урок русского языка в 10-11 классе по подготовке к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Комплексный анализ текста.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotaciya_i_avtorskiy_proekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 48.05 КБ |
prilozhenie_1_prezentaciya_uroka.ppt | 2.24 МБ |
prilozhenie_2_svyaz_slov_.ppt | 447 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация и авторский проект урока русского языка в 11 классе.
Русский язык – предмет, который традиционно относится к числу наиболее сложных учебных дисциплин. Многие поколения из года в год писали на уроках диктанты и сочинения, где применяли полученные знания по орфографии, пунктуации и культуре речи. Однако в связи с введением обязательного экзамена в форме ЕГЭ учащимся должны предлагаться тестовые задания и задания по разноаспектному анализу текста с целью подготовки к наиболее трудной части ЕГЭ – сочинению –рецензии. Задание С аттестационной работы призвано выявить уровень речевого развития учащегося. Проблема развития речи должна быть актуальной в течение всего периода обучения русскому языку. Как показывает практика, подготовка к ЕГЭ требует организации специальной работы.
Цель занятий по русскому языку в выпускном классе — закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.
С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти разноаспектный анализ текста. Отсутствие опыта работы по анализу текста приводит к разочарованиям и неудачам ученика, имеющего знания, но не сумевшего применить их на практике, растерявшегося при решении нестандартной задачи. Таким образом, становится очевидной необходимость использовать на уроке разноаспектный анализ текстов.
Перед школой сегодня в условиях модернизации поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы его личным запросам, социальному заказу. При этом сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных.
Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями является целью и содержанием системы работы по анализу художественного текста, которая помогает ученику обрести свое «я», в художественно-творческой деятельности формирует умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа художественного текста совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в деятельности, связанной с филологией, но и в решении экономических, политических задач.
Тема урока: РР Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (часть С).
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: Прививать интерес к родному языку, любовь к родной природе, на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки, совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля, осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Творческая работа
Мини-тест
Контроль / Работа в парах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование: Рабочий лист урока, слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, портрет В.М.Пескова, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.
Интернет-ресурсы:
katlianik@gmail.com
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Введение в тему.
Слайд №1-тема урока. (Приложение №1)
Сообщение учителем цели и задач урока.
- Слово учителя:
Ребята, давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.
Слайд №2-эпиграф к уроку.( Приложение №1)
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А.Н.Толстой
Вопрос классу:
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
Ответ учащихся.
Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости-директора школ нашего района. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе и о вас сложилось приятное впечатление?
Ответ учеников.
Учитель: Да, конечно же, культуру речи. Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю вам провести урок практикум по подготовке к ЕГЭ.
Слайд №3- задание №1(Приложение №1)
Орфоэпическая разминка:
Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить
Вспомним теоретический материал по синтаксису словосочетания и простого предложения и выполним задания:
Слайд №4 – вопросы: -Что называется словосочетанием?
- Назовите способы связи в словосочетаниях, приведите примеры.
Презентация « Способы подчинительной связи в словосочетании»
(Приложение №2)- выполнила ученица 11 класса
Слайд №5 – Убери лишнее
- Хорошо подготовлен 3. Дотянулся, привстав
- Их присутствие 4. Обратился к нему
(Приложение №1)
Слайд №6 – выпишите словосочетание(-я) с подчинительной связью согласование из предложения:
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта.
(Приложение №1)
Слайд №7 – вопросы: - Что называется предложением?
(Приложение №1)
- Что называется простым предложением?
- Какие виды односоставных предложений вы помните? Приведите примеры.
Фрагмент видео урока «Односоставные предложения»
(Приложение №3)
Комплексный анализ текста
1.Чтение учителем текста В .М. Пескова в сопровождении видео слайды с изображением осенней природы. (Приложение №4)
Вопросы комплексного анализа:
1.Что вам известно об авторе текста?
Сообщение учащегося о В. М. Пескове.
Слайд №8 – портрет Пескова В.М.
(Приложение №1)
Слайд №9 – вопросы 2-8
Слайд №10 – вопросы 9-13(Приложение №1)
Подведение итогов урока.
Слайд №11 –домашнее задание
(Приложение №1)
Выставление оценок.
Заключительное слово учителя
Чтение отрывка из стихотворения Л.А.Никитиной под музыкальное сопровождение (Музыка Ю.Антонова «Места родные» ) (Приложение №5)
Любуясь Никольской природой,-
Считаю, краше ее нет.
