«От скверного слова – к коррозии духа».
классный час (8 класс) на тему
Конспект классного часа против сквернословия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа | 124 КБ |
Презентация | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «От скверного слова – к коррозии духа».
ЦЕЛЬ: 1) убедить учащихся, что употребление скверных слов – постыдно, это не только проявление бескультурья, но и деградация личности, нанесение ущерба своему интеллекту;
2) Помочь выбрать правильный стиль поведения в обстановке употребления скверных слов;
3) Дать практические советы тем, кто такие слова употребляет, помочь избавиться от порока, пока он не стал болезнью.
ЭПИГРАФЫ: Сила слова беспредельна.
Э. Жирарден
Нет ничего могущественнее слова.
Ряды сильных доводов и высоких мыслей невозможно порвать. Слово
как праща Давида, разит свирепых и
рушит крепости. Это невидимое оружие.
Без него мир принадлежал бы только
грубой силе.
А. Франс
«Отложите… срамословие от уст ваших»
(Кол. 3.8 (О грехе сквернословия).
От постыдных воздержавшись дел,
хочу я и от бесстыдных отвернуться слов.
Плавт
1.Анкета о сквернословии.
- Что такое сквернословие? Что ты включаешь в это понятие?
- Случалось ли тебе слышать скверные слова? От кого?
- Употребляешь ли ты сам скверные слова?
- Как ты относишься к тем, кто их употребляет?
- Пользуются ли такими словами в твоей семье?
- Считаешь ли ты допустимым употребление этих слов?
- Как ты поведёшь себя, если в твоём присутствии употребляют скверные слова?
- Считаешь ли ты правильным, что борьба со сквернословием стала государственным делом?
- Влияет ли употребление скверных слов на человека, его интеллект?
- Что значит, с твоей точки зрения, быть культурным человеком?
- Включаешь ли ты в понятие «культурный человек» владение литературным языком?
2. Лекция учителя с привлечением для беседы учащихся.
- Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь. Молоденькая девушка рассказывает своему знакомому: «Иду я вчера, вижу: пьяный мужик на остановке лежит...» Стоп! Всё ли корректно в позвучавшем высказывании? Действительно, ни одного запрещённого слова здесь нет, тем не менее сказать мужик о человеке, пусть незнакомом, неопрятном, - значит уже несколько снизить незримую, но вполне ощутимую планку своей речи, своей культуры, своей личности.
Стыд перед словом... В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдёт сегодня речь далее.
По данным социологических опросов, в России матерится 70% населения. То есть, матерятся, независимо от социального и образовательного статуса - от рабочего до Президента, матерятся везде - от детсада до Госдумы, матерятся по любому поводу - от радости до горя, матерятся просто так, без повода, мат вставляют в речь для «связки» слов (мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!). Если какой-нибудь народный артист, или политик, или другой известный человек, выступая принародно, загнет «трехэтажным», - никто уже не удивится. Даже сочувствующе заулыбаются: а как же, наш человек! Как говорится, есть повод задуматься …
Но, хотя в России матерится 70% населения, по данным тех же социологических опросов, подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. То есть, не всё потеряно: хоть и материмся, но осуждаем это дело!..
У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, обсценная лексика, нецензурная лексика, лексика «телесного низа», сквернословие…
Начнем с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал еще апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова».
Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно ещё остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить),- порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Поэтому нужно хорошо понимать опасность распространения сквернословия. Оно в последнее время приобретает угрожающие размеры. Вспомните шахматы: состояние мата – мне некуда идти. Поэтому когда говорят на матерном языке, это означает, что на нормальном говорить уже не могут. Все, это распад.
Слово "сквернословие" происходит от слов "скверный" (плохой) и "слово". То есть сквернословие - употребление плохих слов. Сквернословие охватило все возрасты. В детском саду не раз приходилось видеть, как воспитатели не знают, что делать с мальчиком из рабочего общежития, который учит «родному языку» всех остальных детей. На стадионе во время футбольного или хоккейного матча не раз приходилось слышать, как подростки 14-16 лет общались друг с другом, только используя ругательства.
Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно не только услышать от пьяного во время посадки в загородный автобус, но и в задушевных беседах. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.
С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.
3. Причины, которые стоят за использованием ненормативной лексики
Как в делах, так и в словах мы проявляем себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще и «чисто женского») разговора считают словцо, с помощью которого подчеркивают доверительный и раскованный характер беседы. Третьи относятся к брани брезгливо – выругаться для них немыслимо. Однако и те, и другие, и третьи единодушно не одобряют детское сквернословие.
