урок русского языка в 10-11 классе по подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Комплексный анализ текста.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация и авторский проект урока русского языка в 11 классе.

Русский язык – предмет, который традиционно относится к числу наиболее сложных учебных дисциплин. Многие поколения из года в год писали на уроках диктанты и сочинения, где применяли полученные знания по орфографии, пунктуации и культуре речи. Однако в связи с введением обязательного экзамена в форме ЕГЭ  учащимся должны предлагаться  тестовые задания и задания по разноаспектному анализу текста с целью подготовки к наиболее трудной части ЕГЭ – сочинению –рецензии. Задание С аттестационной работы призвано выявить уровень речевого развития учащегося. Проблема развития речи должна быть актуальной в течение всего периода обучения русскому языку. Как показывает практика, подготовка к ЕГЭ требует организации специальной работы.

Цель  занятий  по русскому языку в выпускном классе — закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.
    С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти разноаспектный анализ текста.    
Отсутствие опыта работы по анализу текста приводит к разочарованиям и неудачам ученика, имеющего знания, но не сумевшего применить их на практике, растерявшегося при решении нестандартной задачи. Таким образом, становится очевидной необходимость использовать на уроке разноаспектный анализ текстов.

    Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных.

 Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач.

Тема урока: РР Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения  (часть С).

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: Прививать интерес к родному языку, любовь к родной природе,  на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки,    совершенствовать  навыки  этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля, осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.  Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Творческая работа

Мини-тест

Контроль / Работа в парах/индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

по источнику знаний: словесные, практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: Рабочий лист урока, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, портрет В.М.Пескова, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

 Интернет-ресурсы:

 http://www.journalist-nsk.ru

 katlianik@gmail.com

  

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Слайд №1-тема урока. (Приложение №1)

Сообщение учителем цели и задач урока.

  1. Слово учителя:

Ребята, давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.

Слайд №2-эпиграф к уроку.( Приложение №1)

                                                          Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А.Н.Толстой

Вопрос классу:

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

Ответ учащихся.

Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости-директора школ нашего района. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе и о вас сложилось приятное впечатление?

Ответ учеников.

Учитель: Да, конечно же, культуру речи. Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю вам провести урок практикум по подготовке к ЕГЭ.

Слайд №3-  задание №1(Приложение №1)

Орфоэпическая разминка:

Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить

Вспомним теоретический материал по синтаксису словосочетания и простого предложения и выполним задания:

     Слайд №4 – вопросы: -Что называется словосочетанием?

- Назовите способы связи в словосочетаниях, приведите примеры.

 Презентация « Способы подчинительной связи в словосочетании»

(Приложение №2)- выполнила ученица 11 класса

     Слайд №5 – Убери лишнее

  1. Хорошо подготовлен                             3. Дотянулся, привстав
  2. Их присутствие                                      4. Обратился к нему

(Приложение №1)

Слайд №6 – выпишите  словосочетание(-я) с подчинительной связью согласование из предложения:

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта.

(Приложение №1)

Слайд №7 – вопросы: - Что называется предложением?

(Приложение №1)

- Что называется простым предложением?

- Какие виды односоставных предложений вы помните? Приведите примеры.

 Фрагмент видео урока «Односоставные предложения»

(Приложение №3)                                  

Комплексный анализ текста

1.Чтение учителем текста В .М. Пескова в сопровождении видео слайды с изображением осенней природы. (Приложение №4)

Вопросы комплексного анализа:

1.Что вам известно об авторе текста?

Сообщение учащегося о В. М. Пескове.

Слайд №8 – портрет Пескова В.М.

(Приложение №1)

Слайд №9   – вопросы 2-8

Слайд №10 – вопросы 9-13(Приложение №1)

Подведение итогов урока.

Слайд №11 –домашнее задание

(Приложение №1)

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя

Чтение  отрывка из стихотворения Л.А.Никитиной под музыкальное сопровождение (Музыка Ю.Антонова «Места родные» ) (Приложение №5)

Любуясь Никольской природой,-

Считаю, краше ее нет.