Хоть в ясный день, хоть в непогоду,
Хочу всегда о ней я петь…
Щедра природа к человеку-
В ней есть богатство, красота,
А в человеке к человеку
Его любовь и доброта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Василий Михайлович Песков
Род деятельности:
писатель,
журналист,
тележурналист,
телеведущий,
путешественник
Дата рождения:
Место рождения:
Орлово, Центрально-Чернозёмная область, СССР
Гражданство:
СССР, Россия
Биография В.М. Пескова
Василий Михайлович ПЕСКОВ
Известный журналист, писатель, фотокорреспондент. Родился в 1930 году в крестьянской семье в селе Орлово Воронежской области. В 1947 году семья переехала в село Тресвятское, где В. М. закончил среднюю школу. Затем — строительный техникум, была попытка поступления в военное училище в Харькове (но его вскоре расформировали). Работал в школе — преподавал физкультуру, вел детский фотокружок. Увлечение фотографией и близость к природе сделали его известным фотожурналистом. В 1952 году в Воронеже стал учеником профессионального фотографа, его снимки публиковались в местной газете. В 1956 году послал свою первую корреспонденцию в «Комсомольскую правду», с этой газетой он и связан всю жизнь. С 1957 года стал профессиональным репортером — создал особый жанр — не только публикует фотографии, но сопровождает их художественными статьями и очерками. Особая тема его творчества — природа, экология. Автор книг: «Записки фоторепортера» (1961), «Шаги по росе» (1963), «Белые сны» (1965), «Край света» (1967), «Земля за океаном» /со Стрельниковым/, (1975), альбома «Отечество» (1986), «Война и люди» (1979), «Птицы на проводах» (1982) и других. Много путешествует — побывал в Африке, Австралии, Индии, Вьетнаме, Америке. Долго жил на Аляске и издал книгу «Аляска больше, чем вы думаете» (1994). Несколько лет был ведущим телепередачи «В мире животных». В 1964 году удостоен Ленинской премии по журналистике.
В.М. Песков – большой друг Новосибирских журналистов. В 2007 году с его разрешения в серии «Библиотека Новосибирской областной организации Союза журналистов России» вышла книга П. «Таежный тупик. История семьи староверов Лыковых». В 2006 он дал согласие на учреждение Новосибирской областной организацией СЖ премии своего имени под названием «За верность профессии». Подобной премии в мире больше не существует.
ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИИЗА
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую погоду особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(20) – Зачем?
(21) – А просто так…
(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
( По В. Пескову)
Комплексный анализ текста
1.Прочитайте текст. Что вам известно об авторе данного текста?
2. Определите стиль текста. Ответ аргументируйте.
3. Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте?
1) описание,
2) повествование,
3) повествование с элементами рассуждения,
4) описание с элементами рассуждения.
4. Какова тема текста? В чем может быть выражена тема текста?
Озаглавьте текст.
5. В каких предложениях отражена основная мысль текста?
6. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
7. Сформулируйте позицию автора.
8.Закончите предложение:
1).В своей статье автор поднимает проблему…
2).Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как…
3).Автор призывает нас, читателей…
4).Я полностью разделяю точку зрения автора…
9.Среди предложений 1-7 укажите односоставные предложения.
10. Прочитайте предложения 8-16. Укажите номера предложений, в которых употребляются контекстные синонимы.
1) 8,9 2) 12,13 3) 13,14 4) 14,15
11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:
1) 6 2) 7 3) 9 4)17
12.Укажите предложение, в котором содержится олицетворение:
1) 1 2) 4 3) 11 4) 26
13. Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 23-26 предложениях?
1) Парцелляция;
2) синтаксический параллелизм;
3) сравнение;
4) оксюморон.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматическое значение словосочетания Примеры Предмет и его признак(определительное) Большой дом, Яркий свет, Интересная книга Действие и предмет(дополнительное) Построить дом Читать книгу Решать задачу Действие и его признак(обстоятельственное) Бегать быстро Говорить громко Писать грамотно Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
Не являются словосочетаниями!!! Основа предложения (весна пришла), Однородные члены (умный и внимательный), Предлоги со словами (мимо дома), Составные формы (сорок первый, буду читать, менее вкусный) Сочетания слов в составе фразеологизмов (повесить нос)
Связь слов в словосочетаниях В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием .
Согласование Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного. Например: липовая аллея, первый в строю, натруженные руки, твой подарок. При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Например: по липовой аллее, с натруженными руками.
Управление Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Например: встретить друга, посмотреть на него, работать с удовольствием. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется. Например: встретил друга – встретишь друга – встретивший друга.
Примыкание Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола. Например: очень хорошо, незаметно удалиться, позволяет учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с предложениями и текстом на уроках русского языка в 9 -ом классе. Подготовка к ГИА
Предлагаемая работа представляет набор предложений и небольших текстов, выбранных из литературных произведений, изучаемых в девятом классе. К каждому примеру подобраны задания, позволяющие не только д...
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ГИА.
Подготовка к ГИА. Часть А5, А6, Б2, Б4....
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Конспект и презентация урока русского языка для 10-11 классов. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение.
Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: - подготовить учащихся к написанию сочин...