СТАТЬЯ "Время и пространство в русских народных волшебных сказках"
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Статья "Время и пространство в русских народных сказках" - о категориях времени и простарнстве в русских волшебных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
articlen.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Время и пространство в русских волшебных сказках
Человек объективно существует во времени и пространстве, что и находит
художественное отражение в литературе и в устном народном творчестве.
Крупные исследователи Д.С.Лихачев («Поэтика древнерусской литературы»), В.А.Бахтина («Время в волшебной сказке»), Н.М.Герасимова
( «Пространственные и временные формулы русской волшебной сказки») с разных сторон рассматривали эту важную проблему. Они рассматривали время и пространство как атрибуты сказки, необходимые художественные элементы, как постоянную формулу-«общее место».
И, казалось бы, что вопрос исчерпан. Все-таки крупные ученые сказали свое веское слово в решении этой проблемы, внесли много интересного в суждение о поэтике фольклора. Однако, на мой взгляд, о пространстве и времени в волшебной сказке сказано еще далеко не все. Необходимо дальнейшее исследование художественной структуры такой сказки, в том числе и до конца не изученной проблемы времени и пространства в ней.
В.Бахтина справедливо указывает, что «... сюжет сказки включает в себя как непременное звено перемещения героя в пространстве. Это заставляет искать в сказке представление о течении времени - объективное, независимое от нас, или субъективное, связанное с особенностями восприятия героем в каждой конкретной ситуации».
В связи с этим полагаю рассматривать время в сказке как некую подвижную философскую категорию.
Д.С. Лихачев в «Поэтике древнерусской литературы» утверждал, что « время в сказке последовательно движется в одном направлении и никогда не возвращается назад». В.Бахтина же с этим не соглашается. Она выдвигает другую точку зрения: «Время в сказке скачет, то забегает вперед с героем, то возвращается к их последователю и проделывает с ним путь, только пройденный героями».
Это хорошо прослеживается в сцене погони царя Морского за Иваном-царевичем / «Царь Морской и Василиса Премудрая»/.
Здесь нет противоречия. Исследователи говорят о разных вещах.
Д. С. Лихачев имеет в виду объективное время, а В. Бахтина - субъективное.
Субъективное время-это художественное время, воспроизводимо е сказителем, фиксирующее максимальное приближение слушателей к изображаемому событию. Здесь видим своеобразное перемещение героя в сказочном пространстве. Вот один из фрагментов этой сказки:
«Воротилась погоня назад.
- Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видели
только пастух овечку пасет.
-Что же не хватали, ведь это они были,- закричал морской царь и послал новую погоню.
-Иван-царевич давным-давно скачет на борзых конях».
Время в сказке ощущается и героями, и рассказчиком, и слушателем. В сказке «Чудесная рубашка» / «Ф - у,- говорит, - как я долго спал»/, в сказке
«О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» / «Как долго я спал»?, в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» / «Ах, как я долго спал!»
А сколько герой проспал, он узнает от своих чудесных помощников. Это время в сказке может определяться по-разному и независимо от объективного времени.
М.А.Вавилова считает, что «действие волшебной сказки развертывается в двух пространственно-временных пластах: от начала действия героя до его подвигов совершается много событий: герой преодолевает большое пространство, но время не касается его: он не стареет, хотя проходит много времени. Это - один план, раскрывающий жизнь героя сказки. В другом пространственном плане живут сказочные противники героя и его чудесные помощники. Здесь время течет медленно для героя, но быстро для Яги, Кощея, чудесных помощников.
Путь героя домой из царства Кощея долог, а это время можно ячмень посеять, напиться допьяна, до отвала выспаться…
И даже тогда Кощей сможет отправиться в погоню и догнать героя.
В сказке всегда ощущается несовпадение времени, в котором находится герой с объективным временем: «Ах, как я долго спал!!!». Но это «долго» ощущает только герой. Действие же ощущается мгновенно: за одну ночь построен дворец, герой переносится в тридевятое царство.
