Урок русского языка в 8 класса "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Лёвкина Юлия Валерьевна

Урок повторения ранее изученного. Ребята путешествуют в Великий Устюг. Едут по станциям, выполняя различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:

-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык - различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);

-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1. Здравствуйте, ребята!  Скоро Новый год! А вы знаете, что на Новый год все загадывают желания, получают подарки.

Слайд 2. Сегодня мы с вами отправимся в Великий Устюг к Деду Морозу, чтобы получить эти подарки. Но за них надо платить знаниями и умениями по теме «Второстепенные члены предложения».

Слайд 3. Отправимся мы с вами в путешествие на поезде от станции к станции. Ехать нам предстоит далеко и долго. Я вам помогу добраться. Но чтобы занять места в вагонах, надо приобрести билеты.

Я продам билет за правильный ответ. Билет покупает один ученик на всех соседей по купе. Итак, 1-е купе готовы купить билет?

- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?

Вопрос для второго купе:

- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?

Задание для 3-го купе:

- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?

Билет покупают представители 4-го купе:

- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?

Вопрос для 5-го купе:

-Что есть главные члены предложения,  и может ли предложение существовать без них?  

Билеты у всех на руках. Ну что, поехали?  Я вам желаю  счастливого пути! Теперь в тетрадях  запишем число и тему урока.

II. Игровой момент

  1. Мы приехали на первую станцию.  Название  этой станции я попрошу угадать вас.  

Вопросы косвенных падежей

 Ты безошибочно знаешь уже.

 Если знаешь их, без промедления

      Тут же отыщутся и ……… дополнения.

Слайд 4. Станция называется «Дополнения».

1 задание. Ребята, вам  пришло  письмо от Деда Мороза, вы его должны прочитать, найти дополнения в нем, определить способы выражения и виды их. Работа в группах. Приложение №1

        

Слайд 5. 2 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.

[ ______   ________     _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].

   

Например, Снег падал сегодня большими хлопьями.

  1. Мы приехали на вторую станцию.

Чей? и  Какой? - ответы просты

 Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

 Обозначает …….    определение.

Слайд 6. Вторая станция «Определения».

Слайд 7. 1 задание.  Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.

Сверху подпиши:          несогл.               согл.

Образец.          Дневник Веры –             Верин дневник.

Мальчик из деревни, клубничное  варенье, крыша из соломы,  листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.

Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?

Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

В нашем классе есть новенькие.

Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.

Ее преследовала мечта учиться в городе.

Слайд 8. Используя данную картинку, составьте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Слайд 9. Физминутка. Я вам в каждое купе даю по снежинке, вы должны по очереди написать определения, которые характеризуют данную снежинку.

 

  1. Мы прибыли на станцию…

Это не обстоятельство

И не дополнение,

Похоже на определение,

Но это … приложение.

Слайд 10. Станция «Приложение»

Слайд 11. Цифровой диктант.

  1. - согласованное определение
  2.  - несогласованное определение
  3.  - приложение

Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.

Слайд 12. Проверим диктант.

  1. На вопросы «Где? Когда?

 Как? Откуда? И куда?»

 Даст тебе ответ всегда…

Обстоятельство

  Слайд 13.   Станция «Обстоятельство»

Слайд 14. 1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение

ей соответствующее.

Обстоя-

тельство

времени

подлежащее

сказуемое

     И

сказуемое

Обстоятель-

ство

места

Предложение – подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.

2 задание.    Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их  и определили  вид.

Слайд 15. Подберите к глаголу «идти»  обстоятельства разных видов.

Слайд 16. Мы приехали в Великий Устюг, но в резиденцию к Деду Морозу можно попасть, когда пройдете еще несколько испытаний.

  1. Выберите по 1 человеку из каждого купе. Двое выходят к доске и пишут словарные слова: пейзаж, троллейбус, постановление,  резолюция, пьеса, артист,   иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик,  реставрация.

Два ученика из других купе идут с учебниками к доске и проверяют правильность написания слов.

  1. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы (ребята из 4-го купе идут в 1,2,3), каждое купе получает пакет с одинаковым набором слов-терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо за одинаковое количество времени выбрать только те термины, которые характеризуют 1-я группа – дополнение, 2-я группа – определение, 3-я группа – обстоятельство. Приложение №2.

  1. Тестовая работа и её проверка. Слайд 17.

1.        Отметьте предложение без второстепенных членов:

а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы

б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.

2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

3.        Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство

4.        Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень  люблю свою комнату.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.

Главные по купе оценивают своих соседей.

Д/задание: карточки с оценками. Дети сами выбирают для себя карточки на «5», «4», «3». Приложение№3.

Слайд 18. Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, попали в резиденцию к Деду Морозу. Я  вас попрошу загадать желание. Если вы сейчас увидите Деда Мороза, то ваши желания исполнятся. Загадали?

Слайд 19.Входит Дед Мороз.    

Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие восьмиклассники! Как дорога? Молодцы, что приехали ко мне в Великий Устюг! Я надеюсь, что ваши желания сбудутся, ну а подарки за мной!

Слайд 20. Спасибо большое всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....