его из вида.

4. «Что, слепой (сущ.)? – сказал женский голос, - буря сильна; Янко не будет».

5. Да и в самом деле, что это за слепой (сущ.)! Ходит везде один…

6. «Ну-ка, слепой (прилаг.) чертенок, - сказал я, взяв его за ухо, - говори, куда ты ночью таскался с узлом, а?»

7. Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой  (сущ.) все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой (прилаг.) мальчик точно плакал, и долго, долго…

                                       (7 баллов – по 1 баллу за каждое предложение)

4. В предложениях  В, Г:

Зипун – старинная верхняя одежда; алтын –  монета

                                     (4 балла – по 2 балла за правильный ответ с объяснением)

5. река – речка, речушка, реченька, речной, речник, заречье, заречный

                                 (6 баллов  -по 1баллу за однокоренное слово, включая ответ)

6.  Риелтор – специалист по продаже недвижимости.

Корректор – специалист, занимающийся корректировкой текстов, исправлением ошибок.

Кондуктор – человек, продающий пассажирам билеты в общественном транспорте.

              ( 6 баллов – по 2балла за правильный ответ с указанием лексического значения слова)

7. А (человек- люди); Г (ребёнок – дети); Д (год – лета)  

               (5 баллов – по 1 баллу за верно указанные буквы+2 балла за примеры)

8. Пример четверостишия:

Мне на месте не сидится.

Вот бы стать на время птицей!

Полететь бы за моря,

Повидать богатыря.

                      (5 баллов – по 2 балла за рифму + 1 балл за оригинальность мысли)

Заочная олимпиада по русскому языку. 2011 год

7-8 классы

ОТВЕТЫ

1. Щаве'ль, экспе'рт, газопрово'д, звони'т, столя'р, балова'ть, то'рты, танцо'вщик, заржа'веть, хода'тайствовать.                              (5 баллов – по 0,5 за слово)

2. Рифма основана на оглушении звонкого согласного на конце слова. Буква Д  в слабой позиции на конце слова произносится как звук Т.

Ходит ветер вза[т]-впере[т],

Ветки клонит, листья рвет.                          

                    (2 балла: 1 – за название фонетического явления, 2 – за пояснение)

3.

Когда море вернет всех погибших в нем – когда рак на горе свистнет

У него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло

Для каждой собаки наступит ее день – будет и на нашей улице праздник

Не стоит пороха и дроби – яйца выеденного не стоит

Черная овца в семье –  в семье не без урода   

                                         (5 баллов – по 1 за фразеологизм)                  

4. А (первый-первые); Б (добрый-добрые); В (день-дни); Г (увидел-увидели)

             (3 балла – по 0,5балла за правильно указанную букву + по 0,5 за пример)

5. Тын - забор, поощрение-награда, войска-армия, мелодия-напев, чужеземец-иностранец, кушанье-еда, физкультурник-спортсмен, хата-изба, шлюпка-лодка, иносказание-аллегория.

Знание – сила.

                                      (5 баллов – за правильно названный афоризм.)

6.   существительное – ночь, день

     Глагол – беречь, петь, говоришь, отрежь

     Числительное – пять

     Наречие – вскачь, сплошь

    Частица – лишь                            (5 баллов – по 1 за часть речи с примером)

7. собака: свора = овца: отара = рыба: косяк = человек: толпа = корова: стадо

                                       (5 баллов - по 1 баллу за правильную пропорцию)

8. провести собрание; дельное замечание; грубый невежа; каменистый берег; признательность людей; глинистый берег.

                                             (6 баллов – по 1 за правильное словосочетание)

9. Сочинение-рассуждение на тему «Магическая сила слова»

 (10 баллов: соблюдение структуры сочинения-рассуждения (тезис – доказательства – вывод) – 3 балла;

         полнота раскрытия темы (наличие веских аргументов, примеров)  – 2 балла;

                 речевое оформление, последовательность изложения мыслей – 3 балл;

                 грамотность – 4 балла (0-1 орфографическая ошибка – 1 балл; 1-2 пунктуационные ошибки – 1 балл; 1-2 грамматические ошибки – 1 балл; 1-2 речевые ошибки – 1 балл).                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...