Хоть в ясный день, хоть в непогоду,

Хочу всегда о ней я петь…

Щедра природа к человеку-

В ней есть богатство, красота,

А в человеке к человеку

Его любовь и доброта.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Василий Михайлович Песков

 

 Род деятельности:

писатель,
журналист,
тележурналист,
телеведущий,
путешественник

Дата рождения:

14 марта 1930 (81 год)

Место рождения:

Орлово, Центрально-Чернозёмная область, СССР

Гражданство:

 СССР,  Россия

Биография В.М. Пескова
Василий Михайлович ПЕСКОВ

Известный журналист, писатель, фотокорреспондент. Родился в 1930 году в крестьянской семье в селе Орлово Воронежской области. В 1947 году семья переехала в село Тресвятское, где В. М. закончил среднюю школу. Затем — строительный техникум, была попытка поступления в военное училище в Харькове (но его вскоре расформировали). Работал в школе — преподавал физкультуру, вел детский фотокружок. Увлечение фотографией и близость к природе сделали его известным фотожурналистом. В 1952 году в Воронеже стал учеником профессионального фотографа, его снимки публиковались в местной газете. В 1956 году послал свою первую корреспонденцию в «Комсомольскую правду», с этой газетой он и связан всю жизнь. С 1957 года стал профессиональным репортером — создал особый жанр — не только публикует фотографии, но сопровождает их художественными статьями и очерками. Особая тема его творчества — природа, экология. Автор книг: «Записки фоторепортера» (1961), «Шаги по росе» (1963), «Белые сны» (1965), «Край света» (1967), «Земля за океаном» /со Стрельниковым/, (1975), альбома «Отечество» (1986), «Война и люди» (1979), «Птицы на проводах» (1982) и других. Много путешествует — побывал в Африке, Австралии, Индии, Вьетнаме, Америке. Долго жил на Аляске и издал книгу «Аляска больше, чем вы думаете» (1994). Несколько лет был ведущим телепередачи «В мире животных». В 1964 году удостоен Ленинской премии по журналистике.

В.М. Песков – большой друг Новосибирских журналистов. В 2007 году с его разрешения в серии «Библиотека Новосибирской областной организации Союза журналистов России» вышла книга П. «Таежный тупик. История семьи староверов Лыковых». В 2006 он дал согласие на учреждение Новосибирской областной организацией СЖ премии своего имени под названием «За верность профессии». Подобной премии в мире больше не существует.

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИИЗА

(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую погоду особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.     (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(20) – Зачем?

(21) – А просто так…

(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

( По В. Пескову)

Комплексный анализ текста  

1.Прочитайте текст. Что вам известно об авторе данного  текста?

2. Определите стиль текста. Ответ аргументируйте.

3. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?

1) описание,      

2) повествование,

3) повествование с элементами рассуждения,

4) описание с элементами рассуждения.

4. Какова тема текста? В чем может быть выражена тема текста?

Озаглавьте текст.

5. В каких предложениях отражена основная мысль текста?

6. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.

7. Сформулируйте позицию автора.

8.Закончите предложение:

1).В своей статье автор поднимает проблему…

2).Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…

3).Автор призывает нас, читателей…

4).Я полностью разделяю точку зрения автора…

9.Среди предложений 1-7 укажите односоставные предложения.

10. Прочитайте предложения 8-16. Укажите номера предложений, в которых употребляются контекстные синонимы.

1) 8,9                      2) 12,13                       3) 13,14                         4) 14,15

11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:

1) 6                         2) 7                                3) 9                                4)17

12.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение:

1) 1                           2) 4                               3) 11                               4) 26

13. Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 23-26 предложениях?

1) Парцелляция;

2) синтаксический параллелизм;

3) сравнение;

4) оксюморон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на

Слайд 2

Грамматическое значение словосочетания Примеры Предмет и его признак(определительное) Большой дом, Яркий свет, Интересная книга Действие и предмет(дополнительное) Построить дом Читать книгу Решать задачу Действие и его признак(обстоятельственное) Бегать быстро Говорить громко Писать грамотно Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Слайд 3

Не являются словосочетаниями!!! Основа предложения (весна пришла), Однородные члены (умный и внимательный), Предлоги со словами (мимо дома), Составные формы (сорок первый, буду читать, менее вкусный) Сочетания слов в составе фразеологизмов (повесить нос)

Слайд 4

Связь слов в словосочетаниях В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием .

Слайд 5

Согласование Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Например: липовая аллея, первый в строю, натруженные руки, твой подарок. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Например: по липовой аллее, с натруженными руками.

Слайд 6

Управление Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Например: встретить друга, посмотреть на него, работать с удовольствием. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется. Например: встретил друга – встретишь друга – встретивший друга.

Слайд 7

Примыкание Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола. Например: очень хорошо, незаметно удалиться, позволяет учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА

Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ГИА.

Подготовка к ГИА. Часть А5, А6, Б2, Б4....

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Конспект и презентация урока русского языка для 10-11 классов. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение.

Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: - подготовить учащихся к написанию сочин...