Из опыта работы по подготовке ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку по теме
Сегодня много материалов для подготовки к ЕГЭ. Но среди этого множества необходимо выбрать тот материал, который будет результативно работать для любого ученика. Учителя охотно делятся своими наработками и рекомендациями, которые являются хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам. Мне также хочется поделиться с некоторыми материалами, собранными с различных источников и оформленными в виде памяток, алгоритмов, таблиц. Предлагаю материалы из опыта работы по подготовке к критерию В-8 и части С.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шайхутдинова Т.Ш.
Учитель МБОУ Нукутская СОШ
Иркутская область
Сегодня много материалов для подготовки к ЕГЭ. Но среди этого множества необходимо выбрать тот материал, который будет результативно работать для любого ученика. Учителя охотно делятся своими наработками и рекомендациями, которые являются хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам. Мне также хочется поделиться с некоторыми материалами, собранными с различных источников и оформленными в виде памяток, алгоритмов, таблиц. Предлагаю материалы из опыта работы по подготовке к критерию В-8 и части С.
Тропы и фигуры в речи.
Тропы – обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. ( Метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз или перифраза, ирония, оксюморон, гипербола, литота, эпитет).
Фигуры речи – синтаксические конструкции, рассчитанные на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия. ( анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон), инверсия, парцелляция, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.
Название тропа или фигуры не даётся в готовом виде, а заполняется в ходе совместной работы.
Примеры | Троп, фигура |
Усердней с каждым днём гляжу в словарь В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдёт искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. | Метафора (развёрнутая) |
Барка жизни встала На большой мели. | Метафора (развёрнутая) |
Дрожал многоэтажный зал, И, полный молодёжи, Певцу раёк рукоплескал Потом – партер и ложи. | Метонимия |
Скажи – ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? | Синекдоха |
Люблю я пышное природы увяданье. | Оксюморон |
Российский корабль, вышедший в свободное плаванье по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега. | Метафора (развёрнутая) |
Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита. | Метонимия |
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. | Синекдоха |
Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в гранёном хрустале. | Метонимия |
Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас! | Перифраз |
Туманный Альбион. Страна восходящего солнца. | Перифраз |
Ответом мне было красноречивое молчание. Сверхтайное творится: сейчас неповторимость повторится. | Оксюморон |
Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября. | Метафора |
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! | Метонимия |
Белый, белый, оловянный дым выходит из трубы. | Эпитет |
О, если б был я тусклый, как Солнце! | Оксюморон, сравнение |
И сон, как отзвук колокола, смолк. | Сравнение |
Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем, вздохами и кожей. | Метафора, градация, эпитет |
Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла. | Анафора, синтаксический параллелизм |
Вместо хлеба – камень, вместо поучения - колотушки. | Синтаксический параллелизм, эллипсис |
С девушкой он поссорился. Из-за сущего пустяка. | Парцелляция |
Перо его местию дышит. | Синекдоха |
Мужики – за топоры. | Эллипсис |
Вы – в каюты! Вы – в кладовые! | Эллипсис |
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно. | Градация |
Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка. | Синекдоха |
У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. | Анафора, метафора |
А поэтому вполне логично, что именно в северной столице открыли первую в нашей стране Академию фигурного катания. | Перифраз |
Дождь дороги заболотил. Ветер режет их стекло. Он платок срывает с вётел И стрижёт их наголо. | Олицетворение, метафора |
Если б был я маленький, как Великий океан, на цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы. | Оксюморон, метафора |
Осенний сад не помнит, увядая, Что в огненной листве погребена Такая звонкая, такая молодая Ещё совсем недавняя весна. | Эпитеты |
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. | Синекдоха |
Однако его душа вмещала весь мир и отзывалась трагическим звучанием на малейшую боль в этом мире. | Гипербола |
Читал охотно Апулея,но Цицерона не читал. | Метонимия |
Мне, как коренному петербуржцу, приятно, что местом проведения этого конгресса стал город на Неве. | Перифраз |
Где начало того конца, которым оканчивается начало? | Риторический вопрос, антитеза |
Питерские тренеры по фигурному катанию считаются лучшими в мире, а их воспитанники не раз получали олимпийское золото. | Разговорные слова |
Теперь фигуристам, как опытным, так и совсем юным, есть где развёрнуться. | Фразеологизм |
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. | Антитеза |
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. | Инверсия |
Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе. В поисках пути. В сердечной смуте. | Парцелляция |
Откуда, умная, бредёшь ты, голова? | Ирония |
Эта звезда шестидесятых годов полностью отошла от кино и посвятила свою жизнь защите братьев наших меньших. | Перифраз |
Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. | Анафора, синтаксический параллелизм, инверсия |
У него ни капли таланта. | Литота |
Подготовка к части «С»
Основная проблема - это та,
- которая стала объектом раздумий автора;
- над которой автор в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается;
- по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Автором проблема:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
Без ОЦЕНОЧНЫХ слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
- с удовольствием прочитал…
- нельзя остаться равнодушным…
- к сожалению…
- интересно то, как автор…
- разделяя негодование (мнение) автора, хочу сказать, что…
- к немалому удивлению узнал, что…
- автор считает, что…
- автор убеждён, что…
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- решая проблему, автор приходит к следующему выводу...
- вот основная идея (мысль) текста…
- всё это позволило автору выразить мысль о том, что…
- вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы…
- нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
Аргументами могут быть:
- ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильм
- ссылки на признанные авторитеты и их произведения
- свидетельства очевидцев
- даты
- собственные наблюдения
- положения официальных документов
- народная мудрость (пословицы, приметы, поговорки и т.д.)
- различные общественные законы
- статистические данные
- научные данные
- примеры из художественной литературы, научно-популярной, исторической
- примеры из жизни окружающих.
Алгоритм работы с текстом (часть С).
Формулируем проблему.
Особое внимание обрати на первый и последний абзацы. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема). Учти, что в тексте может быть не одна проблема, тебе нужно сформулировать только одну и работать только по ней.
Помочь сформулировать вопрос поможет пункт А-29.
Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. Найти проблему можно, отталкиваясь от позиции автора. Найди абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задай вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.
Переходим к комментарию.
Для того, чтобы написать комментарий, перечитай центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.
В комментарии можно указать:
- разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;
- что заставило автора обратиться к поставленной проблеме;
- какие примеры приводит автор;
- на какие авторитетные мнения он ссылается.
Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
Формулируем позицию автора.
Позиция автора – это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Перечитай текст и найди авторский ответ на поставленный вопрос. Обрати внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, там можно найти, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируй её своими словами, подтвердив их цитатой из текста.
Выражаем своё отношение к проблеме.
Перечитай ещё раз проблемный вопрос! Твоя позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Даже соглашаясь с автором, сформулируй ещё раз свою позицию иными фразами!
Приводим аргументы.
Надо доказать правильность своей позиции, приведя определенные примеры. Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
Работаем над заключением.
Необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подгото...
Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...
Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки
описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...
«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку ...
Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ"
В работе обобщен опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...