Cпособы сжатия текста
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
подготовка к ГИА (способы сжатия текста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_sposoby_szhatiya_teksta.ppt | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методические требования к сжатому изложению : -сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; -использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; -установление смысловой связи между предложениями; -использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1 балл Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0 баллов
1. ИСКЛЮЧЕНИЕ - исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, - исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов, - исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций, - исключение одного или нескольких предложений.
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки. Исключите второстепенную информацию предложения.
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв) Сократите текст Д. С. Лихачёва.
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати) Исключите второстепенную информацию.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
2. ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ): - замена однородных членов обобщающим понятием, - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, - обобщение содержания.
Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами ?..(По И. Милославскому) Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву) Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.
3.УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ - слияние нескольких предложений в одно, - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена сложноподчинённого предложения простым, - замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением), - замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)
Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор ! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова) Сократить текст вдвое.
Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв) Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов)
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.
В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу) , и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)
Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими: набухали, пропускали холод. Они с трудом открывались и закрывались.
Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)
Рамам уделялось много внимания, И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.
(Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением) , что это стало невыносимым для окружающих.
Т огда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.
Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверные обязанности.
Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.
Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)
В новую избу навесили хорошую Дверь. Она легко открывалась и плотно закрывалась, и ее не в чем было упрекнуть. Зато в избе много разговаривали о рамах, потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так , что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться - ее дверные обязанности. Выброшенная же Дверь поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( 112 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и конкретными примерами и текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...
Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия
Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...