Пространственно-временные противоречия в сказке снимаются чудесными помощниками, которые живут в том же времени, что и противники героя. На этом стыке и возникает вымысел.
В сказках говорится, что действие совершается « в некотором царстве, в некотором государстве». Это и понятно. Волшебные сказки формировались в то далекое от нас время, когда человек представлял мир одновременно в двух реалиях: в реальном мире, в котором жил и мир изображаемый, волшебный, населенный злыми и добрыми духами, влияющими на его судьбу. Они - то, как казалось человеку, и составляли реальный мир. До тех пор эти плоскости в сознании человека совмещались, сказка носила в сознании человека утилитарный характер.
Интересное суждение по этому поводу высказал В. Я. Пропп в работе «Фольклор и действительность»: « В фольклоре действие совершается, прежде всего, в пространстве; времени же, как реальной формы появления, как будто совсем нет. И, пожалуй, это верно. Первобытный человек в борьбе с природой для поддержания своей жизни должен был быть активным и умел передвигаться. Пространство же ощущалось эмпирически. Изменение времени фактически начинает играть роль в культуре только при развитии земледелия. Фольклор отражает земледельческую стадию освоения
времени. Поэтому обозначение времени в фольклоре всегда фантастично. Добрыня, уезжая, завещает своей жене ждать его 7,12,19.30 лет, а она это исполняет и не стареет.
Проникновение героя из реального пространства в сказочное тоже всегда своеобразно.
Переход из одной действительности в другую - волшебную в сказках четко не обозначается. Это нашло своеобразное отражение и в художественной литературе. / Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота», где бесстрашный казак проникает в пекло чертям, роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», где герой незаметно переходит в потусторонний мир, повесть Ф.М.Достоевского «Двойник», в которой герой смещается из нормального состояния в ненормальное, повесть А.К. Толстого «Упырь» /.
Это перемещение из одного пространства в другое прослеживается и в сказке «Беглый солдат и черт». Здесь наблюдается трансформация времени, которое распадается надвое. Вот как это выглядит в сказке:
«…погостил у него (у черта) три дня и просится домой, черт выводит из своих хором - перед крыльцом стоит тройка добрых коней.
-Садись, служивый! Мигом довезу!
Солдат сел с чертом в повозку, как подхватили их лошади, понесли - только версты в глазах мелькают! Духом довезли.
-А что, узнаешь эту деревню?-спрашивает нечистый.
-Как же не узнать? - отвечает солдат. Ведь в этой деревне я родился и вырос.
-Ну, прощай!
Солдат слез с повозки. Пришел к сродственникам. Стал с ними здороваться да про себя рассказывать, когда его и насколько из полка отпустили. Показалось ему, что пробыл у нечистого в гостях всего три дня, в самом деле, пробыл у него три года».
Здесь явно ощущается трансформация времени, вызванная пространственным перемещением солдата в царство черта и обратно. Время имеет философский смысл, оно не однородно, а относительно. Нечто подобное находим в другой сказке - о мертвецах. В ней также имеются два пространства и два временных пласта. Если в сказке «Беглый казак и черт» временное и пространственное смещение использовано как элемент причины последующих неприятных событий для героя-солдата, то здесь уже время и пространство выступают в качестве отдельно рассматриваемых объектов. Собственно говоря, вся сказка и построена на этом эффекте. Вот как это выглядит в сказке № 358 из сборника «Русские народные сказки А.Н.Афанасьева». Приведем ее полностью.
«В стародавние времена жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по беседам ходили, друг друга за родного брата почитали. Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперед жениться, тому звать своего товарища на свадьбу: жив ли он будет, помрет ли - все равно. Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем родством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища: вспомнил он старый уговор и велел остановить лошадей.
- Я,- говорит,- пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на
свадьбу погулять: он был мне верный друг.
