“О скверном и святом…”
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Открытый урок русского языка в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_plaginoffice_word.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 10 классе.
Тема: “О скверном и святом…”
Учитель: Сердюкова О.А.
МОУ СОШ с. Селезниха.
Цели:
• показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);
• развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
• воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
Оборудование: cборник стихов Э.Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова “О скверном и святом” , цитаты из Послания апостола Иакова), видеозапись фрагмента передачи «Тайна русского слова», иллюстрации матери с младенцем, Боровиковский «Матерь с младенцем в окружении ангелов», запись темы и эпиграфа урока на доске.
Тип урока: урок-диалог.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Язык наш- древо жизни на земле и отец наречий иных. Хочешь погубить народ, истреби его язык».
«Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.
А.С.Шишков
1. Легенда о языке
Чтение легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе.
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.
– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка).
– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?
(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).
– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? Как называется один из тропов русского языка, основанный на иносказании ?( эзопов язык).
Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
2. Слово учителя
Работа с эпиграфом. Кратко о А.Н.Шишкове.
Адмирал и госсекретарь , министр просвещения и президент Российской Академии наук, знаток и защитник чистоты русского языка. Значимость бесценных трудов Шишкова не осознана по сей день. Эта книга «Славянорусский корнеслов»-лишь малая часть наследия.
– Обращение к теме занятия – “О скверном и святом…”
– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы)
В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное”. Занятие мы проведём в форме диалога, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.
3. Результаты анкетирования
Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?
Актуальность
По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.
Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:
Анкета (анонимная):
Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?
а) В общении в “своем” кругу –
б) Использую, но очень редко –
в) вообще не использую никогда –
Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?
а) Не могу иначе выразить свои чувства –
б) злость на что-то или кого-то –
Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?
а) друзья –
б) улица –
Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?
а) Иногда можно, если нужно –
б) никогда –
5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?
а) да, он загрязняет, оглупляет речь –
б) нет, так как речь подростка звучит “круче” –
Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью.
Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло?
Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.
По каким причинам в наше время используется мат?
1) для повышения эмоциональности речи
2) эмоциональной разрядки
3) оскорбления, унижения
4) демонстрации агрессии, раскованности, пренебрежительного отношения к запретам
5) демонстрации принадлежности к «своим».
4. Словарно-семантическая работа со словами: сквернословие, злословие,скабрезный
Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
а) Подберите определения к этому слову( нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика).
Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова»скверна».
Скверна-
СКВЕРНА - ж. мерзость, гадость, пакость, , все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.
( Словарь Даля).
б)Сквернословие-
Злословие-
(разбор по составу).
Скабрезный-
(неприличный, непристойный ).
(Анекдоты иной раз скабрёзные, а зачастую площадные сыплются).
в)Подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).
Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки, известных политиков, телеведущих.
5. “Из истории русского мата”
- Слово учителя.
Существует ошибочное мнение, что брань придумал русский народ. Но Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” заметил : “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то мнение, что это самый сквернословный народ в мире.»
- Сообщение ученика о истории сквернословия.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой .Наши предки произносили эти слова , призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
До середины 19 века брань на Руси не только не была распространена , но являлась уголовно наказуемой. . По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание- вплоть до смертной казни.
При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие было положено телесное наказание: по рынкам и площадям ходили переодетые чиновники, схватывали ругателей и тут же , на месте, для примера другим, наказывали их розгами.
Таким образом, так называемый мат являлся языком общения с демоническими силами .Таковым и остался. Не случайно в русском языке это явление именуется инфернальной лексикой.
Инфернальный- значит адский, из преисподней.
6. Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”
(тексты заранее распечатаны и розданы ученикам ).
Э.Асадов «О скверном и святом».
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
1. В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как сочетание лексически не сочетаемых слов. Как он называется ? (оксюморон).
2. Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”)
3. Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)
4. Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)
7. Особый интерес представляет «Поучение против матерщины»,приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля:
– Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…
– Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.
– Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.
8. Просмотр фрагмента передачи «Тайна русского слова» В.Ирзабекова
(ТВ канал «Радость моя», передача 23)
9. Чтение и обсуждение цитат из Послания святого апостола Иакова
( распечатаны и розданы ученикам)
-Беседа о связи: мысль- слово-действие…!
«…Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем их .Вот , и корабли , как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык- небольшой член, но много делает …Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим , а язык укротить никто из людей не может; это –неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда .Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие …»( гл.3, стих2-5,7-10).
– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.
10. Подведение итогов занятия
– Можем ли мы изменить собственную речь?
– Как вы думаете, что нужно для этого сделать?
– Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.
– Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные.
Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что ( обращение ко второму эпиграфу)
– Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, честь, совесть, верность, труд, долг, свобода, геройство, мир, щедрость, доброта, учитель, родители, милосердие, благородство и т.д.).
11. Дерево Добрых Слов
Перед вами листья цвета зеленого .
Возвращаясь к 1 эпитету урока, хочу предложить вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.
12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
Спасибо всем за работу.
13. Домашнее задание
Высказать свое отношение к данной проблеме « Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"скверные слова говорить - здоровью вредить"
материал предназначен для проведения классного часа, о вреде бранных слов для здоровтя человека. Во время беседы демонстрируется презентация...
Классный час «Скверно говорить - здоровью вредить»
Цель: повысить уровень культуры общения учеников между собой и в обществе...
Урок-диалог о русском языке "О скверном и святом"
Урок посвящен теме «Бранная лексика: хорошо это или плохо». Помогает показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Развивает умение дискутировать, аргументировать свою точку зре...
«От скверного слова – к коррозии духа».
Конспект классного часа против сквернословия...
Презентация к классному часу "О скверном и прекрасном"
Что такое сквернословиу? Ответ на этот вопрос можно найти в данной презентации. Так же ее можно использовать для проведения классного часа. или урока русского языка...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Классный час для старшеклассников "О скверном и святом"
Цели.Исследовать вопрос о том, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;Воспиты...
- Мне нравится (1)