Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
статья по теме
Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подготовки учащихся теперь не обойтись. Нас радует то, что повысился интерес к образованию со стороны родителей и большей части старшеклассников, которые хорошо понимают, что специалист завтрашнего дня без фундаментальных знаний востребован не будет. Однозначно одно: насколько хорошо мы научим молодого человека осуществлять выбор своего жизненного пути, настолько успешно выпускник сможет найти свое место в обществе и будет полезен району, селу. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Уже в 9-ом классе ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprofilnoe_obuchenie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
Сельская школа была, есть и будет важной составляющей образовательной системы. Она призвана всемирно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей, росту уникального потенциала отечественной культуры.
Соответственно изменениям социально-экономических условий меняются и цели обучения и воспитания сельских школьников. Без профильной дифференциации обучения, глубокой предпрофессиональной подготовки учащихся теперь не обойтись. Нас радует то, что повысился интерес к образованию со стороны родителей и большей части старшеклассников, которые хорошо понимают, что специалист завтрашнего дня без фундаментальных знаний востребован не будет. Однозначно одно: насколько хорошо мы научим молодого человека осуществлять выбор своего жизненного пути, настолько успешно выпускник сможет найти свое место в обществе и будет полезен району, селу. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Уже в 9-ом классе ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение.
Как правило, предпрофильная подготовка начинается в 5-6-х классах. Здесь дополнительно к урокам мы организовали кружки по интересам развивающего характера («Юный математик», «Русское слово», кружок английского языка и др.). В 7-8-х классах ведутся кружки для ознакомления с конкретными образовательными областями («Защитники природы», «Тазалык», «Туризм» и др.).
К концу 8-го класса проводится педагогический консилиум с целью предварительного определения профиля и выдачи рекомендаций для уточнения профиля учащимися к концу 9-го класса.
Мы решили, начиная с 5-го класса открыть каждому ученику «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все достижения ученика, своеобразное «портфолио».
Для осуществления предпрофильной подготовки в первую очередь провели анализ мнений учащихся и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем сформировали соответствующий учебный план с безусловным сохранением его ядра – инвариативной части. Согласно примерному учебному плану, утвержденный приказом МоиН РТ №1003/5 от 26.07.2005 года, в 9-м классе организовали предпрофильную подготовку по следующим предметно-ориентированным курсам: «Черчение и графика», «!Математика в управлении и экономике», «Трудные вопросы русской орфографии», «Решение основных вопросов органической и неорганической химии», «Экологические аспекты здоровья человека», «Культура речи», «Электричество в профессиях».
На школьном уровне создали нормативную базу для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения. Нормативную базу составляют следующие документы:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Учебный план;
- Решение педагогического совета и приказ директора школы об организации предпрофильной подготовки и открытии профильного класса;
- Программа введения профильного обучения на старшей ступени школы;
- План по подготовки и организации профильного обучения;
- Положение о Координационном Совете;
- Положение о классах с профильным обучением;
- Положение о конфликтной комиссии;
- Положение о портфолио достижений учащихся;
- Положение о годичной команде педагогов, организующих работу по предпрофильной подготовке учащихся основной школы;
- Временное положение об оценивании учащихся при проведении курсов по выбору в рамках препрофильной подготовки.
Разработаны:
- Модель предпрофильной подготовки
- Модель выпускника 9 класса
- Модель классного руководителя в условиях предпрофиля.
В конце учебного года проведена необходимая разъяснительная, консультационная и организационная работа: классные родительские собрания, индивидуальные беседы, организован мониторинг родительских и детских пожеланий, запросов. Проведена большая информационная работа с учащимися 8-х классов, презентация элективных курсов. В основу выбора курсов учащимися положена добровольность.
Важным направлением в процессе введения профильного обучения является организация информационной работы. С этой целью была собрана информация об учреждениях, в которой учащиеся смогут получить или продолжить образование по выбранному профессию. Провели месячник профориентационной работы, мониторинг профессиональных намерений учащихся 9 – го класса, который дал возможность быстро и максимально определить планы учащихся после обучения в школе и основные проблемы.
Исходя из реальных ресурсов – состава педагогических работников школы, учитывая пожелания учащихся и материально – техническую базу школы, мы выбрали естественно – математическое направление профильного обучения. Определили учителей, преподающих в профильном направлении. Конечно же, «кадры решают все». При подборе кадров для работы с профильным классом мы старались придерживаться главных принципов:
1.Высокий профессиональный уровень преподавателей.
2.Стимуляция постоянного научно - методического роста.
Все они имеют высшее образование и богатый опыт работы в образовательном процессе и показывают большую результативность и качество в образовании и воспитании.
В школе ведется большая научно – методическая работа. Ежегодно учителя аттестуются на высшую и первую квалификационные категории. Многие учителя работают по своим авторским программам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по подготовке и организации предпрофильного обучения
Рассматривается система предпрофильной подготовки в общеобразовательном учреждении...
Организация предпрофильного обучения по физике в основной школе
Предпрофильная подготовка – процесс создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени в отношении профилирующего направления...
Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки
описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...
Из опыта работы "Развитие коммуникативных компетенций учащихся при обучении немецкому языку через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе"
Материал из обобщения опыта работы...
Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций города Рубцовска
В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...
Доклад «Всероссийские проверочные работы по английскому языку. Из опыта работы при подготовке к ВПР в 11 классе»
Подготовка к ВПР 11 класс...