Пошел на могилу и стал звать:
-Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне.
Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил:
-Спасибо тебе брат, что исполнил свое обещание. На радостях взойди ко мне, выпьем с тобой по стакану сладкого вина.
- Зашел бы, да поезд стоит. Народ дожидается.
Покойник отвечает:
-Эх, брат, стакан ведь недолго выпить.
Жених спустился в могилу. Покойник налил ему вина, он выпил - и прошло целые сто лет.
-Пей, милый! Выпил другую - прошло двести лет!
-Ну, дружище, выпей и третью чашу!
Прошло триста лет. Покойник простился со своим товарищем, гроб закрылся, могила выровнялась. Жених смотрит: где было кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню - и деревня уж не та: дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику - и священник тот рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашел, что триста лет тому назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста выщла замуж за другого ».
Истоки этой сказки уходят в далекое прошлое, когда возникли первые представления и понятия о мире. В период образования новой фантастики , связанной с языческой и христианской религиями, на нее оказывали влияние древнейшие представления человека о мире. Эти понятия новые поколения брали у старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции, такие сказки сохранили в себе зерна вымысла древнего времени.
В данной сказке нашла свое отражение вера человека в подземное существование мертвецов, и в то, как считал Д. С.Лихачев «… не изменялись в сознании древнерусских людей их бытовой уклад, экономический и социальный строй, общее устройство мира, техника, даже наука…»
Б.А.Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» писал, что у древних славян существовал обычай хоронить своих сородичей в земле и гробах. Изготовление домовины прямо связано с идеей второй, посмертной жизнью, а насыпка полусферической насыпи по всей поверхности, отображает представление о трех горизонтальных ярусах».
Степные жители верили, что над землей /курганом/- видимым реальным миром находится небо, т.е. верхний мир, а под курганом - подземный мир мертвецов. Эта вера отразилась в одной из самых сложных русских былин о Потоке. В ней Потока вместе с умершей женой Лиходеевной хоронят в могилу, где ему приходится сражаться с ужасным змеем. Смерть героини оказывается мнимой. Так как она не боится смерти и туда же тянет смертного Потока.
В народных погребальных плачах также отразилась вера в загробное существование покойников. В них – гроб-домовина рассматривается как своеобразное жилье в будущем мира:
«Там построено хоромное строеньице,
Прорублены решетчатые окошечки.
Складены кирпичики теплы печеньки,
Настланы полы да там дубовые…»
Наши предки делили мертвецов на своих /хороших/ и чужих /плохих/.
В.А.Рыбаков указывал, что «… предки это - свои, родные мертвецы, неизменно дружественны,покровительствующие своим внукам и правнукам».
По утверждению П.Сахарова, во время радуницы на кладбищах «сходятся женихи и невесты испрашивать благословения у своих покойных родителей любовь и в исполнение своего обета кладут на могилы крашеные яйца».
Возможно, что у героя сказки не было родителей, и он отправляется перед венчанием во время радуницы на могилу к другу. Об этом народном обычае говорится в книге В.А.Рыбакова.
В примечаниях к этой сказке В. Я. Пропп писал: « Представления о том,
будто в царстве мертвых сто лет проходит как один день, было широко распространено. Это нашло отражение на разнообразные сюжеты».
У исследователей фольклора возникает множество вопросов. Но бесспорно то, что пытливый ум народа почувствовал и осознал относительность времени и пространства, которое научно доказал в ХХ веке
Альберт Эйнштейн.
Проблема времени и пространства в русских волшебных сказках требует своего дальнейшего изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»
Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....
СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.
Цель:Обучающая: вспомнить с учащимися литературный жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая: развивать на...
Сценарий по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», сценарий по русской народной сказке "Морозко"
Добрые сказки, в которых добро побеждает зло....
Конспект урока по литературе ФГОС "Виды народных сказок. Волшебные сказки".
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Виды народных сказок. Волшебные сказки"...