А дети? Они неохотно слушают нас, зато охотно нам подражают.
Замещение агрессии
Как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения. По мнению того же Фрейда, «человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть словесное оскорбление, ругательство – это символическое замещение физической агрессии, позволяющее разрядить конфликт в бескровной форме. А путь от грубого насилия к словесному выяснению отношений – это и есть путь прогресса цивилизации.
Разнообразные выражения, призванные умалить достоинства противника (дурак, слабак...), приписать ему недостатки и пороки (урод, подлец...), а также пожелания стать жертвой неприятностей испокон веков используются у всех народов мира. Преобладание в ругательствах сексуальных мотивов вообще свидетельствует о чрезвычайной значимости для человека этой сферы – сексуальные угрозы и обвинения в ненормальности (кровосмешении, извращении, неполноценности) уязвляют сильнее любого другого оскорбления.
Эмоциональная разрядка
Особенность нынешней языковой ситуации в том, что традиционно оскорбительные слова и выражения в современном языке утрачивают свой изначальный смысл и употребляются в широчайшем спектре значений – как лингвистических, так и эмоциональных. Матом теперь не ругаются, матом разговаривают. И если оскорбительное значение мата понять легко, то его более широкая роль в современном языке требует пояснений.
По одной из версий (которая вполне согласуется с идеями Фрейда), ругательство выступает средством разрядки эмоционального напряжения. Для очень многих людей окружающий мир не очень уютен и населяющие его люди не очень дружелюбны. Силясь защититься от угрожающего несовершенства мира и возможной агрессии со стороны ближних, человек отвечает встречной агрессией. Это позволяет почувствовать себя не жертвой, а активно обороняющейся стороной, и сама способность дать отпор приносит утешение.
Даже академик Дмитрий Лихачев признавался в приватных беседах, что, столкнувшись с несовершенством мира в самой банальной форме, например, споткнувшись о кочку, реагирует на это не самыми деликатными словами.
Символ независимости
Большинство сходится во мнении: нецензурные слова – это взрослая лексика, и ребенку не позволительно их употреблять. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая отрицательная реакция: мы стремимся пресечь и наказать подобную распущенность.
Но маленькому ребенку наша реакция не очень понятна. В первые годы жизни он стремительно овладевает языком. Все слова для него – новые. Ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус. Он еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания. И когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово, оно в его устах вполне невинно. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.
Родительский гнев возникшей проблемы не решает, а только усугубляет ее. В сознании ребенка непечатное слово обретает еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости: «Если кому-то можно так говорить, то, значит, можно и мне». И запретное слово начинает мелькать в его речи, становясь от многократного употребления привычным.
По мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости.
Подросток быстро усваивает: если мат – лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы делами доказать свою личностную автономию и состоятельность. А вот затянуться сигаретой, лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно хоть сию минуту!
Не прослыть «ботаником».
Немаловажно и то, что сквернословие стало общепринятым, и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Иной подросток начинает материться в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком.
И с возрастом эта проблема лишь усугубляется – круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами.
А взрослые? Не в том ли состоит проблема, что для очень многих из нас задача личностного самоопределения так и осталась нерешенной, и самоутверждаться приходится инфантильным подростковым способом? Впрочем, иной может и вполне состояться как личность, добиться в жизни многого, однако с юных лет усвоенная привычка уже вошла в кровь, и отказаться от нее очень непросто. Так, начав в подростковом возрасте курить, многие потом и хотели бы бросить, да уже не могут.
В качестве междометия
К тому же не следует преувеличивать интеллектуальный уровень среднестатистического обывателя, для которого внятно выразить свою мысль – большая проблема. Для таких людей ругательство даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи.
Из-за бедного словарного запаса затруднительно подобрать подходящие слова. Тогда на помощь приходят слова-«джокеры». Ими легко заменить почти любое слово родного языка и вызвать у собеседника более или менее адекватную ассоциацию.
Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?
Язык, речь — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Брань бывает двух видов: аффективная, то есть в минуту гнева, раздражения, и просто, что называется, для связки слов. К последней люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от нецензурной лексики, которой восполняется общая бедность словаря и кругозора.
Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?
Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.
Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Если раньше были слова-паразиты, вроде вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. «Ну что ты, молчишь? Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин».
Сквернословие охватило многие профессии. Когда-то говорили: пьёт как сапожник. Со словом ругается трудно связать конкретную специальность: приходилось, например, слышать, какими «цветами» украшают свою речь молоденькие продавщицы, студентки, ученицы и т.д.
Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и грубо проникают в нас, проникают в подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются интеллигентные люди.
Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учёбу и попадая в общежитие, иностранцы на первых же занятиях спрашивают, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы. Становится обидным, что первые слова нашего великого, могучего языка, усвоенные иностранцами – бранные слова.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»,- писал А.С. Пушкин. А сквернословное слово – разве не злодейство?
Что относить к сквернословию? Глагол материться (нецензурно выражаться, ругаться, сквернословить) так же недопустим, как и сами ругательства. Предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин в своеобразной междометной функции: «Вот, блин, опять не получается». Здесь всё равно присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на «первоисточник», это все же грязное ругательство. Не следует заменять ругательства начальными буквами, давно себя скомпрометировавшими. Нет принципиальной разницы, произнесли вы слово целиком или ограничились только начальной буквой. Всё равно это сквернословие. Целый ряд предметов и понятий называть не принято, неприлично. Для их обозначения существуют так называемые эвфемизмы, но если эвфемизм заменяет ругательство, то грош ему цена. Всевозможные ёлки-палки должны быть тоже выброшены из нашей речи. Культурные ругательства ничуть не лучше обычных и не чище их. В 19 веке в обществе ругательством считалось слово чёрт, а теперь оно прочно вошло в нашу речь. На уроке сольфеджио шестиклассница оправдывается перед директором школы, ведущим занятие: «Мы это задание не сделали. Там диезов чёрт знает сколько!» Одноклассники говорят друг другу «Козёл!», не подозревая, что это слово в тюремном обиходе означает гомосексуалиста. «Куда вы, лошади? Мне тоже пожрать охота!» - кричит, догоняя подруг, студентка.
С какой целью человек сквернословит? Люди оправдывают сквернословие раздражением, страхом — якобы происходит разрядка. Ничего подобного! Скверное слово — это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.
Влиянием сквернословия на жизнь человека занялись ученые.
Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию по строительству живого организма. Через многочисленные эксперименты он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах.
Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем из 75% воды. Слова, произносимые человеком, изменяют структуру воды, выстраивая молекулы ее в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности. При упорном, плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и сокращает тем самым срок жизни. И, наоборот, при воздействии хороших слов, улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.
Другой ученый — доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.
Экологам вторят косметологи, делясь собственными наблюдениями. По их данным в молодежных тусовках и обществах, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у многих девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов.
Таким образом еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.
«Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» назвал свою книгу доктор филологических наук профессор В.И. Жельвис — первое в России научное исследование, посвященное проблемам сквернословия.
- Каково первоначальное значение понятия «поле брани»?
- Что общего может быть между полем битвы и нецензурной бранью?
- Конечно же, и то , и другое ведёт к уничтожению человека, личности.
4. Беседа с учащимися: как избавиться от сквернословия?
Как же бороться со сквернословием?
К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.
5. Как борется с матом закон.
Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Необычный иск подала учительница из районного кубанского городка Славянск-на-Кубани на родителей ученика, который оскорбил ее на глазах десятков школьников во время урока. И выиграла. По решению Фемиды хорошее владение их ребенком могучего, но отнюдь не литературного языка обойдется родителям в 10 тысяч рублей.
Наблюдательный совет американского округа Лос-Анджелес по предложению пятнадцатилетнего подростка Маккея Хэтча объявил в округе “неделю без матерщины”. Это уже не первая подобная акция, инициированная Хэтчем: в прошлом году юноша сумел организовать такую же акцию в родном городе. В 2010 году Хэтч надеется на неделю заставить отказаться от сквернословия всю Калифорнию.
В июне 2007 года Маккей Хэтч, которому тогда было 14 лет, основал “Клуб культурной речи“. Первоначально идею создателя клуба поддержали всего 50 человек, однако к марту 2008 года в организацию вступили более 10 тысяч жителей США. Именно тогда власти города Южная Пасадена, в котором проживает Хэтч, согласились на предложение юноши ввести в населенном пункте ежегодную “неделю культурной речи”. Городской совет решил, что жителям следует обходиться без ругательств каждую первую неделю марта.
Маккей Хэтч заявил, что его цель - не заставить людей немедленно отказаться от сквернословия, а дать им повод задуматься над смыслом произносимых слов. По словам подростка, идея создания “Клуба культурной речи” пришла к нему после того, как он обнаружил, что многие его одноклассники уже не отличают ругательства от обычных выражений. Они не реагировали на просьбы Хэтча не ругаться, потому что с трудом могли понять, какие именно слова следует исключить из лексикона и для чего это нужно.
