Урок русского языка в 8 класса "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок повторения ранее изученного. Ребята путешествуют в Великий Устюг. Едут по станциям, выполняя различные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе.
Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:
-обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык - различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств);
-закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.
Оборудование: презентация
Ход урока
- Организационный момент.
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год! А вы знаете, что на Новый год все загадывают желания, получают подарки.
Слайд 2. Сегодня мы с вами отправимся в Великий Устюг к Деду Морозу, чтобы получить эти подарки. Но за них надо платить знаниями и умениями по теме «Второстепенные члены предложения».
Слайд 3. Отправимся мы с вами в путешествие на поезде от станции к станции. Ехать нам предстоит далеко и долго. Я вам помогу добраться. Но чтобы занять места в вагонах, надо приобрести билеты.
Я продам билет за правильный ответ. Билет покупает один ученик на всех соседей по купе. Итак, 1-е купе готовы купить билет?
- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?
Вопрос для второго купе:
- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?
Задание для 3-го купе:
- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?
Билет покупают представители 4-го купе:
- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?
Вопрос для 5-го купе:
-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?
Билеты у всех на руках. Ну что, поехали? Я вам желаю счастливого пути! Теперь в тетрадях запишем число и тему урока.
II. Игровой момент
- Мы приехали на первую станцию. Название этой станции я попрошу угадать вас.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если знаешь их, без промедления
Тут же отыщутся и ……… дополнения.
Слайд 4. Станция называется «Дополнения».
1 задание. Ребята, вам пришло письмо от Деда Мороза, вы его должны прочитать, найти дополнения в нем, определить способы выражения и виды их. Работа в группах. Приложение №1
Слайд 5. 2 задание. Составьте предложение по схеме и запишите его.
[ ______ ________ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и_ _ _ _].
Например, Снег падал сегодня большими хлопьями.
- Мы приехали на вторую станцию.
Чей? и Какой? - ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления
Обозначает ……. определение.
Слайд 6. Вторая станция «Определения».
Слайд 7. 1 задание. Замени согласованные определения несогласованными, а несогласованные согласованными.
Сверху подпиши: несогл. согл.
Образец. Дневник Веры – Верин дневник.
Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.
Слуховой диктант: предложение не видим, но слышим и определяем: есть ли здесь согласованное или несогласованное определение?
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
В нашем классе есть новенькие.
Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
Ее преследовала мечта учиться в городе.
Слайд 8. Используя данную картинку, составьте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Слайд 9. Физминутка. Я вам в каждое купе даю по снежинке, вы должны по очереди написать определения, которые характеризуют данную снежинку.
- Мы прибыли на станцию…
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … приложение.
Слайд 10. Станция «Приложение»
Слайд 11. Цифровой диктант.
- - согласованное определение
- - несогласованное определение
- - приложение
Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, носки из шерсти, карие глаза.
Слайд 12. Проверим диктант.
- На вопросы «Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?»
Даст тебе ответ всегда…
Обстоятельство
Слайд 13. Станция «Обстоятельство»
Слайд 14. 1 задание . Рассмотрите данную схему предложения и составьте предложение
ей соответствующее.
Обстоя- тельство времени | подлежащее | сказуемое | И | сказуемое | Обстоятель- ство места |
Предложение – подсказка: Утром я проснулся и пошёл в школу.
2 задание. Я каждому из вас раздаю газеты, чтобы вы не скучали в дороге, а почитали на досуге. Но не просто почитали, а в любом тексте нашли по 3обстоятельства, подчеркнули их и определили вид.
Слайд 15. Подберите к глаголу «идти» обстоятельства разных видов.
Слайд 16. Мы приехали в Великий Устюг, но в резиденцию к Деду Морозу можно попасть, когда пройдете еще несколько испытаний.
- Выберите по 1 человеку из каждого купе. Двое выходят к доске и пишут словарные слова: пейзаж, троллейбус, постановление, резолюция, пьеса, артист, иллюстрированный, фестиваль, ансамбль, композитор, труженик, реставрация.
Два ученика из других купе идут с учебниками к доске и проверяют правильность написания слов.
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы (ребята из 4-го купе идут в 1,2,3), каждое купе получает пакет с одинаковым набором слов-терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения. Вам необходимо за одинаковое количество времени выбрать только те термины, которые характеризуют 1-я группа – дополнение, 2-я группа – определение, 3-я группа – обстоятельство. Приложение №2.
- Тестовая работа и её проверка. Слайд 17.
1. Отметьте предложение без второстепенных членов:
а) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы
б) Лес зазвенел, застонал, затрещал.
2. Укажите, каким членом предложения является слово зной: В безмолвии погас звенящий зной.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
3. Укажите, каким членом предложения является в помещении: Они очутились в громадном темном помещении.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство
4. Укажите, каким членом предложения является слово комната: Я очень люблю свою комнату.
а) дополнение;
б) подлежащее;
в) обстоятельство.
Главные по купе оценивают своих соседей.
Д/задание: карточки с оценками. Дети сами выбирают для себя карточки на «5», «4», «3». Приложение№3.
Слайд 18. Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, попали в резиденцию к Деду Морозу. Я вас попрошу загадать желание. Если вы сейчас увидите Деда Мороза, то ваши желания исполнятся. Загадали?
Слайд 19.Входит Дед Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие восьмиклассники! Как дорога? Молодцы, что приехали ко мне в Великий Устюг! Я надеюсь, что ваши желания сбудутся, ну а подарки за мной!
Слайд 20. Спасибо большое всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс
Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить знания учащихс...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....