Наша область одной из первых начала борьбу со сквернословием. Администрация Белгорода для начала выпустила постановление, принятое 19 марта этого года, оно «утвердило» план мероприятий, направленных на искоренение сквернословия среди жителей областного центра, и «подключило» к активному сопротивлению вредной привычке все управления.
Кампания по борьбе со словами непечатными началась со слов культурных. Уже в апреле этого года было издано 4 000 брошюр «Наше условие – долой сквернословие» (правда, распространили их в местах, где мата особо и не слышно: в учреждениях культуры, образования и молодёжной политики). В июне в Белгороде появились три дорожные растяжки, призывающие забыть бранные слова, следом – рекламные щиты, памятки, стенды и плакаты.
Почти одновременно к агитации наглядной присоединилась агитация вербальная. Школы, образовательные учреждения проводили беседы о вреде сквернословия, а некоторые старшеклассники – работу, когда они смывали «позор» со стен зданий в своих микрорайонах.
В стороне не осталось и Управление по физической культуре и спорту, пообещавшее оштрафовать или удалить всякого игрока, по неосторожности допустившего бранное выражение на спортивной площадке. Возможно, эта мера возымела действие лучше, чем все беседы и брошюры, вместе взятые, ведь, если судить по тому, что с площадок никто никого не выгонял, спортсмены и тренеры ведут себя гораздо лучше расшалившихся на танцполе подростков.
Но самыми эффективными оказались действия милиции, так как «ударила» она по самому больному – карману ругающихся. По данным УВД по Белгороду, с января по сентябрь 2008г. года сотрудники милиции составили 10 781 протокол по статье за мелкое хулиганство и наложили штрафов – от 500 до 1 000 рублей – почти на четыре миллиона рублей (3 710 150, если уж быть точным). Почти третья часть этой суммы взыскана. Конечно, мат милиция пока не победила, но вот пользу для городской казны удалось принести немалую.
6.Как боролась с матом Ванга.
Проф. Е.К. Дулуман (http://www.ateism.ru), побывавший у Ванги в 1990 г., рассказывает, что знаменитая ясновидящая с детства, услышав сквернословие, в ответ читала староболгарское заклинание:
Чтобы ты всю свою жизнь пребывал
В компании, на работе, в семье -
В таком окружении, где
Без скверного слова, мата, перемата
Не услышал ни одного предложения.
Чтобы ты всю свою жизнь,
Как только раскроешь рот,
Так и - матюгался.
Да будут у тебя на всю жизнь
Такие друзья, такая любимая,
Такая жена, такие дети,
Чтобы ты с ними и они с тобой
Общались только скверными словами!
А мать твоя и отец твой -
Пусть слышат каждое твоё
Паскудное слово!
Аминь.
Все, кто после услышанных слов этого проклятия продолжали сквернословить, те уже не могли остановиться до самой своей смерти. И жили они потом так, как она их прокляла…
- Вывод учителя. Как бороться со сквернословием.
Если вы спросите, проводится ли хоть какая-то борьба со сквернословием?
Я отвечу: "Конечно, проводится". В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Устройство позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах России начали проводить специальные акции: "Мир без сквернословия". Студенты пишут конкурсные сочинения на тему — "Мир без сквернословия — твой рецепт". Проводятся научно-практические семинары студентов и преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причины "бранной эпидемии" и как искоренить сквернословие в нашем обществе.
- А как можем бороться с сквернословием мы?
- Не говорить плохих слов самому.
Вспоминаются слова А. Солженицына, сказанные, правда, по другому поводу, но очень подходящие к разговору: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня». Человек может влиять через свою речь на состояние языка: «Все – пусть говорят, а я не буду. Не нужно бояться быть белой вороной, хотя для этого нужно мужество. Позиция «Я – исключение!» - трудна, но и притягательна. Потому что отношения в жизни не всегда бывают со знаком плюс. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, подшучивать, если ты в чём-то превосходишь других. Ах, не пьёшь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя это сделать! – так начиналось падение не одной личности. Стоит только раз уступить, раз поддаться! Вы себя потеряли! Попробуйте не испугаться быть не таким, как все, не поддаваться стадному чувству. Наличие таких «друзей» нужно ли вам? Хорошо подумайте. У Омара Хайяма есть четверостишие:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!
Есть такое понятие «целомудрие» Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь целомудрие собственной речи. Если кто-то услышит от вас нехорошее, постыдное слово, незримую планку нашего авторитета уже не поднять до прежнего уровня.
- Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.
Восьмиклассник стал попускать школу, отец привёл его к себе на стройку. Мальчик стал электриком.
- Володя, почему ты ушёл со стройки?
- Я был знаком, встречался на танцах с милыми, симпатичными девушками, а утром на работе я слышал от них такие слова... И мне захотелось вырваться из этой среды. Я поступил на подготовительное отделение института.
Сейчас этот человек профессор экологии.
Не думайте, что за вашу жизнь никто вас не обидит, не выругает. Но на это всегда можно найти достойный ответ, не прибегая к брани. «Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст». Человек виден даже тогда, когда он и не думает об этом.
- Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность.
Мы действительно не умеем расслабляться. Это – и умение сильно и ярко мечтать, и высокие спортивные достижения, и занятия музыкой, и рукоделие, и рисование, и коллекционирование, и даже увлечённое выполнение домашних дел, например, кулинария. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.
4) Как быть с теми, кто сквернословит? Хватать его за рукав? Начать надо со своей семьи.
Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристаёт. Станьте таким человеком.
5) В речевом поведении должен быть приоритет сегодняшнего дня. Сегодняшний день – мой самый главный день. Сегодняшнее слово – моё лучшее слово.
6) Бороться со сквернословием, используя старые приёмы, например, религиозные примеры.
МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ
- Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих. (Пр. Антоний Великий).
- Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. (Пр. Антоний Великий).
- Если будешь помнить сказанное в Писании: "ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. (Прп. Пимен Великий).
- "Смерть и жизнь - во власти языка..." (Прит. 18, 22).
- "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою..." (Прит. 13. 3).
- Воздержание языка показывает человека мудрого. (Прп. Авва Исайя).
- Известно, что врачи узнают здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души. (свт. Тихон Задонский).
- Некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их. (Блж. Августин).
- Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надо остерегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь плохого, как иные с мелом глотают отраву. (Свт. Василий Великий).
- "Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною" (Пс. 38,2).
У девушки есть много возможностей сделать так, чтобы парни в их присутствии не ругались матом. Именно девушка – главная сила, способная остановить матерное слово. Для этого ей не нужно вступать ни в какие дискуссии. Ей достаточно взглянуть… конечно… в нужное время… в нужном месте… да и взгляд должен быть особым. Не бояться быть отвергнутой этим молодым человеком. Подумайте, а достоин ли он вас, если не может уступить в такой малости?
7) Не выливать обиду, раздражение, огорчения на близких и окружающих людей.
Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверное вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.
Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.
Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.
Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.
Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. Недаром в народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.
Люди! Не изорвите рта злоречием!
Тут ведь каждый за себя решает. А потом просто задумывается, прежде чем что–то сказать. И все! Зато насколько воздух, которым мы дышим, станет чище, как похорошеют сразу люди, окружающие нас. И как сами мы похорошеем! Пустяк, кажется, а жизнь изменится — обязательно к лучшему! Не верите?..
Ну зачем же меня сразу туда...
8. Творческая работа.
Создать социальную рекламу, речёвку, кричалку, нарисовать плакат, пропагандирующие борьбу со сквернословием.
Ресурсы.
1. Как бороться со сквернословием, или Здесь русский мат, здесь Русью пахнет…
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3218/
2. С. ВИНОГРАДОВ. Сквернословие. - http://smbr.ru/rz/ss.htm
3. Безобидно ли сквернословие? Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь».- http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm
4. Харченко В.К.
5. Мат, сквернословие. http://www.realisti.ru/main/mat?id=395
6. Клара Клименко. Сквернословие — позор или национальная гордость?- http://www.realisti.ru/main/mat?id=369
Надоела в грубой форме. Сквернословие сына обошлось родителям в 10 тысяч рублей. - Российская газета. От 25 марта 2009г. - http://www.rg.ru/2009/03/25/shkolnik.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"скверные слова говорить - здоровью вредить"
материал предназначен для проведения классного часа, о вреде бранных слов для здоровтя человека. Во время беседы демонстрируется презентация...
Тема. «От скверного слова – к коррозии духа»
классный нач расчитан на 10 класс....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Запах духов и дыхание слова.
Родной язык как точка опоры Опубликовано http://www.naupri.ru/journal/1140 и .http://www.ug.ru/archive/35591...
Коррозия металлов и ущерб от неё. Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.
Изучение коррозии металлов....
Классный час в 7 классе "Я и скверные слова"
Цель классного часа - познакомить с причинами употребления и губительным влиянием мата на личность человека...
Слово как "энергия человеческого духа" (Ф.Абрамов).
Уроки родной русской литературы и родного русского языка какждый, зная своих ребят, осмысливает по-своему. От слова к тексту, или Как научить говорить и писать? Наблюдая, экспериментируем - может быть...